kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Использование в педагогическом процессе детского сада технологий образовательного мониторинга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование  в педагогическом процессе детского сада технологий образовательного мониторинга

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Использование в педагогическом процессе детского сада технологий образовательного мониторинга"»

Использование в педагогическом процессе детско­го сада технологий образовательного мониторинга


В современных условиях образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обра­ботки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и про­гнозирование развития.

В системе дошкольного образования «мониторинг» — относитель­но новое понятие, и поэтому следует уточнить его соотношение с более устоявшимися — «педагогическая диагностика» и «контроль».

В рамках контроля как вида управленческой деятельности срав­ниваются запланированное и реальное состояния контролируемого объекта, например достижения детей в рамках освоения образова­тельной программы. Наиболее часто встречающейся проблемой при организации контроля деятельности ДОУ является сбор значитель­ною количества информации. Эта информация собирается несисте­матично в течение ряда лет - или если и собирается, то не анали­зируется в полном объеме. Кроме того, периодичность сбора инфор­мации носит случайный характер, то есть никто не устанавливает, с какой периодичностью необходимо собирать информацию о том или ином объекте.

Педагогическая диагностика — это педагогическая деятельность, направленная на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса. Основной пробле­мой при организации педагогической диагностики в детском саду яв­ляется преобладание исследовательской функции (изучение состояния объекта, сопоставление полученных результатов и нормы, стандарта) в ущерб проектировочной. Зачастую в детском саду воспитатели пыта­ются реализовать громоздкие и узконаправленные диагностики, раз­работанные для педагогических исследований. В результате получен­ные данные носят формальный характер и не учитываются в проек­тировании работы детского сада на последующий период.

Таким образом, использование в педагогическом процессе детско­го сада технологий образовательного мониторинга позволит решить выявленные проблемы, поскольку мониторинг предполагает:

  • постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;

  • изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;

  • компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.

Структура мониторинга включает в себя следующие этапы:

  1. Определение объекта мониторинга, установление стандарта (эта­лона, норматива) и операционализация мониторинга (определение
    критериев, показателей и индикаторов).

  2. Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблю­дения за объектом и условиями его функционирования с применением
    комплекса методов диагностики.

  3. Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся ин­
    формации из существующих источников.

  4. Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полу­ченной информации и прогноз развития.

  5. Принятие решения об изменении деятельности.


В рамках образовательного мониторинга в детском саду изучается:


  1. Отслеживание качества результатов деятельности дошкольного

образовательного учреждения. Определение результативности деятель­ности ДОУ прежде всего связано со степенью решения целевых задач:
охрана жизни и укрепление здоровья детей, развитие детей раннего и
дошкольного возраста, взаимодействие с семьей и ее поддержка в про­цессе воспитания детей дошкольного возраста. Исходя из этого, объек­тами мониторинга качества результатов деятельности ДОУ являются:

  • физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка;

  • степень освоения ребенком образовательной программы, его
    образовательные достижения;

  • степень готовности ребенка к школьному обучению;

  • удовлетворенность различных групп потребителей (родите­
    лей, учителей, воспитателей) деятельностью ДОУ.

  1. Отслеживание качества педагогического процесса, реализуемого

в дошкольном образовательном учреждении. Деятельность детского
сада и достижение обозначенных выше результатов обеспечивается
реализацией образовательной программы. При проектировании карты
мониторинга педагогического процесса ДОУ следует обеспечить его
направленность на отслеживание качества:

  • образовательной деятельности, осуществляемой в процессе

организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) и в ходе режимных моментов;

  • организации самостоятельной деятельности детей;

  • взаимодействия с семьями детей по реализации основной

общеобразовательной программы дошкольного образования для
детей дошкольного возраста.

  1. Отслеживание качества условий деятельности ДОУ. Реализация

педагогического процесса возможна при обеспечении ДОУ соответст­вующими ресурсами и создании необходимых условий. Поэтому в систему мониторинга должен быть включен анализ условий, обеспе­чивающих качество педагогического процесса в ДОУ:

  • кадровый потенциал ДОУ (особенности профессиональной компетентности педагогов);

  • развивающая среда ДОУ.


Характеристики инструментария образовательного монито­ринга в ДОУ.

Определение направленности мониторинга следующим шагом предполагает разработку измерительного инструментария: критериев и методов проведения диагностических процедур в рамках мониторинга.

Под критерием (от греч.- средство для суждения) пони­мается признак, на основании которого производится оценка, опре­деление или классификация чего-либо; критерий — это мерило суж­дения, оценки. Критерий указывает на наличие того или иного свой­ства у объекта, явления или процесса. Например, критерии валеологической компетентности детей старшего дошкольного возрас­та могут быть определены следующим образом.

  1. Интерес ребенка к содержанию бесед, игровых задач и проблем­ных ситуаций,

связанных со здоровьем, здоровым образом жизни.

  1. Проявление интереса в самостоятельной деятельности дошколь­ника.

  2. Наличие ответов на вопросы, решений проблемных ситуаций и игровых задач.

  3. Адекватность детских ответов и решений, их осознанность (мо­жет объяснить

свои решения).

  1. Полнота и глубина знаний и решений, здоровьесберегающая эрудированность.

  2. Применение здоровьесберегающих знаний, умений, навыков ре­бенком в

повседневной жизни, поведении.

  1. Самостоятельность применения здоровьесберегающих знаний, умений,

навыков.

В мониторинге к критериям предъявляется одно, но чрезвычайно важное требование — критерии должен позволять производить измере­ние. Некоторые критерии имеют очень слабую динамику, и их изме­рение имеет смысл производить один раз в несколько лет.

Следует понимать, что критерии мониторинга выполняют функ­ции ориентиров для воспитателя. Необходимо осознавать, что откло­нение полученных результатов от намеченных стандартов или норма­тивов не требует стремительного изменения и вмешательства в про­цесс развития ребенка, а предполагает комплексный анализ качества процессов и условий, обеспечивающих полученные результаты. Так, в диагностической деятельности педагога постоянно происходит срав­нение результатов оценки развития конкретного ребенка с каким-либо принимаемым самим воспитателем «вариантом нормы». Чаще всего воспитатель ориентируется на нормы, отраженные в образовательных программах, при этом соотносит развитие ребенка с уровневой харак­теристикой описанных в программе норм. Если по результатам диа­гностики выясняется, что показатели конкретного ребенка соответст­вуют, например, среднему уровню развития, воспитатель рассматри­вает это как недостаточно хороший результат и планирует работу с ребенком в данном направлении. Отсюда вытекает основная направ­ленность деятельности педагога — коррекционно-развивающая. Диа­гностика, таким образом, рассматривается, прежде всего, как диагнос­тика проблем развития, а не достижений ребенка. Но может ли каж­дый ребенок (или хотя бы большинство детей) достигать описанного в программе высокого уровня (по всем разделам!), заданного как иде­альный вариант развития? По данным отечественного психолога Ю. Б. Гиппенрейтер, при 10 независимых исследуемых свойствах толь­ко 1 из 1024 (!) человек окажется с точки зрения статистики «норма­тивным».

Проблема нормирования при оценке результатов диагностики за­ставляет искать новые содержательные критерии. Как отмечает Г. А. Берулава, в качестве оценки получаемых результатов должен ис­пользоваться не балл (или любая другая уровневая оценка), не срав­нение испытуемых между собой, а степень подготовленности каждого ребенка к выполнению определенного критериального задания, то есть компетентность субъекта. По существу, этот подход заставляет принципиально пересмотреть и способы обработки результатов диа­гностики. Приоритетным становится именно качественный анализ результатов диагностики, который позволяет выявлять достижения ре­бенка, его трудности, особенности его развития.

Следующим шагом после выработки критериев мониторинга явля­ется определение методов, применение которых позволит получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

В «Федеральных государственных требованиях к структуре основ­ной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ 23.11.2009 г. №655) в разделе «Система мониторинга достижения детьми планируе­мых результатов освоения Программы», указывается, что «обязатель­ным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низкоформализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высокоформализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) ме­тодов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Блохина Александра Александровна

Дата: 16.11.2025

Номер свидетельства: 677183

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Презентация  на тему «Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада» "
    ["seo_title"] => string(97) "priezientatsiia-na-tiemu-primienieniie-ikt-v-rabotie-muzykal-nogho-rukovoditielia-dietskogho-sada"
    ["file_id"] => string(6) "138367"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417532552"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Из опыта работы музыкального руководителя по теме:«Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада» "
    ["seo_title"] => string(127) "iz-opyta-raboty-muzykal-nogho-rukovoditielia-po-tiemie-primienieniie-ikt-v-rabotie-muzykal-nogho-rukovoditielia-dietskogho-sada"
    ["file_id"] => string(6) "155260"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421254115"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Беседа на родительском собрании на тему «Трудности адаптации перехода детей из детского сада в школу» "
    ["seo_title"] => string(112) "biesieda-na-roditiel-skom-sobranii-na-tiemu-trudnosti-adaptatsii-pieriekhoda-dietiei-iz-dietskogho-sada-v-shkolu"
    ["file_id"] => string(6) "194430"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427779586"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Статья на тему "Использование здоровьесберегающих технологии в детском саду""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_na_tiemu_ispol_zovaniie_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhii_v_die"
    ["file_id"] => string(6) "366787"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481095072"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Доклад "Использование ЦОР и ЭОР в деятельности педагога" "
    ["seo_title"] => string(62) "doklad-ispol-zovaniie-tsor-i-eor-v-dieiatiel-nosti-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "167617"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423122473"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства