Просмотр содержимого документа
«"Как развивать связную речь младших дошкольников"»
Как развивать связную речь младших дошкольников.
Развитие речи ребенка напрямую зависит от его окружения. Чем больше его общение со сверстниками в детском саду, в семье, тем совершеннее его речь.
В 5 лет у малыша речь уже практически полностью похожа на речь взрослого по качеству, и если в этом возрасте проявляются проблемы в произношении или употреблении слов, нужно немедленно обратиться к логопеду.
Их, как правило, выявляет диагностика речи у врача. Рассмотрим, какие этапы проходит речевое развитие ребенка до 7 лет, и каков процесс развития речи детей дошкольного возраста.
Этапы и периодизация развития
Развитие речи у детей проходит этапы, которые определяются количеством слов словарного запаса:
полтора года – 20-50 слов;
2 года – от 60 до 200 слов;
3 года – от 300 до 1000 слов;
4 года – 1500 – 2000 слов;
5 лет – от 1900 до 2200 слов.
Периодизация и этапы предполагают появление слов и их сочетаний в периоде до 2 лет.
После 2 лет ребенок уже пытается говорить простыми предложениями.
До трех лет ребенок может опускать или переставлять звуки в словах.
После 3 лет малыш формирует сложные предложения, начинает употреблять предлоги и союзы, понимает сложные конструкции грамматики.
Скороговорки
Народные методы, приемы и средства, которые используются для развития связной речи у детей младшего и старшего дошкольного возраста, состоят в изучении скороговорок (лучшая подборка для детей).
Что такое скороговорки?
Это жанр устного народного творчества, представляющий собой небольшие предложения, рифмовки, в которых повторяются одни и те же или похожие звуки.
Если научиться быстро проговаривать скороговорки, речь становится более четкая, развивается дикция.
Логопеды советуют учить с детьми скороговорки, сначала проговаривая их медленно и постепенно ускоряя произношение. Скороговорки помогают осваивать «трудные» для детей звуки: р, л, ш, с произнесением которых часто бывают проблемы у малышей. Игры и занятия с логопедом, в детском саду всегда включают в себя скороговорки.
Родители, которые занимаются дома с детьми, обязательно должны учить с малышами скороговорки. Скачать скороговорки можно на нашем сайте.
Сказкотерапия
Развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста способствует сказкотерапия. Эта методика развивающей игры с детьми возникла сравнительно недавно. Сказкотерапия представляет собой сочинение сказки на определенную тему, при этом предполагается активное участие ребенка. Сказкотерапия возможна в любом возрасте, когда малыш уже начинает говорить.
Как любая методика, сказкотерапия предполагает некую последовательность действий для достижения воспитательной цели. Сказки можно строить от простой к сложным. В них показываются положительные герои, которые ставятся ребенку в пример.
Воспитатели в детском саду, родители и дети сочиняют сказки сами, придумывают героев. Такие занятия способствуют развитию фантазии малыша старшего дошкольного возраста, умению строить связный рассказ на тему, правильно выстраивать предложения.
Игры
Предлагать игры и упражнения с целью развития связной речи детей старшего дошкольного возраста можно в детском саду, развивающем центре, дома. В зависимости от того, сколько ребенку лет, будет изменяться и сложность игры.
Для детей от 2 лет можно использовать такие игры, в которых нужно повторять отдельные звуки, звукоподражания.
Например: как мычит корова? как говорит коза? и т.д.
Для детей младшего и старшего возраста будет полезна артикуляционная гимнастика, проведенная в виде игры.
С 4-5 лет малышам будут интересны ролевые игры, где действуют придуманные персонажи, попадающие в различные учебные ситуации.
Диагностика речи
Перед тем, как начать занятия, должна быть осуществлена диагностика речи ребенка у логопеда. Диагностика предполагает выявление букв, которые ребенок не произносит или произносит нечетко, правильность употребления слов в предложениях.
Диагностика не предполагает сдачу каких-либо дополнительных анализов: достаточно посещения обычного логопеда, которые выявит недостатки. Малыши, как правило, могут не произносить 1 или несколько букв, путать значения слов, их грамматические формы. Эти недостатки исправляются с помощью специальных упражнений, которые предложит логопед. Возможно, потребуется подрезание уздечки языка, если она стала причиной неправильного произношения.
Каждый родитель отлично слышит, как говорит его ребенок. Однако профессионал может услышать дефекты, которые не заметит обычный человек, поэтому затягивать с диагностикой и занятиями не стоит. Неправильное произношение может войти в привычку.
Развитие речи у малышей – ответственный процесс, который ложится не только на медиков, но и на родителей и воспитателей дошкольных учреждений. Чем раньше начнется коррекция, тем лучше речь ребенка будет во взрослом возрасте.