Просмотр содержимого документа
«Как учить звуковому анализу?»
МБДОУ «Тотемский детский сад №7 «Солнышко»
Как учить
звуковому анализу?
Учитель – логопед:
Рычкова Е.В.
2022 год
Подготовка детей к обучению грамоте – один из сложнейших разделов образовательной программы. Основная задача обучения грамоте в группах – формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова. Для детей подготовительной группы проводятся занятия по подготовке обучению грамоте 1 раз в неделю, длительность занятия составляет 30 минут.
В течение года подача материала проводиться в таком порядке:
1. Закрепление терминов «слово и звук» раскрывается для детей в различных упражнениях и дидактических играх.
Например:
- «Как шипит змейка, жужжит жук, рычит мотор?» - дети называют звуки;
- игры с мячиком «Назови первый звук», «Скажи, как я»;
- помоги Незнайке придумать различные слова и т.д.
Дети продолжают делить слова на слоги, называть их количество, используя игры:
- «Лесенка», «Рассели жителей по этажам», «Прошагай слово, прохлопай».
2. С самого начала обучения вводиться различение на слух твердых и мягких согласных звуков. Парные согласные звуки дети называют братцами: твердый согласный – большой братец, а мягкий согласный – маленький братец.
В основу обучения положен принцип сопоставления звуков: в играх и упражнениях дошкольники называют попеременно то твердый, то мягкий согласный звук.
3. Звуковой анализ слов – под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установления различительной роли звука, основных качественных характеристик звука. Реально представить слово дает возможность картинка – схема его звукового состава. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове. Рисунок помогает ребенку видеть предмет, название которого анализируется, схема дает возможность определить количество звуков в слове и выполняет контрольную функцию. Если ребенок при анализе пропустит какой – то звук, будут заполнены не все клеточки – и он увидит, что где-то ошибся.
При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой, пока серым цветом.
Таким образом, при обучении детей звуковому анализу слова мы должны дать им средства для его проведения, научить ими пользоваться: схема звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове. Главное, чтобы дети правильно произносили звуки: не «мэ», а [М], не «рэ», а [Р].
4. После того, как дети овладевают навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками.
Найдя шесть звуков в ранее разобранных словах, рассказываем, что эти необыкновенные звуки мы произносим громко, тихо, полным голосом, воздух не встречает преграды – называются гласными звуками и мы их обозначаем не серой фишкой, а красной.
Игры: «Заблудились в лесу», «Эхо».
5. Знакомство с согласными звуками – звуки не поются, произнесению которых всегда что-то мешает – губы, зубы, язык.
Сравнение звуков по их произношению, которое проводиться в занимательной форме, играх, помогает детям быстро уловить разницу между гласными и согласными звуками.
6. После того, как дети научаться различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением, научить их выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук, обозначать его фишкой черного цвета на модели.
7. Закрепление звукового анализа слова осуществляется на материале слов из пяти звуков «мишка, замок, школа». В конце работы по усвоению звукового анализа схема не используется, дети составляют слова фишками на столах.
В процессе обучения грамоте дети продолжают знакомиться с предложением. Учатся составлять предложения из 2-4 слов, делят предложения на слова, называют их по порядку, добавляют или заменяют слова в предложении, составляют схемы предложений.
Работая над каждым этапом, используются игры. С их помощью у детей формируется ориентация в звуковой структуре слова, закрепляются умения интонационно выделять звук в слове, определять его качественные характеристики, пополняется и активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, развивается связная речь.
В процессе целенаправленного обучения у дошкольников воспитывается фонематический слух, речевое внимание, они овладевают знаниями, необходимыми для проведения звукового анализа слов, и что немаловажно – подготавливают детей к школьному обучению.
О чем узнают дети:
- Дошкольники знают термины: «слово, звук, буква, предложение, гласный и согласный звуки, звуковой анализ слова», правильно понимают и используют их.
Умеют: делить на слоги двух- трехслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов (интонационно выделять звуки в слове, составлять схемы звукового состава слова); составлять предложения с заданным количеством слов; определять количество и последовательность слов в предложении (программные данные для детей старшей группы).
- Звуковой анализ четырехзвуковых и пятизвуковых слов (лиса, слон, аист, школа): интонационное выделение звуков в слове, составление схемы звукового состава слова, выделение ударного гласного звука в слове (программные данные для детей подготовительной группы).
Итоги освоения содержания образовательной области.
Достижения ребенка (Что нас радует).
- речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый – мягкий, ударный – безударный гласный), место звука в слове.