Просмотр содержимого документа
«"Использование в педагогическом процессе детского сада технологий образовательного мониторинга"»
Использование в педагогическом процессе детского сада технологий образовательного мониторинга
В современных условиях образовательныймониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.
В системе дошкольного образования «мониторинг» — относительно новое понятие, и поэтому следует уточнить его соотношение с более устоявшимися — «педагогическая диагностика» и «контроль».
В рамках контроля как вида управленческой деятельности сравниваются запланированное и реальное состояния контролируемого объекта, например достижения детей в рамках освоения образовательной программы. Наиболее часто встречающейся проблемой при организации контроля деятельности ДОУ является сбор значительною количества информации. Эта информация собирается несистематично в течение ряда лет - или если и собирается, то не анализируется в полном объеме. Кроме того, периодичность сбора информации носит случайный характер, то есть никто не устанавливает, с какой периодичностью необходимо собирать информацию о том или ином объекте.
Педагогическая диагностика — это педагогическая деятельность, направленная на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса. Основной проблемой при организации педагогической диагностики в детском саду является преобладание исследовательской функции (изучение состояния объекта, сопоставление полученных результатов и нормы, стандарта) в ущерб проектировочной. Зачастую в детском саду воспитатели пытаются реализовать громоздкие и узконаправленные диагностики, разработанные для педагогических исследований. В результате полученные данные носят формальный характер и не учитываются в проектировании работы детского сада на последующий период.
Таким образом, использование в педагогическом процессе детского сада технологий образовательного мониторинга позволит решить выявленные проблемы, поскольку мониторинг предполагает:
постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;
изучение объекта по одним и тем же критериям с цельювыявления динамики изменений;
компактность, минимальность измерительных процедур и ихвключенность в педагогический процесс.
Структура мониторинга включает в себя следующие этапы:
Определение объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов).
Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.
Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся ин формации из существующих источников.
Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.
Принятие решения об изменении деятельности.
В рамках образовательного мониторинга в детском саду изучается:
Отслеживание качества результатов деятельности дошкольного
образовательного учреждения. Определение результативности деятельности ДОУ прежде всего связано со степенью решения целевых задач: охрана жизни и укрепление здоровья детей, развитие детей раннего и дошкольного возраста, взаимодействие с семьей и ее поддержка в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Исходя из этого, объектами мониторинга качества результатов деятельности ДОУ являются:
физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка;
степень освоения ребенком образовательной программы, его образовательные достижения;
степень готовности ребенка к школьному обучению;
удовлетворенность различных групп потребителей (родите лей, учителей, воспитателей) деятельностью ДОУ.
Отслеживание качества педагогического процесса, реализуемого
в дошкольном образовательном учреждении. Деятельность детского сада и достижение обозначенных выше результатов обеспечивается реализацией образовательной программы. При проектировании карты мониторинга педагогического процесса ДОУ следует обеспечить его направленность на отслеживание качества:
образовательной деятельности, осуществляемой в процессе
организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) и в ходе режимных моментов;
организации самостоятельной деятельности детей;
взаимодействия с семьями детей по реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста.
Отслеживание качества условий деятельности ДОУ. Реализация
педагогического процесса возможна при обеспечении ДОУ соответствующими ресурсами и создании необходимых условий. Поэтому в систему мониторинга должен быть включен анализ условий, обеспечивающих качество педагогического процесса в ДОУ:
Характеристики инструментария образовательного мониторинга в ДОУ.
Определение направленности мониторинга следующим шагом предполагает разработку измерительного инструментария: критериев и методов проведения диагностических процедур в рамках мониторинга.
Под критерием (от греч.- средство для суждения) понимается признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; критерий — это мерило суждения, оценки. Критерий указывает на наличие того или иного свойства у объекта, явления или процесса. Например, критерии валеологической компетентности детей старшего дошкольного возраста могут быть определены следующим образом.
Интерес ребенка к содержанию бесед, игровых задач и проблемных ситуаций,
связанных со здоровьем, здоровым образом жизни.
Проявление интереса в самостоятельной деятельности дошкольника.
Наличие ответов на вопросы, решений проблемных ситуаций и игровых задач.
Адекватность детских ответов и решений, их осознанность (может объяснить
свои решения).
Полнота и глубина знаний и решений, здоровьесберегающая эрудированность.
Применение здоровьесберегающих знаний, умений, навыков ребенком в
повседневной жизни, поведении.
Самостоятельность применения здоровьесберегающих знаний, умений,
навыков.
В мониторинге к критериям предъявляется одно, но чрезвычайно важное требование — критерии должен позволять производить измерение. Некоторые критерии имеют очень слабую динамику, и их измерение имеет смысл производить один раз в несколько лет.
Следует понимать, что критерии мониторинга выполняют функции ориентиров для воспитателя. Необходимо осознавать, что отклонение полученных результатов от намеченных стандартов или нормативов не требует стремительного изменения и вмешательства в процесс развития ребенка, а предполагает комплексный анализ качества процессов и условий, обеспечивающих полученные результаты. Так, в диагностической деятельности педагога постоянно происходит сравнение результатов оценки развития конкретного ребенка с каким-либо принимаемым самим воспитателем «вариантом нормы». Чаще всего воспитатель ориентируется на нормы, отраженные в образовательных программах, при этом соотносит развитие ребенка с уровневой характеристикой описанных в программе норм. Если по результатам диагностики выясняется, что показатели конкретного ребенка соответствуют, например, среднему уровню развития, воспитатель рассматривает это как недостаточно хороший результат и планирует работу с ребенком в данном направлении. Отсюда вытекает основная направленность деятельности педагога — коррекционно-развивающая. Диагностика, таким образом, рассматривается, прежде всего, как диагностика проблем развития, а не достижений ребенка. Но может ли каждый ребенок (или хотя бы большинство детей) достигать описанного в программе высокого уровня (по всем разделам!), заданного как идеальный вариант развития? По данным отечественного психолога Ю. Б. Гиппенрейтер, при 10 независимых исследуемых свойствах только 1 из 1024 (!) человек окажется с точки зрения статистики «нормативным».
Проблема нормирования при оценке результатов диагностики заставляет искать новые содержательные критерии. Как отмечает Г. А. Берулава, в качестве оценки получаемых результатов должен использоваться не балл (или любая другая уровневая оценка), не сравнение испытуемых между собой, а степень подготовленности каждого ребенка к выполнению определенного критериального задания, то есть компетентность субъекта. По существу, этот подход заставляет принципиально пересмотреть и способы обработки результатов диагностики. Приоритетным становится именно качественный анализ результатов диагностики, который позволяет выявлять достижения ребенка, его трудности, особенности его развития.
Следующим шагом после выработки критериев мониторинга является определение методов, применение которых позволит получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.
В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ 23.11.2009 г. №655) в разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы», указывается, что «обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низкоформализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высокоформализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных».