kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как научить ребенка составлять рассказ по картине

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика обучения детей дошкольного возраста  составлению рассказов по картине

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как научить ребенка составлять рассказ по картине»

Консультация для родителей



КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ

(10 картин, которые должен увидеть Ваш ребенок)







Составила воспитатель Бородина Е.А.

Заинтересовать детей художественной выставкой не так сложно, как это кажется на первый взгляд. И под силу всем родителям. Чтобы поход в музей (в т.ч. и виртуальный) стал доброй семейной традицией, учитывайте возраст юного зрителя и изучайте искусство в игровой форме. Зная своего ребенка, вы сможете рассказать ему историю картины ненавязчиво и доступно, а значит, не перегрузите лишней информацией.

Дошкольники

Детям от 4 до 6 лет не очень интересно, кто написал то или иное живописное полотно и зачем. Для начала им нужно просто объяснить, что такое музей и вообще картины. Большинство детей в этом возрасте уже знакомы с фотографиями. Они наверняка уже пробовали снимать папу и маму или свои игрушки. Поэтому можно сказать, что картины – это что-то вроде фотографий. Просто раньше ни смартфонов, ни фотоаппаратов не было, и люди могли только рисовать – причем не только реальность, но и сказки.

В дошкольном возрасте прежде всего нужно научить ребенка внимательно смотреть на картины. При этом учитывайте, что в галереях висят полотна с изображением и обнаженной натуры, и сцен насилия. Поэтому заранее продумайте маршрут. В Третьяковской галерее лучше всего сразу пойти в зал с картинами Виктора Васнецова (зал № 26). Идеальная работа для восприятия малышей – это «Богатыри».

В. М. Васнецов «Богатыри» (1898 г.)



Сюжет этой картины, которую очень любил художник, расскажите в виде сказки: «Жили-были три богатыря. Звали их Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. И они охраняли свои земли от нашествия врагов. И однажды вышли они в поле и…». Тут можно спросить ребенка, как он думает: видят они врагов или нет? Обратите внимание малыша на то, как выдвинут меч, приготовлена стрела, как смотрят герои картины – в общем, подтолкните его к выводу, что неприятель где-то рядом. Пофантазируйте вместе, а что будет происходить дальше. Предложите ребенку подумать, чем похожи и чем отличаются былинные герои, какие у них характеры.

Кстати, именно эта картина стала последней в коллекции Павла Михайловича Третьякова, которую он купил сам и повесил с Васнецовым на то место, где полотно висит и сейчас.

Помимо сказочных сюжетов, дети с удовольствием будут изучать картины с изображением животных, бытовые сцены и натюрморты.

И. Ф. Хруцкий «Цветы и плоды» (1839 г.)

Подойдите к натюрморту Ивана Хруцкого (зал № 14) и объясните ребенку, что художники часто рисуют все, что видят. Расспросите его, какие фрукты и овощи есть на картине, где спряталось насекомое, какие краски использовал художник, кому какой цвет больше нравится. При этом будет интереснее, если родители тоже поделятся своим впечатлением.



С младшими школьниками уже не обязательно бежать в конкретные залы, опасаясь, что они увидят сцены войны или нежные объятия влюбленных. Можно начать с портретов и объяснить, что это за жанр.

Выбрав изображения разных людей, спросите ребенка, отличаются ли они от нас и чем, а также сыграйте в игру «Угадай, кто это?». Военный, купец или, допустим, царь, с атрибутами власти – державой и скипетром. Расскажите также о том, что портреты различаются по жанру – есть парадные портреты, в полный рост, а есть камерные – по пояс, и предложите определить, где какой.

Кроме того, обратите внимание ребенка на эмоции героев. Для этого рассмотрите, например, лица мужчин на картине Ореста Кипренского «Читатели газет в Неаполе» (зал № 8).

О. А. Кипренский «Читатели газет в Неаполе» (1831 г.)

Один из них читает газету. Можно спросить: что делают другие? Они слушают – это видно по повороту головы одного и задумчивому взгляду другого. Тогда стоит задать вопрос: почему один читает всем? И на него помогут ответить сами родители, немного подготовившись. Все эти люди на картине – иностранцы, и язык, на котором написана газета, знает только один из них. И он переводит. Менее всего интересно чтение собачке, которая смотрит на зрителя и совершенно не понимает, о чем идет речь. Попробуйте показать ребенку, что вы тоже кого-то внимательно слушаете, и предложите ему сравнить, насколько ваше лицо похоже на мимику персонажей картины.

И. И. Левитан «Золотая осень» (1895 г.)

Также в этом возрасте можно полюбоваться пейзажами, такими понятными и яркими. Рассмотрите с ребенком «Золотую осень» Исаака Левитана (зал № 37). Спросите у него: почему это осень, к какому ее периоду относится пейзаж, какие цвета использовал художник, какое настроение вызывает картина.

Попробуйте угадать, какое время года на картине «Мокрый луг» Федора Васильева (зал № 18). Там нарисованы зеленые деревья, растут цветы и солнце пробивается сквозь тучи.

Также познакомьте ребенка с пейзажами Константина Коровина (зал № 43). На его картине «Зимой» вы увидите двор, покрытый снегом, и лошадь, запряженную в сани.

Дойдите и до знакомой каждому с детства картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели» (зал № 18). Художник изобразил середину весны, когда становится тепло, поэтому с юга возвращаются птицы, но листья еще не распустились и снег не растаял.

И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу» (1889 г.)

Ну как пройти маленькому сладкоежке мимо такой знакомой картины (зал № 25). Обязательно поделитесь со своим почемучкой секретом: мохнатых зверей на сломанной сосне нарисовал другой художник – Константин Савицкий. В свое время он рассказал родным, что автор продал картину за 4 тысячи рублей, и поэтому стал «участником в 4-й доле». Свою подпись под произведением Савицкий сначала поставил, но потом убрал.

Обратите внимание ребенка на то, что у многих деревьев верхушки как будто срезаны и не помещаются даже на холсте – этим художник хотел передать их мощность и величавость. И мы, как и медведи, оказываемся внутри густой чащи.

В.М. Васнецов «Алёнушка» (1881 г)

Вопросы, которые помогут ребенку в составлении рассказа по картине.

Представьте, что на этом камне сидите вы? Что вы чувствуете? Какой он? (холодный, острый, твердый,)

-Посмотрите, как она держит голову? (девушка опустила голову),

Что делают её руки (её пальцы крепко сжимают колени),

-Как вы думаете, какое у девочки настроение (она грустная, печальная)

-А как мы догадались, что у нее грустное настроение? (ответы детей - колени обхватила руками, голову склонила, глаза печальные).

-А покажите, как сидит Аленушка, сядьте так же, как на картине. Да, так сидит. Вспомните сказку и скажите, почему же она так пригорюнилась, опечалилась.

(Показываю слайд с иллюстрациями к сказке).

Ответы детей. (потому что братец стал козленочком, потеряла Аленушка братца и т. д.)

-А как мы догадались, что она печальная? (лицо грустное, братца долго искала, он не послушался ее и выпил из козьего копытца).

Обратите внимание на цвет лица и рук, Какие они? (Лицо и руки загорелые от долгих странствий под солнцем),

Что вы можете сказать про волосы? (Волосы её спутаны и давно не чесаны),

А что у неё на ногах? (босые),

Что ощущают ее ноги ?( им холодно, возможно они поранены).

После этого, ребенок самостоятельно составляет рассказ из получившихся предложений.

В.И.Суриков «Взятие снежного городка» 1891 г.)

Полотно большое,поэтому можно рссказать об общем настроении картины,когда происходит действие. И взять 1 какой-то фрагмент и описать его с ребенком. Или дать ему возможность самостоятельно попробовать это сделать.

И.Н.Крамской «Неизвестная» (1883 г.)

Само название наталкивает на мысль составить рассказ-фантазию. Дайте ребенку возможность представить где, при каких обстоятельствах художник мог увидеть эту девушку. Что было ДО или могло случить ПОСЛЕ их встречи?

Пусть ребенок внимательно рассмотрит картину, все её детали. Может быть не один раз. Когда он будет готов рассказать,пусть скажет вам об этом. Эту картину можно также рассматривать по отдельным фрагментам: лицо, одежда, пейзаж вокруг,время года и т.д.



Я дала рекомендации по 8 картинам. Как вы считаете, какие еще картины в старшем дошкольном возрасте необходимо увидеть вашим детям? Если вы со своими детьми найдёте еще интересные для рассматривания, описания и фантазирования картины, составите по ним интересные рассказы, мы с остальными детьми с удовольствием их послушаем!

И в заключение консультации хочу, сказать, что:

Посещение художественных выставок очень полезно для детей, уже начиная с дошкольного возраста. Как раз в возрасте 4 - 6 лет у ребенка активно развивается воображение, фантазия, мышление и эстетическое восприятие. Уроки искусства пробуждают в нем способность глубже мыслить, смотреть на ситуацию или явление с разных сторон, учат восхищаться и проявлять свои эмоции, сопереживать и анализировать. Любуясь картинами, юный посетитель может вдохновиться и захочет творить сам. Особенно такие мероприятия полезны детям, которые любят рисовать, лепить из пластилина, собирать мозаику и строить различные конструкции.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Как научить ребенка составлять рассказ по картине

Автор: Бородина Елена Алексеевна

Дата: 12.06.2022

Номер свидетельства: 609485

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Как научить ребенка составлять рассказы, используя сюжетные картины?"
    ["seo_title"] => string(68) "kak_nauchit_rebenka_sostavliat_rasskazy_ispolzuia_siuzhetnye_kartiny"
    ["file_id"] => string(6) "568460"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1608828685"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Консультация для родителей "О чем говорить с ребенком в семье" "
    ["seo_title"] => string(71) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-o-chiem-ghovorit-s-riebienkom-v-siem-ie"
    ["file_id"] => string(6) "234486"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443455610"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "презентация алгоритмическое мышление метод для дошкольников "
    ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiia-alghoritmichieskoie-myshlieniie-mietod-dlia-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "192922"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427543566"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Сенсорное развитие ребёнка как средство восприятия внешних свойств предмета"
    ["seo_title"] => string(80) "siensornoie_razvitiie_riebionka_kak_sriedstvo_vospriiatiia_vnieshnikh_svoistv_pr"
    ["file_id"] => string(6) "398780"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489080609"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения "
    ["seo_title"] => string(74) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "140946"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418042943"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства