Просмотр содержимого документа
«Использование средств ИКТ при взаимодействии с родителями — важное условие в развитии речи детей.»
Использование средств ИКТ при взаимодействии с родителями — важное условие в развитии речи детей.
Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Компьютеры окружают маленьких детей с рождения: и дома, и в детском саду. Психологами было установлено, что ребенком усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая, знакомая ему, та, которая вызывает приятные и комфортные чувства. Поэтому одним из средств, обладающим возможностью повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его речи, творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности, является компьютер.
Новые современные возможности помогают в работе не только с детьми, но и с их родителями. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребёнка. В настоящее время появились потребности и запросы родителей по использованию ИКТ в речевом развитии дошкольников.
Цель: укрепить связь семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого воздействия на дошкольников средствами ИКТ.
Исходя из поставленной цели,мы сформулировали следующие задачи:
Задачи:
1. Активизировать педагогический потенциал и повысить компетентность родителей по использованию ИКТ в речевом развитии детей.
2. Вызвать желание принимать активное участие в коррекционно-педагогическом процессе, формировать понимание необходимости систематической помощи ребенку в преодолении нарушений речи и развитии психических функций посредством ИКТ.
3. Пропагандировать использование ИКТ в домашних условиях родителями в соответствии с возрастными и психическими особенностями детей.
4. Создать базу мультимедийных дидактических пособий для занятий с детьми старшего дошкольного возраста по вопросам речевого развития. Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество образовательного процесса, но и достичь нового уровня взаимодействия с родителями.
Работа по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний с использованием ИКТ позволяет сделать работу более успешной. Мы в своей группе стараемся сделать родительское собрание более наглядным, необычным и запоминающимся.
Так, например, применение средств ИКТ позволило сделать родительское собрание в начале учебного года на тему «Играя, развиваем речь детей» мобильным и интересным, и самое главное, позволило привлечь большее количество родителей. С использованием электронной презентации для родителейбыл проведена интегрированная деятельность по лексической теме: «Осень. Сбор урожая».
Вместе с детьми родители играли в интересную игру «Собери урожай» (из цикла дидактических игр «Найди предмет по признакам») целью которой является формирование зрительного восприятия пространственных признаков предметов и закрепление их речевых обозначений.
Применение развивающих и обучающих мультимедийных презентаций на занятиях по лексическим темам вызывают интерес у детей за счёт реалистичности и динамичности изображения.
Получение родителями визуального, а не вербального представления о развитии речи своих детей явилось очень эффективным элементом в организации дальнейшей совместной работы педагога с родителями по коррекции речевых нарушений детей, как в детском саду, так и дома.
В рамках досуговой деятельности совместно с родителями учителем –логопедом был проведен семинар –практикум с использованием средств ИКТ «Раз, два, три, четыре, пять начинаем мы играть» и элементами игрового тренинга.
Родителям были показаны пальчиковая и дыхательная гимнастика, они познакомились с речевыми играми и пособиями по развитию речи. в которые можно играть дома или по дороге в детский сад. Показаны такие игры,как: «Весёлая карусель», «Слоговая таблица», «Ёлочка», «Собери парусник», «Прочитай слово»,и т. д. Даны рекомендации с целью выполнения упражнений для занятий с ребенком дома.
В своей работе мы используем мультимедийные наглядно-дидактические пособия, которые приобретаем уже готовые, а также сами учимся создавать презентации, учитывая особенности своих воспитанников, цели и задачи, поставленные на конкретном занятии.
Известно, что ребёнок развивается в движениях. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, поэтому важно использовать логоритмику не только в детском саду, но и дома.
В рамках семинара -практикума «Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть»была проведена логоритмика с участием детей и родителей «Слон шагает по дороге», «Ой, лады, лады, лады», «Любит бабушка вязать» с использованием видео презентации.
По просьбам родителей и совместно с ними, а также при участии логопеда создана и постоянно пополняется картотека мультимедийных пособий по развитию речи.
Результатом проведенных мероприятий стало создание сайта группы, где родители знакомятся с наиболее яркими событиями из жизни группы, размещается важная информация, волнующая родителей по проблемам воспитания и образования детей, консультации специалистов, много фотографий и видео.И это очень актуально в настоящее время: не всегда родители могут сами приводить ребенка в детский сад, забирают детей обычно с прогулки, часто родители торопятся и не успевают прочитать информацию в группе. А дома, вместе с ребенком всегда интересно заглянуть на сайт группы, посмотреть вместе новые фотографии, выслушать сообщение ребенка о прошедших событиях. Дистанционное общение помогает преодолеть пространственные и временные барьеры, особенно в случаях продолжительного отсутствия ребенка в детском саду.
Подводя итог, хочется отметить, что работа по развитию речи с использованиемИКТ дает положительные результаты:
- у детей повысилась любознательность, интерес к занятиям;
-сформировались знания об определенных речевых эталонах;
-у детей появляется желание творить, говорить, исправлять свои недостатки в речи;
-наблюдается положительная динамика в развитии речи.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями, помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.