Просмотр содержимого документа
«Картотека опытов с песком в старшей группе»
Картотека опытов с песком
«Свойства песка»
Цель: Познакомить детей со свойствам сухого песка (сыпучесть), показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек – песчинок. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру
Предварительная работа: игры с песком на прогулке, рассматривание фотографий с видами построек из песка.
Материал и оборудование: песок (для проведения занятия в группе), лейка с водой, различные формочки, пластмассовые бутылочки.
Ход:
Отгадайте загадку:
Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть (песок)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем ставить различные опыты с песком. Но сначала, давайте вспомним, какой бывает песок и что можно из него построить?
Дети по очереди рассказывают, что знают о песке
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы очень наблюдательны. А сейчас давайте проведем первый опыт.
Дети садятся полукругом вокруг большого стола. Если занятие проводится на улице, то вокруг стола около песочницы
Давайте с вами посмотрим, что же такое песок, из чего он состоит? Поставьте перед собой тарелочку. Кончиком ложки наберите чуть-чуть песка и высыпьте её на тарелочку.
-Легко ли сыплется песок (легко)
-Почему он легко сыплется (сухой, сыпучий).
А теперь возьмите вот такое приспособление, кто знает, как оно называется, (увеличительное стекло, лупа). Правильно оно так называется, потому что увеличивает, а ещё можно сказать лупа.
Возьмём лупу и внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? (Зёрнышки, камешки). Эти маленькие камешки называются песчинки, которые не прилипают друг к другу. Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, коричневые, светло-коричневые в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки.
Воспитатель помогает детям сделать вывод, что песок сухой сыпиться, потому что состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу.
«Почему не получился куличик?»
Цель: Познакомить детей со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики
Материал и оборудование: формочки, песок, вода.
Ход:
Воспитатель насыпает в формочку песок и пробует построить куличик. Песок из формочки рассыпается. Воспитатель приглашает 2-3-х детей, чтобы они могли построить куличики. Далее, воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается. Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка.
Далее воспитатель вместе с детьми делает вывод: сухой песок светлого цвета, сыпучий. Из него нельзя построить куличики. При смачивании песок становится темного цвета. Из него можно построить куличики
Воспитатель: молодцы ребята. А сейчас мы попробуем нарисовать песком картину. Как вы думаете, из какого песка получится картина? (Дети отвечают). Давайте проверим ваши ответы
Воспитатель вместе с детьми делает вывод: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики.
«Делаем дорожки и узоры из песка»
Цель: Продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет.
Материал и оборудование: пластмассовые бутылочки наполненные сухим и мокрым песком, палочки для рисования, разносы.
Ход:
Воспитатель раздает детям пластмассовые бутылочки наполненные сухим и мокрым песком. Сначала показывает, а потом предлагает детям нарисовать различные узоры. Мокрый песок не высыпается из бутылочки, тогда как сухой песок свободно высыпается из бутылочки. Далее, воспитатель с детьми рисуют коллективную картину песком.
В заключении дети подводят итоги: сухой песок сыпучий, наполнив им бутылочку можно нарисовать любой узор. Мокрый песок тяжелый, он не высыпается из бутылочки.
Заключение: ребята, сегодня мы познакомились с вами со свойствами песка. Расскажите, пожалуйста, что мы сегодня с вами делали? Что нового узнали.
На прогулке проводятся игры с песком, учитывая проведенные опыты.
Воспитатель вместе с детьми делает вывод: из сухого можно нарисовать любой узор, потому что он сыпиться, а из мокрого нельзя.
« Песок и земля»
Цель:Продолжать знакомитьдетей со свойствами песка (рыхлый, может двигаться) и земля (сухая, твёрдая).
Материал и оборудование: горшки с песком, банка с землей и два «деревца».
Ход:
У каждого ребёнка на столе горшок с песком, банка с землей и два «деревца» (ветка дерева). Педагог предлагает детям «посадить» дерево в стакан с землей, а затем в стакан с песком. Дети сравнивают, во что легче посадить дерево.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, песок может двигаться? А как это проверить? Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на песок сухой. Что происходит? Дети: Песок движется. (Опыты сопровождаются картинкой с изображением свойства песка)
Совместно с педагогом делают вывод о том, что земля сухая, твёрдая, а песок — рассыпчатый, может двигаться.
« Из чего состоит песок?» Цель: Продолжать детей знакомить со свойствами песка, что он может пропускать воду.
Материал и оборудование: тарелочки с песком, баночка с водой.
Ход:
У вас на столе лежат тарелочки с песком. Сейчас мы рассмотрим песок. А поможет нам в этом необычный предмет? Лупа. Рассмотрите, через лупу из чего состоит песок. Что вы видите?
Песок состоит из маленьких песчинок, полупрозрачных, круглых, не прилипающих друг к другу.
А теперь внимание! Полейте песок в стакане водой. Куда делась вода? Молодцы правильно. Значит, песок пропускает воду.
Физминутка:
Мы песчинки, мы песчинки
Покружиться мы не прочь.
Мы песчинки, мы песчинки
Танцевали б день и ночь.
Встанем дружно все в кружок
Получается песок.
«Движение песка».
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами песка, что он может двигаться если сухой, а мокрый нет.
Материал и оборудование: тарелочки с песком, баночка с водой, трубочки.
Ход:
-Ребята, как вы думайте, песок может двигаться?
-А как это проверить?
-Проверьте сами. Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на сухой песок.
-Что происходит (он движется)
-А теперь подуйте на сырой песок?
Что происходит? Да песчинки мокрые и они не движутся.
Физминутка:
Мы песчинки, мы песчинки
Покружиться мы не прочь.
Мы песчинки, мы песчинки
Танцевали б день и ночь.
Встанем дружно все в кружок
Получается песок.
Воспитатель вместе с детьми делает вывод, что песок сухой движется, а сырой нет.
«Чей след»
Цель: Формировать умение оставлять следы на песке, затем определять каким предметом оставлен след.
Материал и оборудование: подносы с мокрым и сухим песком.
Ход:
В центре экспериментирования ёмкость с мокрым и сухим песком
-Как вы думаете, можно на песке рисовать?
-А на каком песке можно рисовать?
-Чем можно рисовать? Дети рисуют по сырому песку зубочисткой, а по сухому пальчиком.
Во время рисования звучит спокойная музыка.
Далее воспитатель оставляет след от игрушки на мокром и сухом песке.
-На коком песке остался след зайчонка? (на мокром песке)
Игра: «Чей след?» - 3 ребёнка берут игрушки - штампы и оставляют следы, дети отгадывают (цветок, кружок и др.)
Воспитатель вместе с детьми делает вывод: на мокром песке мы можем рисовать, оставлять следы.
«Рисуем песком»
Цель: Формировать умение насыпать сухой песок на клеевой рисунок, затем стряхивать излишки песка.
Материал и оборудование: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.
Ход:
Детям предлагается рассмотреть песок:
- Какого цвета песок? Предложить попробовать на ощупь (сыпучий, сухой).
- Из чего состоит песок? (из песчинок)
- Как выглядят песчинки? (Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу)
-Можно ли сухим песком рисовать?
На плотной бумаге нарисовать клеевым карандашом что-нибудь, а потом на клей насыпать песок.
Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось.
Воспитатель вместе с детьми делает вывод: что сухим песком можно и рисовать.
С бумагой:
«Какая бывает бумага?»
Цель: Учить детей с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги: бумага бывает разных цветов, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая. Прозрачная и белая.
Материал и оборудование: листы бумаги разного цвета, гладкая и шероховатая бумага, а также тонкая и толстая бумага.
Ход:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть листы бумаги и спрашивает детей, какого цвета бумага. Дети по очереди называют цвет бумаги. Затем воспитатель предлагает погладить ладошкой бумагу и сказать, какая бумага - гладкая или шероховатая. Далее воспитатель предлагает детям пощупать бумагу разной толщины и сказать, чем одна отличаются от другой - один лист бумаги тонкий, а другой толстый. Дети приходят к выводу, что бумага бывает разного цвета, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть листы бумаги. Затем воспитатель предлагает детям положить на стол картинку, а на нее сверху положить лист белой бумаги. Видно картинку? Дети отвечают, что картинку не видно. Почему не видно? Потому что бумага непрозрачная. Воспитатель предлагает вместо листа белой бумаги положить прозрачную бумагу.Что изменилось? Дети отвечают, что картинку видно. Калька прозрачная.
Воспитатель вместе с детьми изготавливает аппликацию «Солнце».
Воспитатель помогает детям сделать вывод, что бумага бывает разных цветов, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, прозрачная.
«Послушай, как шуршит бумага»
Цель: Закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах.
Материал и оборудование: листы бумаги, лоскутки хлопчатобумажной ткани.
Ход:
Воспитатель предлагает детям смять лист бумаги и послушать, как она шуршит. Затем воспитатель предлагает смять лоскуток ткани и послушать, будет ли ткань шуршать, когда ее будут мять. Воспитатель подводит детей к выводу, что бумага шуршит, когда ее мнут.
«Сгибание листов бумаги»
Цель: Закреплять умения детей производить действия с бумагой, развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно–следственные связи.
Материал и оборудование: листы бумаги.
Ход: предложить детям согнуть бумагу в любом направлении, спросить детей – легко ли им было сгибать лист бумаги. Затем предложить детям расправить лист, спросить детей - исчезло ли место сгиба?
В конце дети делают оригами «Птица».
Дети приходят к выводу вместе с воспитателем, что бумагу легко согнуть, при распрямлении бумаги место сгиба не исчезает.
«Легко ли рвется бумага?»
Цель: Расширять представления детей о свойствах бумаги, закреплять умения делать выводы.
Материал и оборудование: листы тонкой и толстой бумаги.
Ход:
Воспитатель предлагает рассмотреть листы тонкой и толстой бумаги, определить на ощупь какая тонкая, а какая толстая. Воспитатель спрашивает детей о том, легко ли порвать бумагу. Так как раньше дети видели, что бумагу можно порвать, отвечают утвердительно, что бумагу легко порвать. Воспитатель предлагает детям взять лист толстой бумаги и порвать ее. Дети не могут справиться с заданием. Затем воспитатель предлагает порвать тонкую бумагу.
В конце дети делают аппликацию «Цветок» из порванных клочков бумаги.
Воспитатель помогает детям сделать вывод, что толстую бумагу они не могут порвать, а тонкую могут.
«Скатывание бумаги в шарики»
Цель: Вызвать интерес к свойствам бумаги, закреплять умения делать выводы.
Материал и оборудование:бумажные салфетки, листы бумаги для рисования.
Ход:
Воспитатель обращает внимание детей на то, что бумага всегда бывает в виде листов. А может ли бумага быть в виде шариков? Воспитатель предлагает детям оторвать небольшие полоски бумаги и скатать из них шарики, а затем ответить на вопрос – из какой бумагилегче скатать шарики, из тонкой или толстой.
В конце дети делают аппликацию «Рыбка» из порванных клочков бумаги.
Воспитатель помогает детям сделать вывод, что из тонкой бумаги легче скатать шарики, чем из толстой.
«Какой бумагой можно порезать пластилин?»
Цель:Вызвать интерес к свойствам бумаги, закреплять умения делать выводы.
Материал и оборудование: кусок пластилина, полоска альбомного листа, салфетка, картон, газета.
Ход:
Возьмем кусок пластилина и скатаем колбаску, возьмем полоску альбомного листа и краем сделаем надрез на колбаске, теперь салфеткой, газетой, полоской картона
Какой бумагой можно порезать пластилин?
Ребенок: картоном и немного альбомным листом!
Воспитатель: почему?
Воспитатель вместе с детьми делает вывод, что салфетка мягкая и газета тоже, а картон твердый и альбомный лист немного твердый.