kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека дидактических игр по развитию речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека дидактических игр содержит описание дидактических игр по развитию речи для детей старшего возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр по развитию речи»



Картотека дидактических игр в средней группе по развитию речи.

  1. Кто летает

Цель: развивать слуховое внимание, активизировать словарь.

Ход игры: Дети становятся в одну линию. Ведущий объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь летающее - самолет или воробей, - вы должны поднять обе руки вверх, если нелетающее - не поднимайте. Кто ошибется - выходит из игры. 


- Воробей.                           - Ворона. 

- Пчела.                               - Стрекоза. 

- Божья коровка.                - Собака. 

- Слон.                                - Кошка. 

- Ракета.                              - Стол. 

- Змея.                                 - Облака. 

- Орел.                                 И т. д.


2. Дай определение словам


Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления.


Ход игры: я начну, а ты закончи:

Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая

Праздник (какой?) – веселый, долгожданный 


3.Дай действия словам

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания.


Ход игры: я начну говорить, а ты закончи:

Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…

Праздник (сто делает?) – наступает, приходит, радует…


4.Наоборот

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова.


Ход игры: я начну, а вы продолжите:

Веселый праздник – грустный

Большой подарок – маленький

Светлое небо – …

Чистое платье – …

Хорошее настроение – …

Теплая погода - …





  1. Где Петрушка?

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания.

Наглядный материал: кукольная мебель, игрушечный Петрушка


Ход игры: воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает на стул, на дива, за стол, прячет за шкаф, за диван.

Дети объясняют, где Петрушка – Петрушка сидит на стуле.








6.Четвертый лишний

Цель: развивать внимание, сообразительность, речь.


Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:

 - тарелка, стакан, корова, чашка

- чашка, стакан, тарелка, кружка









С.2

7.С мишкой

Цель: учить использовать глагол ЛЕЖАТЬ в повелительном наклонении.


Наглядный материал: медвежонок, кровать


Ход игры:

В: этот мишка охотно ложится на бочок, спину, живот. Надо попросить его об этом.

Дети просят мишку употребляя глагол ЛЯГ

Усложняя задание, воспитатель создает новую игровую ситуацию с любой другой игрушкой


8.Разговор по телефону

Цель: развивать пространственные представления. Побуждать использовать в речи слова: ВВЕРХ, НАПРАВО, НАЛЕВО, ВНИЗ, ПРЯМО.


Ход игры: в одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил?


9.Отгадай предмет по названиям его частей

Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.


Ход игры:

- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)

- голова, туловище, лапы, крылья (птица)


10.Кто у кого?

Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом А.


Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами


Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок»

Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок»


11.Назови одним словом

Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.


Материал: картинки с избражением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т.д.


Ход игры: сгруппируйте эти предметы.

Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение


12.Игра в слова

Цель: учить синтезировать и группировать слова по признаку. Развитие внимания

Ход игры:

В: сейчас я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Повтори! Как вы думаете, можно ли разделить эти слова на группы? Вспомните вначале животных? Перечислите предметы мебели.

В: называет слова: сокол, сито, сосна, сарафан, сарай, Снегурочка. Назовите слова, которые запомнил. Есть ли у этих слов что-то общее (начинаются с буквы С). Если знаешь, как пишется буква С, напиши. Придумай слова, которые начинаются с этой буквы.








13.Узнай по описанию

Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию.


Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде


Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь и показывать его.

Усложнение:

  1. дети объясняют свой выбор

  2. роль водящего выполняет ребенок




  1. Угадай звук

Цель: учить различать звуки.

поднимите правую руку, если услышите в словах звук [c]:

слоненок, Зоя, санки, матрас, золото…

хлопните в ладоши 1 раз, если услышите звук [ч], 2 раза – звук [ц], вставайте, если услышите звук [c].

Цыпленок, стриж, цапля, щенок, чиж, сын.

Цапля важная носатая,

Целый день стоит, как статуя

Пес тоскует на цепи

А попробуй отцепи;

В небе коршун кружится

Третий час подряд

Но ему, разбойнику

Не украсть цыплят.


15.Что изменилось?

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета.

Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности.

В: посмотрите внимательно на предметы, Запомните как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

Усложнение:

  1. Описать предмет, которого не стало

  2. рассказать о месте, где он стоял

  3. на какой звук начиналось название этого предмет

  4. в названии каких еще предметов есть этот звук?


16. Какой он?

Цель: учить активно описывать признаки предметов.

Описание: предложить ребенку принести все квадратное, что он найдет в комнате. Например: книгу, коробку, кубик и т.д. Попросить его описать все предметы, объединяемые одним признаком, - квадратные. Пусть ребенок объяснит сходство и различие предметов, а также их назначение.


17.Ласковые слова

Цель: активизация ласкательных существительных.


Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:

Санки – саночки

Гора – горочка

Зима – зимушка

Шуба – шубка

Шапка – шапочка

Снег – снежок

И т.д.



18.Что из чего сделано?

Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе


Ход игры: 

Стакан из стекла – стеклянный

Нож из железа – железный

Чашка из фарфора – фарфоровая

Ваза из хрусталя – хрустальная

Ложка из дерева - …

Сковорода из чугуна - …


19.Я начну, а ты закончи

Цель: активизировать в речи предлога У.


Ход игры:

  • Красивое платье у кого?

  • У Зины

  • Синий флажок у кого?

  • У Саши

  • И т.д.



20.Кто как кричит?

Цель: образование глаголов от звукоподражательных слов.

Наглядный материал: предметные картинки с изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур.

Ход игры:

  • Вспомните, как подает голос поросенок

  • Хрю – хрю

  • Что он делает?

  • Хрюкает

  • Как подает голос котенок?

  • Мяукает?

Можно использовать стихотворение Чуковского «Путаница»


  1. Угадай дерево по листу

Цель: активизировать в речи существительные.

Материал: карточки с листьями знакомых деревьев.


Ход игры: воспитатель показывает карточки одну за другой и спрашивает, какому дереву этот лист принадлежит. Дает образец ответа:

- Этот лист березы

- Этот лист клена


22.На чем дети катаются

Цель активизировать в речи предлога НА


Наглядный материал: сюжетные картинки (лыжи, санки, коньки, самокат, велосипед)


Ход игры: дети по картинке составляют предложения с предлогом на

Мальчик катается на самокате

Вера едет на машине. И т.д.








23.Доскажи словечко

Ведущий предлагает детям поиграть в загадки, где необходимо, внимательно слушая текст, угадать, договорить, добавить нужное по звучанию и по смыслу слово. 

Всех он любит неизменно, Кто б к нему ни приходил. Догадались. Это Гена, Это Гена... (Крокодил) 

Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей. И однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит  - Это доктор... (Айболит) 


24.Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.


Ход.

Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»












25.Угадай игрушку


Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.


Ход.

На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.


Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.


26.Назови как можно больше предметов


Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.


Ход.

Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)

Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.


27.Скажи, какой?


Цель: Учить детей выделять признаки предмета.

Ход.

Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»


28.«Эхо»

Цель: развивать слуховое внимание, речь.


Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.


Ход.

Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.


29.Отгадай-ка

Цель: упражнять детей в составлении описательных рассказов.

развивать умение внимательно слушать товарища.

Ход игры: водящий описывает какой-либо предмет, не называя его. Остальные играющие должны по описанию узнать предмет. Назвавший его правильно становится водящим.

В: ребята, я напомню вам план, который поможет вам при описании предмета:

Расскажите, из какого материала он сделан, из каких частей состоит, каких они форм, если есть, то скажите, какими узорами он украшен. В конце назовите для чего можно использовать?







30.Похожие слова

Цель: помочь изучить синонимы,  разные значения одного и того же  слова; учить выбирать наиболее точные слова для описания определенного предмета, избегать повторений.

Описание: объяснить ребенку, что об одном и том же можно сказать разными словами:

Наш котенок веселый (Забавный, смешной, потешный, комичный)

Погода на улице сегодня печальная. (Грустная, нерадостная)

Заяц трусливый, а как еще можно назвать? (Боязливый, робкий, пугливый)

Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать? (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги).


31.Предлоги

Цель: закреплять навыки владения предлогами.

Игровой материал и наглядное пособие: одноразовая картонная тарелка и кубик.

Описание: расчертить тарелку на секторы. В каждом секторе написать предлоги «на», «в», «под», «над», «с», «за», «перед», «к» и др. Ребенок бросает кубик на тарелку. Сектор, в который попал кубик, становится игровым. С предлогом игрового сектора ребенок должен придумывать предложение. Пусть сначала оно будет простым.


32.Закончи предложение

Цель: развивать умение употреблять в речи сложноподчиненные предложения.

Описание: предложить детям закончить предложения:

Мама положила хлеб…куда? ( В хлебницу)

Брат насыпал сахар…куда? ( В сахарницу)

Бабушка сделала вкусный салат и положила его…куда? ( В салатницу)

Папа принес конфеты и положил их…куда? ( В конфетницу)

Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела)

Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)

Кошка забралась на дерево, чтобы… (спастись от собак)






1




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Картотека дидактических игр по развитию речи

Автор: Алексеева Виктория Николаевна

Дата: 16.02.2018

Номер свидетельства: 457861

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения "
    ["seo_title"] => string(118) "kartotieka-didaktichieskikh-ighr-dlia-razvitiia-oriientirovki-v-prostranstvie-u-doshkol-nikov-s-narushieniiem-zrieniia"
    ["file_id"] => string(6) "163605"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422517204"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) ""Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей и подготовительной группе""
    ["seo_title"] => string(80) "kartoteka_didakticheskikh_igr_po_razvitiiu_rechi_v_starshei_i_podgotovitelnoi_gr"
    ["file_id"] => string(6) "592008"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1637356030"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе."
    ["seo_title"] => string(73) "kartotieka_didaktichieskikh_ighr_po_razvitiiu_riechi_v_starshiei_ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "402551"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1490229624"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Картотека дидактических игр по развитию речи в средней группе"
    ["seo_title"] => string(65) "kartoteka_didakticheskikh_igr_po_razvitiiu_rechi_v_srednei_gruppe"
    ["file_id"] => string(6) "509836"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1557664610"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Картотека дидактических игр на развитие звуковой культуры речи у старших дошкольников"
    ["seo_title"] => string(80) "kartoteka_didakticheskikh_igr_na_razvitie_zvukovoi_kultury_rechi_u_starshikh_dos"
    ["file_id"] => string(6) "510596"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1558019517"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства