Картотека дидактических игр по пожарной безопасности
Картотека дидактических игр по пожарной безопасности
Картотека дидактических игр по пожарной безопасности
Раньше и теперь
Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.
Правила игры: воспитатель кратко сообщает детям, какие действия предпринимались в прошлые времена в случае возникновения пожара; ребята рассказывают, как в таких случаях нужно поступать сегодня.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр по пожарной безопасности»
Картотека дидактических игр по пожарной безопасности Раньше и теперь
Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.
Правила игры: воспитатель кратко сообщает детям, какие действия предпринимались в прошлые времена в случае возникновения пожара; ребята рассказывают, как в таких случаях нужно поступать сегодня.
Как узнать и сообщить о пожаре? Что делали раньше
Над городом возвышалась каланча, на которой постоянно находился наблюдатель. Как только он замечал дым, сразу же запускал в небо
сигнальный шар.
Как поступают сегодня. . Звонят по телефону 01.
Как пожарным добраться до пожара? Что делали раньше
На телегу, на которой уже была установлена бочка с водой, садились пожарные и, погоняя лошадей, ехали к месту пожара.
Как поступают сегодня
На пожарной машине. На пожарном поезде. На пожарном вертолете. На пожарном самолете.
Какая одежда (экипировка) у пожарных? Что делали раньше
Раньше пожарные носили форму из холстины, на голову надевали каску, на руки -брезентовые рукавицы.
Как поступают сегодня
Сегодня жизнь и здоровье пожарного защищает комбинезон из огнеупорных материалов, каска, противогаз или респиратор.
Какими средствами тушат пожар? Что делали раньше
Ручным насосом, ведром с водой, топориком, ломом, багром. Как поступают сегодня
Брандспойтом, подключенным к автонасосу, огнетушителями, водой, пеной.
Горит–не горит
Игровая задача: быстро и правильно выполнить ответственное действие.
Образовательная задача: закрепить знание о свойствах горючести
различных предметов и веществ; помочь осознать разрушительную силу огня и развить быструю реакцию на ответное действие.
Правила игры: дети стоят в кругу, воспитатель – в центре. Педагог
называет какой-либо предмет или вещество и бросает мяч одному из детей. В том случае, если это вещество не горючее, ребенок должен поймать мяч, если же оно горючее – отбить. Ребенок, сделавший ошибку, выбывает из круга.
Выигрывает ребенок, оставшийся последним.
(Примеры негорючих предметов и веществ: металл, вода, лед, земля, воздух, камень, кирпич, глина, мел и т.д.)
Что нужно пожарным?
Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов пожарной тематики.
Образовательная задача: сформировать у детей интерес к профессии пожарного.
Правила игры: детям раздаются карточки с изображением предметов и явлений, характеризующих различные профессии, в том числе и пожарного.
Ребята на скорость выбирают из общей массы карточек те, которые относятся к пожарной тематике. Выигрывает тот, кто быстрее отберет нужные карточки и не допустит при этом ошибки.
Диалоги по телефону
Игровая задача: научить детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы.
Образовательная задача: способствовать запоминанию детьми общепринятых правил разговора по телефону, в том числе с дежурными экстренных служб.
Правила игры: дети по очереди выбирают карточки с номерами телефонов экстренных служб: 01, 02, 03, 04. Воспитатель рассказывает предысторию чрезвычайной ситуации (3-4 предложения) и дает задание ребенку, в зависимости от конкретного случая, вызвать по игрушечному телефону ту или иную службу. Задание считается выполненным, если по
рассказу ребенка можно понять, куда и с какой целью должна приехать та или иная служба. (Роль дежурного выполняет воспитатель).
Если возникает пожар
Игровая задача: учить детей в рифму заканчивать стихотворение- загадку.
Образовательная задача: закрепить знания детей о правилах безопасного обращения с огнем.
Правила игры: дети, взявшись за руки, образуют круг, в его центре стоит воспитатель с воздушным шариком (мячом) в руках. Он произносит строки
стихотворения и, делая паузу на последнем слове, передает шарик (мяч) ребенку, который быстро досказывает слово и возвращает шарик воспитателю.
Этот шар в руках не даром. Если раньше был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар – Звал пожарных в бой с пожаром. Где с огнем беспечны люди,
Где взовьется в небо шар,
Там везде грозить нам будет
Злой, безжалостный … (пожар).
Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в… (квартире)?
Дым столбом поднялся вдруг
. Кто не выключил … (утюг)?
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над … (газом).
Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жег … (листву).
Дым увидел – не зевай
И пожарных … (вызывай).
Помни, каждый гражданин
– Этот номер … (01)!
Хорошо – плохо
Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.
Ход игры: ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого). Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа ит.д.) дети должны расположить карточки на
картине – в нужное место.
Лото - пожарная безопасность
Цель:с помощью сюжетных картинок формировать представление
детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Развивать внимание, логическое мышление,
Ход игры: воспитатель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников (игровые поля), затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации при пожаре (мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры, оставлен утюг без присмотра, дети включили ёлку и т.д.). Ребёнок, правильно охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот, у кого окажется больше закрытых полей.
Карточная викторина
Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.
Ход игры: воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку.
Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек.
Вариантывопросов:
Назови возможную причину пожара;
как правильно вызвать пожарных;
что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;
можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;
что нужно делать, если в доме запахло газом;
можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;
можно ли поджигать тополиный пух;
можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;
можно ли использовать лифт во время пожара в доме;
что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;
как правильно покинуть задымлённое помещение;
можно ли играть спичками и зажигалками и почему.
Назовипричиныпожара
Цель: формировать знания о причинах пожара. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.
Ход игры: из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и
аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.
Выбери нужное
Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о
предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.
Ходигры:ребёнку предлагается набор предметных картинок
(огнетушитель. ведро с водой. Телевизор. Телефон, ящик с песком, розетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара.
Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.
Четвёртый лишний
Цель: закреплять знания о предметах которые могут стать причиной возникновения пожара. Развивать логическое мышление, обогащать
словарный запас детей.
Ход игры: из четырёх предложенных картинок, изображенных на одной карточке ребёнок выбирает лишнюю связанную или не связанную с
пожаром. Пример – кипятильник, расчёска, кастрюля, шкатулка; ковёр, телевизор, картина, стул и т. д.)
Сложи картинку
Цель: закреплять знания о правилах поведения во время пожара.
Ход игры: ребёнок должен сложить разрезанную на 8-10 частей картинку с изображенной ситуацией при пожаре.
Найди ответ
Цель:закрепить знания о правильных действиях при возникновении пожара.
Ход игры: вопросы и ответы предлагаются в виде картинок (на одном подносе вопросы, на другом – ответы). К каждой ситуации необходимо подобрать правильный ответ.
Ситуации. Ответы
Возник пожар. Звони по телефону «01».
В комнате много дыма. Пробирайся ползком к выходу. На тебе горит одежда. Падай на пол и катайся.
Трудно дышать от едкого дыма. Дыши через мокрую тряпку.
Разложи по порядку
Цель:ознакомить детей с порядком действий при пожаре.
Ходигры:используются карточки с изображениями:
Сообщение по телефону «01» о пожаре;
Эвакуация людей;
Тушение пожара взрослыми до приезда пожарных, если это не опасно;
Встреча пожарных;
Работа пожарных;
Дети должны разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях.
С чем можно играть
Цель: развивать внимание, мышление. Закреплять знания о пожарной безопасности.
Ходигры:перед детьми карточка с нарисованными на ней предметами.
Ведущий называет предмет и спрашивает, можно с ним играть или нет. Если можно, то ребенок закрывает предмет желтым кружком. Если нельзя –
черным. При этом ребенок должен объяснить, почему нельзя играть с тем или иным предметом.
Опасныепредметы–источникипожара
Цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление.
Ход игры: детям раздаются карточки, на которых изображены огнеопасные предметы и просто опасные предметы. Например, свеча, утюг, бенгальские огни, печка, пила. Нужно убрать карточку с изображением предмета,
который не представляет угрозы для возникновения пожара.
Слушай внимательно
Задаю вопрос, а дети хором должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья».
Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
Кто из вас, заметив дым, закричит: "Пожар, горим!"
Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем?
Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?
-Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?
-Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том.
-Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
-Молодцы ребята, поработали мы хорошо, спасибо вам.
Какое у вас настроение? (Хорошее)
-Покажите настроение. (Все улыбаются)
Соедини по точкам
Цель: закреплять представления об источниках пожарной опасности; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Ход игры: соеденить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.
Комучтонужнодляработы
Цель:закреплять знания об орудиях труда пожарных.
Ход игры: воспитатель предлагает показать картинки, необходимые для труда людей разных профессий, в том числе пожарных.
Усложнение: воспитатель увеличивает количество профессий и предметов для их труда и предлагает рассказать о действиях, производимых этими орудиями.
Отдых
Цель: закреплять знания правил пожарной безопасности; развивать внимание.
Ход игры: воспитатель задаёт вопросы, а дети хором отвечают: «Это я, это я, это все мои друзья!». В ответе на «неправильные» вопросы дети
молчат.
Кто услышав запах гари, сообщает о пожаре?
Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?
Кто унюхов газ в квартире, позвонит по 04?
Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?
Найди,чтолишнее
Цель: закреплять умение классифицировать предметы по принципу функциональности; закреплять знания об электрических приборах и предметах, связанных с огнём.
Ход игры: детям раздаются предметные картинки, воспитатель предлагает отложить те, которые не относятся к электрическим приборам и предметам, связанными с огнём.
Дорисуй,чегонехватает
Цель: уточнить знания об электрических приборах и их частях; закрепить знания правил пожарной безопасности.
Ходигры: детям предлогается дорисовать недостоющие детали
электрических приборов (электрический шнур, вилка; ручка, крышка или носик чайника, шланг пылесоса), рассказать, для чего они преднозначены и как с ними нужно обращаться.
Подбериматериал
Цель: закрепить знания об электроприборах и способах их использования.
Ход игры: воспитатель ставит ручку регулятора мощности утюга в разные положения, а дети подбирают образцы тканей и объясняют, как их нужно гладить. Воспитатель также обращает внимание на то, что на одежде всегда есть ярлыки, на которых указывается состав материала и можно ли гладить эту вещь утюгом.
Найди четвёртый лишний
Цель: закреплять представления о причинах пожара, об источниках опасности в доме, развивать сообразительность, внимание.
Ход игры: воспитатель предлагает найти «четвёртый лишний» предмет, который может стать причиной пожара.
ПодбериигрушкуТанюшке
Цель: закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.
Ход игры: воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых весёлыми человечками те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.
Раз,два,три,что можетбытьопасно–найди
Цель: закреплять представления об источниках пожарной опасности в доме, развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.
Ход игры: воспитатель, или ребёнок отворачивается, считает до 3- 5 (при необходимости до 10), а дети за это время берут на макете или в игровом уголке, те предметы, которые по их мнению, могут быть
пожароопасными. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.