Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр»
Картотека дидактических игр
Тема «Осень»
ИГРА: «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК» (ОВОЩИ, «ФРУКТЫ)
(определение предметов на ощупь)
ИГРА: «КАКОЙ СОК? КАКОЕ ВАРЕНЬЕ?»
«Это морковь. Из него получается морковный сок» и т. д.
Как эти соки называются?
Сок из яблок – яблочный.
Сок из винограда – виноградный.
Сок из моркови – морковный.
Сок из томатов – томатный сок.
Сок из огурцов – огуречный сок. Сок из слив – сливовый сок.
Сок из капусты – капустный сок.
Сок из картофеля – картофельный сок.
Сок из клюквы - … Сок из груш - …
ИГРА: «ОПИШИ СЛОВАМИ ОСЕНЬ!»
ИГРА: «ОДИН – МНОГО»,
лист-листья; дерево-деревья….
ИГРА: «С КАКОГО ДЕРЕВА ЛИСТ?»
ИГРА: «КАКОЙ ЛИСТ?»
«Это лист с берёзы – берёзовый лист. А это лист с клена – кленовый лист».
ИГРА: «ХЛОПАЙ В ЛАДОШИ»
на слух воспринимать названия овощей и фруктов, находить их на картинках, развивать слуховое внимание.
ИГРА: «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).
Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).
Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).
Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).
Для начинки в пироги набираем … (яблоки).
ИГРА: «КАКИЕ БЫВАЮТ ЛЕСА?»
(Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - хвойный.
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный.
Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес смешанный.
Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща.
Если в роще растут дубы, то это дубовая роща. Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.) Почему они так называются?
Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.) Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?
Деревья живые или неживые?
Кто (или что) им помогает расти?
ИГРА: "ЧЬИ ПЛОДЫ?"
Жёлуди растут на … дубе; грозди рябины растут на – рябине; яблоки растут на – яблоне; серёжки растут на – березе, ольхе; круглая шишка на – сосне; длинная шишка на – ели. И т. д.
ИГРА: «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»
Определение времени года по описательным признакам, происходящим в природе, в мире животных, насекомых, людей и т.д.
ИГРА: ОПРЕДЕЛИ СЛОВА. ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ по теме «ОСЕНЬ»
Приходит (что?) ……
Дует (что?) ……
Плывут (что?) ……
Моросит (что?) ……
Улетают (кто?) ……
Опадают (что?) ……
Желтеет (что?) ……
Мокнет (что?) …… Вянут (что?) ……
ИГРА: «КАКАЯ?», «КАКОЙ?», «КАКОЕ?», «КАКИЕ?» ПО ТЕМЕ «ОСЕНЬ»
Солнце (какое?) — …….
Небо ……
Облака …..
Земля ….. Трава …..
Дождь…..
Ветер …..
Листья …. День …..
СОСТАВЛЕНИЕ СВЯЗНОГО РАССКАЗА ПО ТЕМЕ «ОСЕНЬ» по первым словам в предложении:
«Прошло лето, и наступила …. Дни стали ….. Подул ….. Стало …. Люди одеваются … На деревьях … На землю …. Моросит …. Увядает … На юг … Люди собирают … Скоро наступит ….» Рассказ пересказать.
ИГРА: «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Дует, осень, ветер, холодный.
Желтеют, на листья, деревья.
Земля, трава, на, увядает.
Улетают, юг, на, птицы.
Мелкий, осень, моросит, дождь.
ИГРА: «НАЗОВИ ПРАВИЛЬНОЕ СЛОВО»
Окончания глаголов выделяем голосом.
Образец: Ветер дует, а ветры дуют.
Птица улетает, а птицы … Лист желтеет, а листья …
Дождь моросит, а дожди …. Цветок увядает, а цветы ….
Холод наступает, а холода … Урожай созревает, а урожаи ….
ИГРА: «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ»
Употребление в речи глаголов в разных временных формах.
ИГРА: «НАЗОВИ, КАКАЯ ПОГОДА». Образование качественных прилагательных.
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая.
Если дует ветер – ветреная.
Если на улице холодно, какая погода? – холодная.
Если пасмурно – пасмурная.
Если сыро – сырая.
Если хмуро – хмурая.
ИГРА: «ОН (ОНА) – ОНИ» .Образование множественного числа глаголов.
Наступил осенний день – наступили осенние дни (плывет темная туча; стоит большое дерево; идет холодный дождь; дует сильный ветер; висит теплая куртка; летит птичья стая).
ИГРА: «СКАЖИ НАОБОРОТ». Поиск антонимов.
Осень ранняя – осень поздняя.
День веселый – день грустный.
День солнечный – день пасмурный.
Облако белое – туча черная.
СОСТАВИТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПРО ОСЕНЬ, ПО ПЛАНУ:
Когда наступает осень?
Осенние месяцы.
Приметы осени в природе (солнце, небо, земля, деревья).
Что делают птицы и животные осенью?
Труд человека в осенний период.
Осенняя одежда.
Любишь ли ты осень? Почему?
ИГРА: «РАЗ ШИШКА, ДВА ШИШКА…».
Цель игры: знакомство детей с природой и повторение прямого счёта (можно и обратного счёта). Детям выдаются ведёрки, корзинки и т.д. За определённое время нужно набрать в него упавшие с дерева шишки, при этом приговаривая:
«Раз шишка, два шишка и т.д.». Можно использовать листья, жёлуди и т. д.
Далее идёт беседа о дереве, чьи плоды или листья были собраны.
ИГРА: «КРУГ, ОВАЛ, ТРЕУГОЛЬНИК…».
Цель игры: знакомство детей с природой и повторение геометрических фигур. Данная игра может проводиться как индивидуально, так и парами или группами. Задача детей: собирать листья определённой формы. Можно всем сразу трёх видов, а можно разделить по группам: одна группа собирает листья похожие по форме на круг, другая – на овал, третья – на треугольник и т. д.
ИГРА: «УГАДАЙ НА ВКУС»
В чашке лежат кусочки разных овощей или фруктов. Ребенку завязывают глаза и он должен по вкусу определить, что это.
ИГРА: «ДА-НЕТ».
Цель игры:развитие логического мышления и расширение кругозора детей.
Ведущий предлагает утверждения. Если утверждение верное дети говорят:
«Да!» и хлопают в ладоши. Если утверждение не верное, то дети говорят: