Картотека дидактических и подвижных игр по правилам дорожного движения.
Картотека дидактических и подвижных игр по правилам дорожного движения.
Картотека подвижных и дидактических игр по правилам дороного движения на старший дошкольный возраст.В которую входят: подвижные игры,дидактическкие игры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических и подвижных игр по правилам дорожного движения.»
Картотека дидактических
и подвижных игр
по правилам дорожного движения.
Дидактические игры
1 «Учим дорожные знаки»
Цель: Продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре.
Материал: Карточки большие и маленькие со знаками.
Ход игры:
Между играющими делят большие карты поровну. Ведущий по очереди показывает карточки с дорожными знаками, тот кому она подходит, забирает знак, кладет в правый верхний угол и рассказывает, как называется этот знак, в каких ситуациях применяется. Выиграет тот, кто правильно подберет знаки к ситуациям и сможет это объяснить.
2 «Говорящие знаки»
Цель: Закрепить знание дорожных знаков, их классификацию.
Материал: 73 карточки с изображением дорожных знаков, 73 карточки с описанием значения каждого знака и положений регулировщика.
Ход игры:
Ведущий перемешивает карточки с рисунками и раздаёт играющим. Карточки с текстом оставляет у себя. Затем ведущий берет одну карточку и читает текст. Играющий, у которого есть карточка с дорожным знаком, соответствующим прочитанному тексту, кладет ее на середину стола. Если номера совпадают, играющий берет карточки себе. Выигравший получает карточку с водительским удостоверением.
3 «Подумай – отгадай»
Цель: уточнить представления о транспорте и правилах дорожного движения; активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость.
Материал: фишки.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы детям. Кто из детей знает правильный ответ, поднимает руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку.Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.
Вопросы:
- Сколько колес у легкового автомобиля? (4)
- Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)
- Кто ходит по тротуару? (пешеход)
- Кто управляет автомобилем? (Водитель)
- Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
- Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта)
- По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)
- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного
движения? (Авария или ДТП)- Какой свет верхний на светофоре? (Красный)
- Сколько сигналов у светофора? (Три)
- На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)
- Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми
сигналами?
(«Скорая помощь», пожарная и полицейская машины)
- Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)
- Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской
площадке).
4 «Собери знак»
Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках и ПДД; развивать логическое мышление, внимательность; воспитывать культуру безопасного поведения детей на дороге и в общественных местах.
Материал: в конвертах пазлы – дорожные знаки, фишки.
Ход игры: Воспитатель рассаживает детей по экипажам и по общей команде
(сигнал свистка) дети открывают конверты и складывают свои знаки из частей (пазлы). Через 5 - 7 минут игра прекращается. Сколько знаков собрано
правильно, столько очков получает команда. Можно заработать и дополнительные очки, если игроки правильно ответят, как называется знак и
какое он имеет значение. За правильный ответ воспитатель дает экипажу фишку.
5 «Красный - зеленый»
Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках; развивать внимание, логическое мышление, сообразительность, находчивость.
Материал: воздушные шары красного и зеленого цвета.
Ход игры: Нужно взять два шарика – зелѐный и красный. Воспитатель дает
ребенку в руку красный шарик, ребѐнок – называет запрещающий знак. Если
зелѐный шарик, называет знак разрешающий, предписывающий. Не называет –выбывает из игры. А победитель получает в награду воздушный шарик.
6 «Светофор»
Цель: Научить детей различать и правильно называть дорожные знаки, их
назначение; развивать внимание, память; воспитывать нравственные качества: согласованность и сотрудничество.
Материал: карты с изображением дорожных знаков, круги желтого цвета.
Ход игры: В игре могут участвовать от 2 до 10 ребят. Дети садятся вокруг
стола, каждый получает карты с дорожными знаками. Воспитатель объясняет
детям, что они будут крутить диск по очереди и за правильно названный
дорожный знак и его назначение будут получать у кассира жѐлтый кружок и
закрывать на своей карте такой же знак, если он имеется. Назначается кассир, ему передаются жѐлтые круги. Воспитатель раздаѐт сидящим детям карты. Игра начинается. Ведущий вращает диск и вместе с детьми произносит слова:
Стрелка, стрелка, покружись,
Всем ты знакам покажись,
Покажи нам поскорее,
Какой знак тебе милее!
Стоп!
Стрелка останавливается, ведущий называет дорожный знак и его назначение. Если ребѐнок назвал знак правильно, кассир выдаѐт ему жѐлтый кружок, ребѐнок закрывает им такой же на карте. Если на его карте нет такого знака, спрашивает: «У кого есть такой же знак?» И кассир передаѐт кружок тому, у кого на карте есть этот знак (при условии, что знак и его назначение названы правильно). Затем диск передаѐтся соседу и игра продолжается. В случае затруднения или ошибки ребѐнок не получает жѐлтый кружок, а диск передаѐтся следующему ребѐнку по очереди. Выигравшим считается тот, кто первый закроет свои знаки жѐлтыми кружками. Игра заканчивается тогда, когда будут закрыты все карты у детей жѐлтыми кружками.
7 «Автомульти»
Цель: учить соотносить сказочного персонажа и его транспортного средства,
знаки сервиса, информационные, указательные, предписывающие знаки)
13.Как нужно обходить автобус? (подождать, когда уедет)
14.Назовите виды транспорта? (пассажирский, воздушный, морской,
наземный, грузовой, гужевой, специальный и т. д.
9 «Машины»
Цель: формировать умение складывать изображение машины из деталей
геометрического конструктора-мозаики, комбинируя различные фигуры,
изменяя их положение на плоскости стола; развивать логическое мышление,
умение составлять из частей целое.
Материал: схемы с изображением машин, состоящих из разных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг); детали геометрического конструктора – мозаики.
Ход игры: Воспитатель вместе с детьми рассматривают из каких частей состоят машины (кузов, кабина, колеса); какие геометрические фигуры используются (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг). Далее воспитатель предлагает из деталей геометрического конструктора – мозаики выложить изображение машины на плоскости стола, опираясь на схему.
10 “Да, нет”
Цель: закрепить правила дорожного движения, поведения в транспорте.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети хором отвечают “да” или “нет”.
Светофор знаком всем детям?
Знают все его на свете?
Он дежурит у дороги?У него есть руки, ноги?
Есть фонарики – три глаза?!
Он включает все их сразу?
Вот включил он красный свет
Это значит, хода нет?
На какой идти нам надо?
Синий - может быть преградой?
А на жѐлтый мы пойдѐм?
На зелѐный - запоѐм?
Ну, наверное, тогда
На зелѐный встанем, да?
Пробежать на красный можно?
Ну, а если осторожно?
А гуськом пройти тогда,
То, конечно, можно? Да!
Верю я глазам, ушам
Светофор знаком всем вам!
И, конечно, очень рад
Я за грамотных ребят!
11 "Отремонтируй светофор"
Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора.
Материал: шаблон светофора, круги красного, желтого, зеленого цвета.
Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что светофор сломался, необходимо отремонтировать светофор (правильно собрать по цвету). Дети накладывают круги на готовый шаблон светофора.
12 “ Это я, это я, это все мои друзья!”
Цель: закрепить правила дорожного движения, поведения в транспорте.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы, если дети согласны, то хором отвечают: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если не согласны – молчат.
Кто из вас, когда спешит,
Перед транспортом бежит?
Кто из вас идѐт вперѐд
Только там, где переход? (это я, это я...)
Знает кто, что красный свет-
Это значит - хода нет? (это я, это я...)Кто летит вперѐд так скоро,
Что не видит светофора?
Знает кто, что свет зелѐный
Это значит- путь открыт? (это я, это я...)
Кто, скажите, из трамвая
На дорогу выбегает?
Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой? (это я, это я...)
Кто из вас в трамвае тесном
Уступает взрослым место? (это я, это я...).
13 «Ты – большой, я - маленький»
Цель: закрепить представления о правилах поведения на улице, дороге;
прививать устойчивую мотивацию к соблюдению ПДД.
Ход игры: Утро дошкольника начинается с дороги. Следуя в детский сад или
домой, он пересекает улицы с движущимся транспортом. Умеет ли он это делать правильно? Может ли выбрать безопасный путь? Главные причины несчастных случаев с детьми – это неосторожное поведение на улице и проезжей части дороги, незнание элементарных требований Правил дорожного движения. Не надо ждать, когда ребѐнок научится Правилам дорожного движения на собственном опыте. Иногда такой опыт стоит очень дорого. Лучше, если взрослые тактично, ненавязчиво привьют ребѐнку привычку сознательно подчиняться требованиям правил. Выйдя на прогулку, предложите своему ребѐнку поиграть в «больших и маленьких». Пусть он будет «большим» и поведѐт вас через дорогу. Контролируйте его действия. Проделайте это несколько раз, и результаты не замедлят сказаться.
14 «Наша улица»
Цель: расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в
условиях улицы; закрепить представления детей о назначении светофора; учитьдетей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие,
предписывающие, информационно - указательные), предназначенные для
водителей и пешеходов
Материал: макет улицы с домами, перекрестком; автомобили (игрушки); куклы- пешеходы; куклы - водители; светофор (игрушка); дорожные знаки, деревья(макеты)Игра проводится на макете.
Ход игры: С помощью кукол дети по заданию педагога разыгрывают различные дорожныеситуации.
Ход игры: С помощью кукол дети по заданию педагога разыгрывают различные дорожные ситуации.
17 «Пешеходы и водители»
Цель: обучать правилам дорожного движения, поведения на дорогах, закрепить представления детей о назначении светофора, прививать устойчивую мотивацию к соблюдению ПДД, развивать внимание, мышление, ориентировку в пространстве.
Материал: дорожные знаки, светофор, рули, сумки с ирушками, стол, талоны, вывеска «Магазин игрушек», игрушки, коляски, куклы, удостоверения – зеленый кружок из картона. Дети в форме инспекторов ГИБДД (фуражка, накидка с буквами инспектор ГИБДД или значка ГИБДД), дети – пешеходы, дети – водители, ребенок –продавец игрушек.
Ход игры: Часть ребят изображает пешеходов, а часть - водителей. Водители должны сдать экзамены на права шофера и получить автомобиль. Ребята - водители направляются к столику, где располагается «комиссия ГИБДД» и сдают экзамен. Пешеходы направляются в магазин игрушек за покупками. Затем с куклами, колясками идут к перекрестку. Комиссия задает вопросы водителям:- На какой свет могут двигаться машины?
- На какой свет двигаться нельзя?
- Что такое проезжая часть?
- Что такое тротуар?
- Назовите знаки («пешеходный переход», «дети» и т.д.)
Выдержавшие экзамен получают удостоверения (зеленый кружочек) и талоны; члены комиссии поздравляет их. Водители направляются к стоянке
автомобилей, садятся в них и едут к регулированному перекрестку. Пешеходы из магазина тоже идут к этому перекрестку. У перекрестка:
- Внимание! Сейчас начнется движение по улицам. Следите за светофором,
(подключается светофор, едут автомобили, идут пешеходы. Смена сигналов.)
игра продолжается до тех пор, пока все дети не усвоят правила движения.
18 «Выполни поручение»
Цель: закреплять правила дорожного движения, развивать ориентировку в
пространстве, внимание, мышление, память, умение выполнять команду в
заданной последовательности.
Материал: крупный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы,
конусы, цилиндры и др.) для конструирование дороги, расстановка на дороге
железнодорожный переезд, детский сад, школа, больница и др.), рули.
Подготовка к игре: Конструирование дороги и расстановка изученных знаков.
Ход игры: Дети у «диспетчера» (воспитателя) получают задание съездить,
например, в больницу. Ребенок едет и возвращается обратно. Далее он получает сразу два задания: «Съездить к железнодорожному переезду, затем поешь в столовой». Ребенок должен выполнить задания в заданной последовательности. Постепенно количество одновременно данных поручений возрастает.
19 «Повороты»
Цель: развивать координацию движений рук (вправо, влево), зрительное
внимание, мышление, умение выполнять команду, согласно знака в руках
Цель: закреплять знания о дорожных знаках, развивать мышление, внимание, наблюдательность.
Материал: дорожные знаки, жетоны.
Подготовка к игре: Все изученные знаки расставляют на расстоянии друг от
друга.
Ход игры: Воспитатель зачитывает словесное описание того, что обозначает тот или иной знак. Дети должны подбежать к нужному знаку. Дети, правильно выбравшие знак, получают жетон. В концу игры подсчитывают у кого сколько жетонов и определяют победителей.
21 «Автошкола»
Цель: закреплять знания детей о том, как следует переходить улицу; о
назначении светофора, регулировщика и дорожных знаков; упражнять в
ориентировке в пространстве и во времени; воспитывать смелость, находчивость, умение помогать товарищу.
Материал: Двойной лист картона: на левом листе наклеены картинки с
изображением различных дорожных ситуаций, на правом листе написаны
правила.
Ход игры: Дети рассматривают картинки с изображением различных дорожных ситуаций. Они должны объяснить изображенную на картинке ситуацию, оценить поведение пешеходов, детей у светофора, необходимость нужного дорожного знака.
22 «Узнай знак»
Цель: закреплять знания детей о дорожных знаках.
Материал: 2 картонных диска, соединенных в центре винтом. На нижнем круге вдоль края приклеены обозначения дорожных знаков. На внешнем круге у края вырезается окошко по размеру чуть больше дорожных знаков. Вращая диск, ребенок находит нужный знак.
Ход игры: Детям показывают картинку, изображающую ситуацию на дороге.
Они должны найти дорожный знак, который здесь необходимо поставить.
23 «На островке»
Цель: закреплять знания детей о том, как следует обходить разные виды
транспорта; знакомить с наиболее типичными дорожно – транспортными
ситуациями и соответствующими правилами поведения пешеходов.
Материал: картинки, изображающие различные ситуации с участием
пешеходов, дорожные знаки, светофор.
Ход игры: Дети должны рассмотреть и объяснить изображенную на картинке
ситуацию, оценить поведение пешеходов, пассажиров, водителей; объяснить необходимость установки нужного дорожного знака.
24 «Четвертый лишний»
1. Назовите лишнего участника дорожного движения:
Грузовик
Дом
«Скорая помощь»
Снегоуборочная машина
2. Назовите лишнее средство транспорта:
Легковая машина
Грузовая машина
Автобус
Детская коляска
3. Назовите средство транспорта, не относящееся к общественному
транспорту:
Автобус
Трамвай
Грузовик
Троллейбус
4. Назовите лишний «глаз» светофора:
Красный
Синий
Желтый
Зеленый
25 «Игра в слова»
1. Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к светофору. Объясните
выбор каждого слова.
Словарь: три глаза, стоит на улице, перекресток, голубой свет, одна нога,
желтый свет, красный свет, переход через улицу, помощник пешехода,
зеленый свет, стоит дома
2 . Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к пассажиру. Объясните
Материал: жезл для регулирования дорожного движения.
Ход игры: Ведущий с жезлом в руке подходит к одному из участников игры,
передает ему жезл и задет вопрос о правилах поведения пешехода на улице.
«назовите одно из правил поведения пешехода на улице». – «нельзя переходить улицу перед близко идущим транспортом». Если ответ правильный, ведущий передает жезл другому участнику игры и т. д. нужно, чтобы ответы не повторялись, поэтому все должны быть внимательны.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
1 «К своим знакам»
Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках; развивать внимание, логическое мышление, сообразительность, ориентировку в пространстве.
Материал: дорожные знаки.
Ход игры: Играющие делятся на группы по 5–7 человек, берутся за руки,
образуя круги. В середину каждого круга входит водящий со знаком, объясняя его значение. Далее звучит музыка, дети расходятся по площадке, танцуют. Водящие в это время меняются местами и знаками. По сигналу играющие должны быстро найти свой знак и встать в круг. Водящие держат знак над головой.
2 «Сигналы светофора»
Цель: развивать сообразительность, быстроту реакции, внимание, зрительное восприятие, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, согласованность и сотрудничество.
Материал: мешочек с мячиками красного, желтого, зеленого цвета, стойки.
Ход игры: На площадке от старта до финиша расставляют стойки. Играющие
каждой команды встают друг за другом цепочкой у стойки-старта и кладут руки на плечи впереди стоящему. В руках у ведущего игры мешочек с шариками (мячиками) красного, жѐлтого, зелѐного цвета. Капитаны по очереди опускают руку в мешочек и достают по одному шару. Если капитан достал красный или жѐлтый шар, то команда стоит на месте; зелѐный – передвигается к следующей стойке. Чья команда быстрее придѐт к финишу, та и выиграла.
3 «Где мы были, мы не скажем, на чем ехали покажем»
Цель: закрепить знания о видах транспорта, учить детей изображать виды
транспорта в команде, с помощью рук, эмоциональной выразительности, звуков, развивать творчество, пластику, сообразительность, находчивость, воспитывать согласованность, сотрудничество.
Ход игры: Каждая команда решает, какое транспортное средство будет
изображать (троллейбус, карету, теплоход, паровоз, вертолѐт). Представление транспортного средства должно проходить без комментария. Команда соперника отгадывает задуманное. Задание можно усложнить, предложив команде конкретный вид транспорта.
4 «Зебра»
Цель: упражнять детей в точности исполнения правил игры, развивать быстроту реакции, скорость, ориентировку в пространстве.
Материал: полоски белой бумаги (картона).Ход игры: Всем участникам в каждой команде, кроме последнего, раздаѐтся по полоске белой бумаги (картона). По сигналу - первый участник кладѐт полосу, встаѐт на неѐ и возвращается к своей команде. Второй шагает строго по своей
полосе, кладѐт свою «ступеньку» зебры и возвращается обратно. Последний
участник шагает по всем полоскам, возвращаясь, собирает их.
5 «Глазомер»
Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках, количественный счет,
Ход игры: В игровом поле устанавливаются дорожные знаки на различном
расстоянии от команд. Участник игры должен назвать знак и количество шагов до него. Затем участник идѐт до этого знака. Если участник ошибся и не дошѐл до знака или перешѐл его, возвращается в свою команду. Знаки на поле расставляются по-другому. Выигрывает та команда, все игроки которой быстрее и точнее «прошагают» до знаков.
Материал: потребуется по одному обручу для каждой команды и по одной
стойке.
Ход игры: Участники в каждой команде делятся на пары: первый – водитель,
второй – пассажир. Пассажир находится в обруче. Задача участников как можно скорее обежать вокруг стойки и передать обруч следующей паре участников. Побеждает команда, первой выполнившая задание.
8 «Добеги до знака»
Цель: упражнять детей в запоминании дорожных знаков, развивать память,
сообразительность, быстроту реакции, скорость, ориентировку в пространстве.
Материал: дорожные знаки.
Ход игры: По сигналу воспитателя ребенок бежит к дорожному знаку, который называет воспитатель. Если ребенок ошибается в выборе знака, то он возвращается в конец колонны.
9 «Светофор»
Цель: учить соотносить действия с цветом светофора, развивать внимание,
Материал: круги красного, желтого, зеленого цвета.
Ход игры: Воспитатель показывает кружок, а дети выполняете действия:
- красный – молчат;
- желтый – хлопают в ладоши;
- зеленый – топают ногами.
– на красный цвет – делают шаг назад,
– на желтый – приседают,
– на зелѐный – маршируют на месте.
10 «Цветные автомобили»
Цель: закрепить цвета светофора (красный, желтый, зеленый), упражнять детей в умении реагировать на цвет, развивать зрительное восприятие и внимание, ориентировку в пространстве.
Материал: рули красного, желтого, зеленого цвета, сигнальные карточки или
флажки красного, желтого, зеленого цвета.
Ход игры: Дети размещаются вдоль стены или по краю площадки. Они
автомобили. Каждому дается руль разного цвета. Ведущий стоит лицом к
играющим с сигналами такого же цвета как рули. Ведущий поднимает сигнал
определенного цвета. Дети, у которых рули такого же цвета выбегают. Когда
ведущий опускает сигнал, дети останавливаются и идут в свой гараж. Дети во
время игры гуляют, подражая автомобилям, соблюдая ПДД. Затем ведущий
поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.
Ход игры: Дети игроки располагаются по одну сторону помещения, а водящий с пешеходным светофором в руках - по другую. Игроки по сигналу светофора «Идите» начинают двигаться в сторону водящего. По сигналу «Стоп» замирают. По сигналу «Идите» продолжаю движение. Тот, кто первым достигнет водящего, побеждает и занимает его место. Двигаться игроки могут бегом или в небольших помещениях «лилипутиками», переставляя ногу на длину ступни пятка к носку.
12 «Ловкий пешеход»
Цель: развивать глазомер, ловкость, внимание, упражнять в метании мяча правой рукой на ходу.
Материал: светофор, плоскостное вертикальное изображение с прорезанными в нем круглыми отверстиями, диаметр которых вдове больше мяча, резиновый или пластмассовый мячик.
Ход игры: Пешеходы по очереди переходят перекресток. Перейти – значит на ходу забросить мяч в зеленый глазок светофора. Попал – в красный –выбываешь из игры. Попал в желтый – получаешь право бросить мяч еще раз.
Использованная литература:
1. Извекова Н. А. Правила дорожного движения. – М.: Просвещение. 1981.
2. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3 – 7 лет. – М.: Мозаика – синтез, 2009.
3. Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного
движения. М.: Просвещение. 1980.
4. Шорыгина Т. А. беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
5. Интернет ресурсы: http://vospitatel.com/ua; http://nsportal.ru/detskii-sad