Просмотр содержимого документа
«Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду (консультация для педагогов)»
Мама, малыш и детский сад (очень толковая статья про адаптацию. Рекомендуем!)
Когда принимаешь решение отдать свою кровиночку в детский сад, очень хочется, чтобы выглядело это примерно так: малыш заходит в садик, с восхищением оглядывается вокруг, в раздевалке быстренько переодевается, машет маме ручкой, и ... В общем, все хорошо и красиво. В мечтах. На самом деле все бывает очень сильно не так: ребенок вопит, цепляется за маму и умоляет ее не оставлять его в этом ужасном месте. Причем место может быть ни капельки не ужасным, но зрелище - душераздирающее. На самом деле такое поведение малыша - сопротивление - является совершенно естественным. Ведь природа даже предположить не могла, когда придумывала человеческих детенышей, что в результате развития цивилизации маленькому ребенку придется порой расставаться с мамой. И в психике ребенка не "вмонтированы" защитные механизмы от этой ситуации: с точки зрения природы расставание с мамой - риск погибнуть: хищники сцапают. И незачем ребеночку уметь спокойно махать маме ручкой. Смена обстановки и сам факт - мама привела непонятно куда и почему-то оставляет где-то непонятно где!!!! – является для ребенка стрессом. Если мама будет знать, что происходит в организме человека (ребенка) при стрессе, ей будет проще понять, что надо делать, чтобы уменьшить сам стресс и его последствия.
Итак, ВНИМАНИЕ, сказка про стресс:
В королевстве под названием Организм правит Его Величество Мозг. Как и положено хорошему руководителю, он бдит за всем, что происходит, все контролирует, все регулирует, и всеми командует. От его деятельности зависит жизнь всего Организма! И если вдруг Органы Чувств, которые следят за всем, что происходит на границе королевства и за ее пределами, передают Мозгу послание: "Внимание, внимание! Тут происходит НЕЧТО!!! Мы видим, слышим, чувствуем!" Мозг анализирует то, что ему передали, оценивает, сравнивает с тем, что уже имел в своем опыте, и понимает - это Стрессер! "От него могут быть неприятности, - решает Мозг. - Надо срочно принимать меры!" Надо сказать, что главные его слуги в смысле реагирования на стрессер - Надпочечники. Надпочечники устроены хитро: у них есть мозговой слой - серединка, и корковый слой - кожура. И крик Мозга: "А ну быстро немедленно вперед, делайте что положено - там стрессер!!!" тут же попадает прямо в мозговой слой Надпочечников. Надпочечники тут же встрепенулись, засуетились, и кааак начали выделять гормон Адреналин! (Они всегда выделяют Адреналин в случае каких-нибудь волнительных событий - привычка у них такая и обязанность) . Адреналин кааак выделится, как заорет всему Организму: "ОПАСНОСТЬ!!! БЕЖАТЬ И ДРАТЬСЯ!!!" Адреналин он такой, да. Как только он выделяется, сразу расширяются сосуды ног, кровь уходит из желудка (не до еды - спасаться надо!), в кровь выделяется инсулин, причем брать этот инсулин приказывается всем органам сразу, для энергии. "Хватайте и бегите!!!" - орет Адреналин. Мозг инсулин не берет - затаивается, мол, пусть другие бегают и дерутся, у меня свои задачи, меня, начальство, беречь надо. Если Организм начинает делать то, что приказывает Адреналин - бежит и дерется, то Адреналин успокаивается, расходуется, уровень его в крови падает, и последствия стресса для Организма минимальные. Все опять хорошо и спокойно. Ура. А вот если Адреналин орет, а Организм не бежит и не дерется... То Адреналина в крови все больше и больше, и Мозг понимает, что все - это конец. "Раз Организм не бежит и не дерется, значит, совсем все плохо, - думает Мозг. – Поди, связали, обездвижили, кляпом заткнули, и чего там дальше будет - неизвестно... Надо спасаться!" "Эй, Надпочечники! Бог с ним, с Организмом, раз такая песня! Меня спасаем!!!" - орет он в кору Надпочечников. Надпочечники берут под козырек, и начинают в своем корковом слое выделять другой гормон - Кортизол. А Кортизол этот, хочу я вам сказать, с подданными Мозга особо не церемонится. У него задача - спасти Его Величество. Поэтому он орёт страшным голосом: "Сосуды - сузились! Иммунитет - к черту, не до тебя сейчас! Инсулин не брать никому, кроме Мозга! Глюкоза нужна Мозгу! Остальные сидят тихо!" - и прямо аж режет белки на кусочки, чтобы добыть Мозгу запас глюкозы для выживания. Сами понимаете, если стрессы частые, и на уровне Адреналина проблема не решается, и каждый раз выделяется и выделяется Кортизол, то в Организме начинаются разные беды... И клетки, которые инсулин вырабатывают, могут обидеться и сказать "Идите-ка вы все.. Не надо вам инсулин - и не будем! Беее!" - вот вам и эндокринные нарушения, диабет типа В. И Иммунитет, сами понимаете, не железный - начинает человек болеть и чахнуть, и аллергия тут как тут - Кортизол Иммунитет подавлял-подавлял, а потом - раз - стресс закончился, Кортизол упал, Иммунитет проснулся - иммунная система кааак начинает работать. И реагировать не на вредное вещество, а вообще на первое попавшееся.
Вот такая вот история. Страшно? А вот привыкайте. И вспоминайте эту сказку, когда будете думать, что делать, чтобы малыш лучше адаптировался! И запомните самое главное правило: ДОЛОЙ АДРЕНАЛИН!!!!
Из нашей сказки про стресс, я думаю, всем стало ясно, что стресс надо отлавливать на уровне адреналина, чтобы злобный кортизол не мог навредить нашему организму. И уж тем более, детскому. Что делать? «Бежать и драться», конечно! То есть во время адаптации ребенка к детскому саду, необходимо обеспечить ему максимум движений. Идете в сад - бегайте, кружитесь, догоняйте друг друга - что угодно, забираете из садика - берите мяч с собой, опять же бегайте-носитесь. Дома ребенок может всерьез по вечерам "давать жару" - беситься, как с цепи сорвавшийся. Это - нормально. Психи, крики, ругань-все это ЛУЧШЕ, чем когда ребенок молчит и сидит тихо. У психологов всегда больше беспокойства вызывают малыши, которые в период адаптации в саду тихи и обездвижены. Или которые "хорошо воспитаны", и не позволяют себе проявлять свои эмоции. Потому что есть очень большая вероятность, что эти дети "уйдут в психосоматику" ( в болезнь). Итак, в период адаптации мама должна быть по мере возможности спокойна, и обеспечивает ребенку массу возможностей для движений. Очень, кстати, хорош бассейн в этом смысле.
И еще:
Мозг - это обучающиеся нейроны. То есть для того, чтобы мозг начал процесс адаптации, ему, прежде всего, нужна информация!!!! Он сканирует информацию, и "планирует" - к чему придется приспосабливаться. И начинает приспосабливаться – ОБУЧАТЬСЯ функционировать в этих условиях Что происходит обычно, когда ребенка приводят в детский сад в первый раз? Шкафчик показывают, да. А группу? Ребенок же стрессирует в том числе от того, что у него нет информации о том, что там, в группе. Куча детей, чужая тетя, обстановка незнакомая... Я так полагаю, что необходимо ещё до того, как ребенка в группе вы оставите, или как минимум в этот день сделать так: пройти с ребенком в группу, и все-все-все ему подробно показать и рассказать.Вот это стульчики, на них детки сидят, берут, несут, ставят, куда скажет воспитатель. Кушают за этими столиками. А это кроватки. Они все стоят рядышком, детки на них спят сладко. У тебя будет твоя кроватка, на ней никто спать не будет, кроме тебя. Вот это горшки, видишь? Они здесь всегда стоят. Ты если захочешь в туалет, сразу скажи воспитателю, и пойдешь сюда. Вот это игрушки, ими играют. А вот это игрушки - высоко стоят, они для занятий. Вот в этом шкафчике лежат материалы воспитателя, нужные ей книжки. Туда дети не лазят, это шкафчик воспитателя. А вот книжки для детей... И так далее, и так далее.
Еще один важный момент:
Вот вы показали ребенку группу. Обнимаете его , и говорите нежно: "Ну все, мой сладкий, я пошла, приду за тобой быстро-быстро. Пока, зайка моя!" Потому что второй блок информации, который нужен ребенку: что будет происходить в саду.И первое, о чем он должен знать - что мама будет уходить и оставлять его здесь. Поэтому, то, что мама остается в группе в первые дни или сидит в коридоре - не самый лучший вариант. Ребенок начинает адаптироваться к этой ситуации - мама недалеко. Потом, когда вы начнете уходить, ему придется "переучиваться" - заново адаптироваться. Поэтому в первые дни лучше оставить ребенка на полчасика, на пятнадцать минут, но дать ему правдивую информацию - я здесь оставаться не буду. НО Я ПРИДУ ЗА ТОБОЙ!!!!! ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ РЕБЕНОК КАК МОЖНО БЫСТРЕЕ ПОНЯЛ, ЧТО ЕГО НЕ ОСТАВЛЯЮТ ЗДЕСЬ НАВСЕГДА. Мама уйдет, но придет за ним. Причем так как тревога зашкаливает у него, ваши слова и обещания могут не подействовать, для того чтобы сформировать у него уверенность, что вы вернетесь - надо несколько дней быстро его забирать. Тогда связка - "остаюсь, но меня заберут, это точно" сформируется. Идеальный вариант: вы оставляете малыша (воспитатель здесь должна занять активную позицию, если малыш будет стоять орать возле двери, а она не шелохнется, или будет раздражаться - это очень плохо, возвращайтесь тогда за ребенком минут через пять, успокаивайте, забирайте - НО НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ снова уходите ненадолго) Ребенок перестанет стрессировать, когда у него появится внутренняя уверенность в двух вещах: здесь безопасно и мама вернется. Когда мама остается в группе, это сродни отрубанию хвоста по частям, на мой взгляд, и может осложнить адаптацию. В идеале - вы в первые дни уходите, и забираете, когда ребенок УСПОКИЛСЯ. Чтобы не сформировать - "погромче поплачу - побыстрее придет". Если ребенок маленький, и плачет и плачет и плачет, караульте у двери, подуспокоился -тут же заходите радостно. Вообще если мама сама не стрессирует и не демонстрирует тревогу и боль души своей - ребенку проще, потому что он впитывает информацию о новых обстоятельствах, и мамина тревога - это тоже информация. О плаче, реагировании на него, поведении ребенка в первые дни и общении с воспитателями разговор впереди. Как бы дитя не плакало, лишь бы не болело. Еще одно правило:. Какие чувства вы испытываете, когда ребенок плачет? Думаю, многие признаются, что в зависимости от ситуации, эмоции могут быть разные: от острой жалости до раздражения. В ситуации, когда малыш привыкает к детскому саду, его плач вызывает ещё и подспудный страх: "А что, если его не утешат? А что, если это наносит ему травму? А что, если ...?"И, конечно, мама изо очень хочет, чтобы малыш плакать перестал. И говорит: "Не плачь!" Воспитатель - тоже из добрых побуждений - повторяет ребенку: "Не плачь!" Это "Не плачь!" может звучать в разных интонациях. Его отвлекают, его утешают, его просят - "Не плачь, пожалуйста!" И ребенок очень старается не плакать, пытается успокоиться, как умеет. А потом, через какое-то время... начинает подкашливать. В период адаптации подкашливание слышно в группе очень часто. Обратите внимание. Почему это происходит? В том числе и потому, что дети стараются не плакать, как просят их взрослые. Попытка не плакать, когда плакать очень хочется, ведет к спазму - и начинает кашель.Что происходит дальше? Ребенок подкашливает (спазм), мама и воспитатель думают, что он приболел, и ...его оставляют дома. А человеческий мозг, как я уже писала - это обучающиеся нейроны. И обучаются они на опыте, и порой тому, чему мы их учить и не планировали. И нейроны радостно "запоминают": если возникает стресс , то надо покашлять - и остаешься дома - сресс снижается - то есть это чудный способ борьбы со стрессом! Здесь может лежать источник психосоматических реакций на стрессовые ситуации. Организм обучается болеть в случае стресса. Так что не надо бояться детского плача. Утешайте его, конечно, прижимайте к себе, объясняйте, что вы вернетесь, вытирайте слезки, но исключите из своего лексикона слова "Не плачь!". Пусть лучше поплачет - выплеск эмоций лучше, чем "проглатывание".
Можно, кстати, во время адаптации по дороге из детского сада петь песенки вместе с ребенком, давать ему "проораться", провизжаться, в том числе и дома - это поможет снять спазматические явления, если они возникли. Кроме того, не стоит сразу же при первом покашливании оставлять ребенка дома - только если присоединились другие симптомы. Просто знайте, что кашель может быть вызван и такой причиной.
Тетенька, ты кто?
Прежде, чем оставлять ребенка в группе без вас (даже на пять минут) - ОБЯЗАТЕЛЬНО познакомьте ребенка с воспитателем. Лучше всего это сделать на прогулках до того, как вы придете в первый раз в группу. У процесса знакомства с воспитателем есть один очень важный "пунктик": нужно сделать все возможное, чтобы ребенок не боялся воспитателя, и, когда вы впервые уйдете из группы, он этой тетеньке доверил свою безопасность. Постарайтесь создать в его сознании и чувствах положительный образ этой тетеньки. Разговаривайте о ней и с ней, обращайте внимание на ее красивости и хорошее поведение, и даже делайте маленькие подарочки (можно своими руками). Это не для того, чтобы к тете подлизаться (хотя хорошее отношение тетеньки воспитателя никому ещё не мешало), а для того, чтобы показать малышу, что тетя - хорошая. И не забывайте, что ребенок "считывает" вашу энергию - если вам тетя не нравится, или вы ее опасаетесь и не доверяете - детка это угадает совершенно точно и среагирует. Если вдруг тетенька накричала на другого ребенка на прогулке, когда вы пришли знакомиться (а дети чрезвычайно эмпатичны, и если тетенька ругается на другого малыша, они очень сильно к этому малышу присоединяются, и переживают это) - обязательно проговорите с ребенком эту ситуацию. Скажите правду, расскажите, почему тетенька ругается. И сделайте это сразу же, чтобы этот эпизод "не зацепился"
Быстрой адаптации вашим малышам и крепкого здоровья!