Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы по теме Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
«Нетрадиционные техники рисования как средство
развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
Геринг Н.А. – воспитатель, первая категория, высшее образование
КГКП «Ясли-сада» «Балдаурен» отдела образования Щербактинского района, управления образования Павлодарской области
“Общение с искусством –
одна из больших радостей жизни”.
В.И. Сухомлинский
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является, изобразительная, художественно продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что - то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога - воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Благодаря применению на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования можно намного повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации.
Свою работу строю на следующих принципах:
-От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
-Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
-Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
-Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Используются такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.
Какие методы нетрадиционного рисования известны: кляксография, рисование пальцами, ладошкой, кулачками, солью, мыльными пузырями, разбрызгиванием, рисование губкой, свечей, мылом, сухой кистью, пластилином и многие другие. Некоторые из этих способов используются в нашем детском саду, с некоторыми познакомимся сейчас.