Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Цель работы: Обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Создать условия для сохранения и совершенствования здоровья ребенка – дошкольника. Задачи: 1. Сохранение здоровья детей, повышение двигательной активности и умственно работоспособности; 2. Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения; 3. Обеспечить условия для сохранения и совершенствования здоровья; 4. Сформировать необходимые знания для здорового образа жизни; 5. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»»
Из опыта работы воспитателя «Детского сада «Юлдуз» с.Каякент
Аташевой Насибат Абдуллаевны
«Использование здоровьесберегающих технологий»
Цель работы: Обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Создать условия для сохранения и совершенствования здоровья ребенка – дошкольника. Задачи: 1. Сохранение здоровья детей, повышение двигательной активности и умственно работоспособности; 2. Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения; 3. Обеспечить условия для сохранения и совершенствования здоровья; 4. Сформировать необходимые знания для здорового образа жизни; 5. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Актуальность: ФГОС дошкольного образования ставит первоначальной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, а также их эмоционального благополучия. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остаётся актуальной. Как же нужно воспитывать ребёнка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребёнка, решать системно и сообща. Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья детей. Анализируя данные посещения детьми нашего дошкольного учреждения за 2021-2022гг. года, мы пришли к выводу, что процент заболеваемости детей возрос. Это небольшое исследование состояния здоровья наших воспитанников позволило нам прийти к выводу о том, что главная задача, стоящая перед нами, — снижение риска развития хронических заболеваний, укрепление и развитие имеющегося ресурса здоровья. Таким образом, одним из направлений в своей работе я выделила введение здоровьесберегающих технологий в организованную образовательную деятельность, в формировании здорового образа жизни. Основные принципы работы: • «Не навреди» — Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка • научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик) • доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей) • активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников) • сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью) • систематичности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели) • целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели) - оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки). Работа реализуется через следующие разделы:
• укрепление материально – технической базы ДОУ. • работа с детьми. • работа с педагогами. • работа с родителями. Укрепление материально – технической базы: В спортивном зале имеется несколько гимнастических скамеек, мячи, обручи, мешочки с песком, кегли , скакалки, гимнастические палки. Приобрели: массажные коврики для профилактики плоскостопия, массажеры для стоп, дорожки здоровья.
В детском саду есть различные виды картотек: подвижные игры, картотека физкультминуток и пальчиковых игр, дидактические, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, комплекс кинезиологических упражнений, утренняя гимнастика, упражнения по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, зрительная гимнастика, комплексы самомассажа, ритмопластики, релаксационные упражнения, артикуляционная гимнастика.
В каждой возрастной группе имеются спортивные уголки, где дети занимаются самостоятельно, так и под наблюдением педагогов.
Работа с детьми. Работа с детьми осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, педагогом – психологом., старшим воспитателем. Она включает в себя: диагностику; полноценное питания; организацию двигательной активности; создание условий организации оздоровительных режимов для детей; создание представлений о здоровом образе жизни. 1. Диагностику проводят: воспитатели групп; педагог – психолог; 2. Принципы организации полноценного питания: гигиена приема пищи; выполнение режима питания; ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания; индивидуальный подход к детям во время питания. Чесночно-луковые закуски, соки, фрукты. 3. Закаливание детей включает систему мероприятий: элементы закаливания в повседневной жизни (умывание прохладной водой, проветривание помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе); Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми: 1. технологии сохранения и стимулирования здоровья: • Ритмопластика проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста.
• Подвижные и спортивные игры — проводятся ежедневно для всех возрастных групп, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности.
• Релаксация — проводится для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
• Пальчиковая гимнастика — проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
• Гимнастика для глаз — проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
• Дыхательная гимнастика — обеспечить проветривание помещения. Проводится после интенсивных физических упражнений , как часть утренней гимнастики или НОД по физ.воспитанию.
• Гимнастика после сна. • Артикуляционная гимнастика — Профилактике и коррекции речевых нарушений с детьми. Проводится перед НОД по речевому развитию. • Физкультминутки.-на каждой образовательной деятельности. 2. Технологии обучения здоровому образу жизни: • Утренняя гимнастика — проводится ежедневно 6-8 мин. Три дня общая, четверг, пятница – оздоровительная по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, хождение по «дорожке здоровья» • Физкультурные занятия — проводятся 2-3 раза в неделю в спортивном зале. Ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин.
• Самомассаж — проводится в игровой форме ежедневно, в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. • Активный отдых — физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья». • Проектная деятельность «Витаминный калейдоскоп»- в старшей группе. ……. • Дидактические игры- проводятся в свободное время. 3. коррекционные технологии: • Технологии коррекции поведения (работа с агрессивными, тревожными детьми). Проводится педагогом-психологом, как специальное занятие в зависимости от поставленных задач. • Психогимнастика — проводится по специальным методикам, 1-2 раза в неделю. Работа с педагогами: С сотрудниками были организованы и проведены: • консультации воспитателей по сохранению здоровья детей и сохранению собственного здоровья. • Обучение педагогов приемам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном аспекте. • Участие в вебенаре на тему «ФГОС ДО о новых подходах к укреплению здоровья дошкольников» Работа с родителями. Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями. Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность. С родителями была организована следующая работа: • Участие в спортивных мероприятиях. • Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары. • Оформлен стенд по валеологическому просвещению родителей в создании экологической и психологической среды в семье. • Включение родителей в воспитательно – образовательный процесс. • Оформлены папки-передвижки «Здоровое питание», «Зимние(летние) виды спорта». • Оформлен фотостенд «Спортивная семья» Результаты работы: Снижено количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний. У детей сформированы навыки личной гигиены, желание вести здоровый образ жизни (быть на свежем воздухе, заниматься спортивными играми, улучшать свои результаты по освоению основных видов движений, испытывать чувство радости и удовольствия от состояния быть здоровым) Улучшили психоэмоциональное состояние дошкольников.