Просмотр содержимого документа
«Как воспитать послушного ребенка»
К ак воспитать послушание у детей?
Послушание – это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, так как без умения слушаться, невозможна никакая дисциплина. А в наше время эта тема, на мой взгляд, очень актуальна. Послушание можно начинать воспитывать с ого времени, как ребенок станет понимать требования окружающих.
Однако есть родители, которые считают, что человека красят самостоятельность и инициатива, а не слепая готовность подчиняться чужой воле. Безусловно, самостоятельность и инициатива необходимы, но они хороши тогда, когда направлены на достижение разумных целей, разумных не только с точки зрения ребенка, но и окружающих людей, т.е. инициатива должна регулироваться нормами общественной морали. А эти нормы успешно усиливаются лишь в том случае, если ребенок умеет прислушиваться к мнению взрослых и выполнять их требования. Послушание не противоречит и воспитанию воли. Сила воли как раз и заключается в том, чтобы уметь подчинять свои желания определенным требованиям. Ребенку недоступно еще понимание многих моральных принципов, поэтому если в своем поведении он не находит опоры в твердой воли старших, он вырастает своевольным человеком.
Выдающийся педагог А.С. Макаренко писал: «Ребенок в младшем возрасте должен слушаться родителей, ибо он не послушен сейчас, ибо он совершенно утратит послушание в 6-8 лет. Послушного ребенка легче научить доступным его возрасту хорошим делам, внушить ему что хорошо, что плохо, выработать у него привычки нравственного поведения».
Однако слепое послушание нас удовлетворить не может. Настоящее, активное послушание – это сознательное и разумное подчинение авторитету взрослых, основанное на том, что ребенок признает справедливость предъявляемых ему требований и с желанием их выполняет.
Воспитание послушания требует, прежде всего, от родителей спокойствия и терпения. Больше чем где либо, здесь могут принести вред возбуждение, нервное и нетерпеливое поведение.
Не всякая шалость приводит к тому, что ребенок становится плохим. Ребенку под час его шалости кажутся невинными нужно уметь посмотреть на них глазами ребенка. Когда же он действительно совершает проступок, то проявите строгость. Но не теряйте самообладание.
При воспитании послушания важно считаться с индивидуальными особенностями ребенка, с его интересами, запросами, желаниями, с уважением относиться к его деятельности и результатам этой деятельности, внимательно выслушивать его вопросы, серьезно и умело отвечать на них, верить в возможности ребенка, доверять ему, проявлять такт в обращении с ним.
Надо научится смотреть на ребенка, как на человека, пусть еще слабого, нуждающегося в помощи, защите…но всё же человека, притом человека будущего. Любовь и уважение к ребенку надо умело сочетать с неукоснительными требовательностью к нему. Опыт показывает, что дети только в том случае легко подчиняются требованиям старших, если они не возбуждены, если у них хорошее настроение. Нельзя также забывать о том, что отрицательную реакцию ребенка нередко вызывают непосильные требования взрослых и чтобы избежать этого от ребенка надо требовать то, что он может наверняка сделать: содержать в чистоте и порядке игрушки, аккуратно складывать свои вещи и пр.
Успех воспитания послушания предполагает единство требований со стороны всех членов семьи. И если мать предъявляет к ребенку определенный требования, а отец освобождает ребенка от их выполнения или наоборот ребенок будет поступать так, как захочет. Вот почему требования к ребенку должны быть едиными. Без единства требованию невозможно добиваться уважения к старшим, веры в их авторитет. Когда же ребенок постоянно ощущает единство требований всех членов семьи, у него вырабатывается устойчивая привычка послушания (можно подчеркнуть, что воспитатели группы всегда договариваются о едином подходе к детям, особенно к тем, кто непослушен).
Очень важно не просто предъявить требования к ребенку, но и попытаться разъяснить ему для чего они, убедить в необходимости определенного поведения. Ребенку можно объяснить очень многое, например, почему нельзя шуметь, когда кто-то отдыхает, грубо разговаривать со старшими, обижать малышей. В практике семейного воспитания бывает и так, что даже послушный ребенок не всегда выполняет требования родителей. Это объясняется разными причинами.
В частности дети, например, реагируют не на то, что вы потребовали, а на то, как вы потребовали. Ребенок отказывается выполнять требования, когда оно предъявлено ему тоном приказа или с раздражением. Повышенный тон нередко вызывает недовольство и сопротивление ребенка. Ему в это время кажется, что вы его не любите, и он переживает отчуждение. Если вы не будете следить за выполнением своих требований, то дети привыкнут недобросовестно относиться к ним. Самое главное следить, чтобы у ребенка не накапливался опыт непослушания, чтобы он смотрел на распоряжение родителей как на нечто не обязательное.
Почему ребенок не слушается?
Общие причины непослушания:
- нерешительный отказ ребенку в просьбе или отказ без объяснений;
- ненасыщенное, несодержательное, малоэмоциональное или недостаточное общение со взрослым.
Если ребенок капризничает, надо:
- отвлечь его от причин, вызывающих каприз;
- объяснить неразумность требований;
- показать, что такое поведение огорчает взрослого.
Какие вы будете использовать методы и приемы воспитания, во многом зависит от вас, но во всех случаях необходимо учитывать возраст и индивидуальные особенности ребенка. Важно также помнить, что никакие средства педагогического воздействия не сыграют положительной роли, если вы своим поведением не будете подтверждать того, что требуете от ребенка.