kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как учить звуковому анализу?

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном буклете предложены игры для развития звукового анализа дошкольников. Умения определять и характеризовать звуки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как учить звуковому анализу?»

МБДОУ «Тотемский детский сад №7 «Солнышко»





Как учить

звуковому анализу?







Учитель – логопед:

Рычкова Е.В.








2022 год

Подготовка детей к обучению грамоте – один из сложнейших разделов образовательной программы. Основная задача обучения грамоте в группах – формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова. Для детей подготовительной группы проводятся занятия по подготовке обучению грамоте 1 раз в неделю, длительность занятия составляет 30 минут.

В течение года подача материала проводиться в таком порядке:

1. Закрепление терминов «слово и звук» раскрывается для детей в различных упражнениях и дидактических играх.

Например:

- «Как шипит змейка, жужжит жук, рычит мотор?» - дети называют звуки;

- игры с мячиком «Назови первый звук», «Скажи, как я»;

- помоги Незнайке придумать различные слова и т.д.

Дети продолжают делить слова на слоги, называть их количество, используя игры:

- «Лесенка», «Рассели жителей по этажам», «Прошагай слово, прохлопай».

2. С самого начала обучения вводиться различение на слух твердых и мягких согласных звуков. Парные согласные звуки дети называют братцами: твердый согласный – большой братец, а мягкий согласный – маленький братец.

В основу обучения положен принцип сопоставления звуков: в играх и упражнениях дошкольники называют попеременно то твердый, то мягкий согласный звук.

3. Звуковой анализ слов – под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установления различительной роли звука, основных качественных характеристик звука. Реально представить слово дает возможность картинка – схема его звукового состава. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове. Рисунок помогает ребенку видеть предмет, название которого анализируется, схема дает возможность определить количество звуков в слове и выполняет контрольную функцию. Если ребенок при анализе пропустит какой – то звук, будут заполнены не все клеточки – и он увидит, что где-то ошибся.

При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой, пока серым цветом.

Таким образом, при обучении детей звуковому анализу слова мы должны дать им средства для его проведения, научить ими пользоваться: схема звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове. Главное, чтобы дети правильно произносили звуки: не «мэ», а [М], не «рэ», а [Р].

4. После того, как дети овладевают навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками.

Найдя шесть звуков в ранее разобранных словах, рассказываем, что эти необыкновенные звуки мы произносим громко, тихо, полным голосом, воздух не встречает преграды – называются гласными звуками и мы их обозначаем не серой фишкой, а красной.

Игры: «Заблудились в лесу», «Эхо».

5. Знакомство с согласными звуками – звуки не поются, произнесению которых всегда что-то мешает – губы, зубы, язык.

Сравнение звуков по их произношению, которое проводиться в занимательной форме, играх, помогает детям быстро уловить разницу между гласными и согласными звуками.

6. После того, как дети научаться различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением, научить их выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук, обозначать его фишкой черного цвета на модели.

7. Закрепление звукового анализа слова осуществляется на материале слов из пяти звуков «мишка, замок, школа». В конце работы по усвоению звукового анализа схема не используется, дети составляют слова фишками на столах.

В процессе обучения грамоте дети продолжают знакомиться с предложением. Учатся составлять предложения из 2-4 слов, делят предложения на слова, называют их по порядку, добавляют или заменяют слова в предложении, составляют схемы предложений.

Работая над каждым этапом, используются игры. С их помощью у детей формируется ориентация в звуковой структуре слова, закрепляются умения интонационно выделять звук в слове, определять его качественные характеристики, пополняется и активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, развивается связная речь.

В процессе целенаправленного обучения у дошкольников воспитывается фонематический слух, речевое внимание, они овладевают знаниями, необходимыми для проведения звукового анализа слов, и что немаловажно – подготавливают детей к школьному обучению.

О чем узнают дети:

- Дошкольники знают термины: «слово, звук, буква, предложение, гласный и согласный звуки, звуковой анализ слова», правильно понимают и используют их.

Умеют: делить на слоги двух- трехслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов (интонационно выделять звуки в слове, составлять схемы звукового состава слова); составлять предложения с заданным количеством слов; определять количество и последовательность слов в предложении (программные данные для детей старшей группы).

- Звуковой анализ четырехзвуковых и пятизвуковых слов (лиса, слон, аист, школа): интонационное выделение звуков в слове, составление схемы звукового состава слова, выделение ударного гласного звука в слове (программные данные для детей подготовительной группы).


Итоги освоения содержания образовательной области.

Достижения ребенка (Что нас радует).


- речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый – мягкий, ударный – безударный гласный), место звука в слове.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Как учить звуковому анализу?

Автор: Рычкова Елена Витальевна

Дата: 05.05.2022

Номер свидетельства: 606215

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "«Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(73) "razvitie_navykov_zvukovogo_analiza_i_sinteza_u_detei_doshkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "566220"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1607516677"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Звуковой анализ слов «лиса», «луна»"
    ["seo_title"] => string(30) "zvukovoi-analiz-slov-lisa-luna"
    ["file_id"] => string(6) "315871"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459964508"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока по русскому языку «Звуковой анализ слов со звуками а, о. Письмо строчных букв а, о.» "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-zvukovoi-analiz-slov-so-zvukami-a-o-pis-mo-strochnykh-bukv-a-o"
    ["file_id"] => string(6) "145467"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418923252"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Нарушения письма у младших школьников с умственной отсталостью "
    ["seo_title"] => string(70) "narushieniia-pis-ma-u-mladshikh-shkol-nikov-s-umstviennoi-otstalost-iu"
    ["file_id"] => string(6) "236281"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444022365"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ КАК ОСНОВА РЕЧИ РЕБЁНКА "
    ["seo_title"] => string(51) "foniematichieskii-slukh-kak-osnova-riechi-riebionka"
    ["file_id"] => string(6) "107650"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403364977"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства