Использование звучащих жестов в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста
Использование звучащих жестов в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста
В работе над ритмом нужно придерживаться определенной последовательности, которая много раз подтверждалась практикой: 1.Равномерное метрирование музыки. 2.Выделение сильной доли (акцент). 3.Тактирование (сильные и слабые доли). 4. Освоение ритмических рисунков и наложение их на метрическую сетку без счета, на долю такта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование звучащих жестов в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Использование звучащих жестов в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста
Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела, которое испокон веков и до нынешних времён становится первым и незаменимым "оркестром" разнообразных инструментов. Термин «звучащие жесты» принадлежит немецкому педагогу Гунильд Кетман, коллеге Карла Орфа, который широко использовал речь в обучении музыке. Речь, музыка и жесты должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трём компонентам развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность.
В работе над ритмом нужно придерживаться определенной последовательности, которая много раз подтверждалась практикой: 1.Равномерное метрирование музыки. 2.Выделение сильной доли (акцент). 3.Тактирование (сильные и слабые доли). 4. Освоение ритмических рисунков и наложение их на метрическую сетку без счета, на долю такта. Работу над развитием чувства ритма можно выделить по двум направлениям:
- Интуитивное восприятие на слух длительностей, ритмический рисунков, метроритмической пульсации, ощущение сильных и слабых долей в такте.
- Сознательное усвоение метроритма на основе изучения ритмический моделей музыкальной грамоты на начальном этапе (коротких и длинных звуков, ритмического рисунка, паузы) и далее дети знакомятся с такими понятиями как: скрипичный ключ, ноты, длительности.
Применение музыкально-дидактических игр и пособий на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно.
Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, добросовестнее они относятся к порученному.
Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета.
Музыкально-дидактические игры, имея разные обучающие задачи и сценарий проведения, условно делятся на три вида:
1. Спокойное музицирование.
2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.
3. Игры, построенные по типу хороводных.
От чувства ритма зависит артикуляция, плавность и чёткость речи.
Любое занятие можно начать с какого-нибудь приветствия, например:
«Я здороваюсь везде – дома и на улице,
Даже «Здравствуй!» - говорю я соседской курице (Крылья)
Здравствуй солнце золотое, (Руки скрестить над головой)
Здравствуй небо голубое, (Руки раскрыть)
Здравствуй, вольный ветерок, (Покачать руками)
Здравствуй, крепенький дубок, (Руки сжать в кулак, опустить крепко вниз)
Здравствуй, утро, здравствуй, день, (Хлопки в ладоши)
Нам здороваться не лень!» (Руки приложить к груди, вытянуть вперед)
Такие игры проводятся как в сопровождении музыки, так и без неё. Главной задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.
Приветствия способствуют развитию речи и координации движений детей, а также созданию хорошего настроения.
В результате использовании «Звучащих жестов» у детей возникает огромное количество вариантов их сочетания и комбинирования. Дети соревнуются в изобразительности и находчивости, придумывают различные варианты. Начинают с самого простого стихотворение «Мишка косолапый»
Очень нравится детям отхлопывать ритмический рисунок, записанный на карточке («Ритмическое лото») дети без особого труда отхлопывают длительности, выкладывают ритмические рисунки («Выложи ритмический рисунок») и анализируют их. При этом применяется приём, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом «та», восьмые слогом – «ти». Дети любят выполнять ритмические рисунки разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе и полу, шагом, бегом, взмахами рук, в результате у детей развивается чувство ритма и проявляется умение управлять своим движениями.
Возможно использовать прием отхлопывания ритмического рисунка элементов танца, их «выкладывания» звуковыми моделями на фланелеграфе (длинные и короткие палочки, а так же нотное обозначение - к середине учебного года дети подготовительной группы уже знакомы с понятиями: нота, четвертная, восьмая, скрипичный ключ), «выстраивание» из детей.
Начиная с младшей группы, принося на занятие любую игрушку (каждый раз по новому обыгрывая ее появление), вместе с детьми здороваюсь с ней и четко проношу ее название (это мы называем песенкой), затем произношу его еще раз, одновременно отхлопывая в ладоши. Игрушки -это нравиться, и она «просит» всех детей спеть про нее такую песенку еще раз. Название игрушки прохлопывается только четвертными длительностями. На следующих занятиях придумывается игрушке имя. Например: зай-чик Сте-па, кук-ла Ка-тя, со-бач-ка Жуч-ка. К концу года ритм усложняю: зай-чик ♪♪ СТЕ-ПА , миш-ка ♪♪ ФЕ-ДЯ .
Отхлопывается ритм в разных вариантах: по коленям, по животику, по щечкам (пальчиками), по бубну, по барабану, по полу (ладошками или топая ногами), одновременно произнося имя или название игрушки. Если ребенок выполняет задание неверно, все равно хвалить его и предлагать сыграть вместе, ритмично ударяя по бубну ладошкой ребенка и четко произнося название игрушки. Постепенно количество игрушек на занятии увеличивается (до четырех в старших группах).
Что бы детям было интересно, придумываю различные игровые ситуации, составляя ритмические цепочки. Например: «Кукле было грустно, она сидела и плакала, к ней пришел Бобик, сел рядышком и стал ее успокаивать. Потом пришла мурка и стала ласково мяукать и т. д. При этом обыгрываем игрушки или картинки на столе.
В средней группе играя в эту же игру, усложняем ритмический рисунок. Например: ЗА-инь-ка СТЕ-ПА ; по-ро-се-нок ХРЮ-ХРЮ ; по-ро-се-нок хрю-хрю ХРЮ . Можно играть на музыкальном инструменте, а дети хлопают в ладоши или выстукивают на ложках, произнося слова. Так в игровой форме закрепляется понятие «долгие и короткие звуки», развивается фантазия, воображение.
В старшей группе уже придумывается целая песенка и выкладывается нотками, прохлопывается в ладоши или проигрывается на музыкальных инструментах со словами.
Например: БЕ-лоч-ка , БЕ-лоч-ка , ПРЫГ , ПРЫГ .
Дети самостоятельно выкладывают четыре картинки в разном порядке, придумывая и рассказывая при этом какую-нибудь историю, затем проигрывают получившуюся ритмическую формулу из названий зверей с различными ритмами.
По такому же принципу играем в другие ритмические игры: «Песенка про имя», «Паровоз», «Кто твой дружок», гусеница», «Дирижер», Дразнилки», «Песенка о себе» и др.
Добавляем в песенки движения, сочетание звучащих жестов и различных звуков немузыкальных предметов. При этом всегда применяем зрительные образы в виде ритмических карточек, картинок разного размера, палочки, ниточки, полоски, кружочки.
Упражнения на развития ритма со звучащими жестами..
1. Приветствие
Проговаривать имя – хлопки II
Дети повторяют имя ласково – шлепки по коленям II I
2. Речевая игра со звучащими жестами «Фруктовый салат»
ЯБЛОКО
Хлопки I II
АПЕЛЬСИН
По груди II I
КИВИ
По коленям I I
МАНДАРИН
Пальцами рук II I
ГРУША
Щелчки I I
АНАНАС
Притопы II I
БАНАН
Бокам коленей I I
ЛИМОН
Щелчок, хлопок I I
3. «Взял- отдал»
Ритмическая игра с орехами
Дети сидят в кругу на коврике на коленях. Один орех кладётся в левую руку,
другой лежит перед ребёнком на ковре.
1 ФРАЗА: 1 орех кладется на левую руку, и дети его накрывают у себя и передают соседу. 6 тактов 4/4
(Разучивается со словами «У МЕНЯ», «У СОСЕДА», «ВЗЯЛ», «ОТДАЛ»)
В проигрыше берут 2-ой орех
2 ФРАЗА: отстукивают ритм || III ||III ||II I||II I|| II I||III
Проговаривают слова: раз, два, раз, два, три
В проигрыше вновь кладут 2-ой орех перед собой
3 ФРАЗА: повтор 1 фразы, без слов: 6 тактов 4/4 в конце – поднимают руки с орехами верх.
4. Музыкальная игра «Приветствие»муз. Лео Делиба
(гуляя врассыпную по залу),
(Развитие коммуникативных навыков, умения видеть другого, эмоционально вовлекаться в общение)
Воспитатели врассыпную гуляют по залу, улыбаясь друг другу! На конце фраз встречаются с тем, кто в этот момент оказался рядом, и говорят ему: «Привет!», хлопая в ладоши два раза
В средней части танцуют, кружатся.
5. «Волшебные булки»
Раз, два, всем привет! (раз, два - хлопают- всем привет два раза хлопки по коленям)
Побежали, прибежали дружно все в буфет. (идут в круг- хлопают восьмыми – буфет – четверть)
А теперь назад идём, (из круга с хлопками назад)
Булки все жуём. (Булки - скользящий хлопок, все жуём – топаем)
промежуточных два хлопка (восьмые)- с капустой - руки раскрыли (четверть) с морковкой, с клубникой. … и т.д.)
Финал этой игры
Хлоп- хлоп,
Что это за булки (разводят руками)
Хлоп- хлоп
Вкусные булки (разводят руками)
Хлоп-хлоп
Оставим булки
Хлоп-хлоп
Все у нас
6. Поэтическое музицирование
Звучащие жесты в орфовской педагогике принято на определённом этапе «переносить» на инструменты.
В этой игре развиваются музыкальные и творческие способности детей, совершенствуются навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой).
Стихотворение С. Маршака «Апрель»
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель – треугольник
По полям бегут ручьи, - глиссандо по металлофонам
На дорогах лужи
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи – погремушка, молоточек
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник – барабан, трещотки
Стали птицы песни петь – свистулька, дудочка
И расцвел подснежник - колокольчик
Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,
Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям, играет на тон-блоке)
С горки покатились, (рубель) в ямку свалились, бух! (тарелочки)
Движения, соединённые с речью, звучащими жестами, а в дальнейшем шумовыми инструментами, преподнесённые в форме игры, – находка для увлекательных занятий с детьми и параллельной проработки сразу нескольких проблемных зон, таких как артикуляция, координация движений, внимание, мышечная и психоэмоциональная напряженность.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(255) "Консультация для родителей на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах."
["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_na_temu_razvitie_muzykalnykh_sposobnostei_detei_dos"
["file_id"] => string(6) "529998"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1575373474"
}
}