kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и приемы для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Использование пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста



В своей работе по развитию речи детей я как учитель-логопед использую разные виды работы, но всегда коррекционно-развивающие занятия начинаю с пальчиковой гимнастики.


Актуальность


В последнее время количество детей с нарушениями речи становится с каждым годом больше. Почти половина детей в массовом детсаду уже нуждается в профессиональной помощи логопеда.

Пальчиковая гимнастика может использоваться и для профилактики нарушений речи - как тренировка подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата, так же отрабатываются определённые положения губ и языка, необходимые для правильного произношения звуков.

Обязательно используются пальчиковые игры – для развития мелкой моторики.

Научно доказанный парадокс: уровень развития речи зависит от степени развития мелкой моторики. Необходимо регулярно тренировать пальцы ребёнка.

Развитие мелкой моторики, напрямую связано с развитием речи. Движения пальцев рук и развитие речи ребенка – взаимосвязаны. Делая массаж пальчиков и пальчиковую гимнастику, можно стимулировать речевое развитие ребенка, а также начинать формировать правильное звукопроизношение.


Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?


1. Выполнение упражнений стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Ребёнок учится концентрировать и правильно распределять своё внимание.

4. Речь становится более чёткой, ритмичной, усиливается контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.


Пальчиковая гимнастика делится на пассивную и активную.


Пассивная пальчиковая гимнастика рекомендуется как предварительный этап детям с низким уровнем развития речи.

Пассивная: массаж (растирание, поглаживание, легкая вибрация).

Затем можно переходить к упражнениям с помощью взрослого: взрослый сгибает и разгибает пальцы ребенка, приподнимает их, делать круговые движения.

После этого следуют легкие упражнения: «здороваются пальцы, замок, пианино, человечки бегают».

Затем дать в руки предметы: мячики, карандаш в ладонях раскатывать.


Активная пальчиковая гимнастика:


I группа. Упражнения для кистей рук:


— развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких, чётких движений;

— учат напрягать и расслаблять мышцы;

— развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

— учат переключаться с одного движения на другое.


«ФЛАЖКИ»


Вариант 1. Исходное положение. Расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы.


Я в руках флажки держу

И ребятам всем машу!


Вариант 2. Поочерёдно менять положение рук на счёт: «раз-два». «Раз»: левая рука — выпрямлена, поднята вверх, правая рука — опущена вниз. «Два»: левая рука — опущена вниз, правая рук — поднята вверх.


«ФОНАРИКИ»


Согнутые в локтях руки держим перед собой на уровне лица. Пальцы немного согнуты, как будто каждая рука держит яблоко. В таком положении крутим кисти рук вправо-влево.


Мы фонарики зажжём,

А потом гулять пойдём!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!


II группа. Упражнения для пальцев условно статические:


— совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.


«УЛИТКА»


Исходное положение. Указательный, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони. Большой палец и мизинец то выпрямляются, то прячутся. Выполнять упражнение сначала каждой рукой по очереди, потом двумя руками одновременно. Можно изобразить как улитка ползёт по столу.


Улитка, улитка! Высуни рога!

Дам тебе я хлеба или молока!


«ПЧЕЛА»


Выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем. Вращать указательным пальцем.


Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Над цветами я кружу!


«ШАРИК»


(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)





III группа. Упражнения для пальцев динамические:


— развивают точную координацию движений;

— учат сгибать и разгибать пальцы рук;

— учат противопоставлять большой палец остальным.


«СЕМЬЯ»


Сжать пальчики в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.


Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка.

Этот пальчик — это Я.

Вот и вся моя семья.


Биоэнергопластика


В работе над коррекцией звукопроизношения можно использовать и метод биоэнергопластики: соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.


В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха.


Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация.


Приём бионергопластики:


  • Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.

  • Улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам.

  • Синхронизирует работу над речевой, мелкой моторикой.

  • Сокращает длительность занятий, усиливает их результативность.

  • Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.


Шуточные стихи и артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики.


«БЕГЕМОТИК»


Широко откроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я:

1, 2, 3, 4, 5.

А теперь закроем ротик,

Отдыхает бегемотик!


«СЛОНЁНОК»


Подражаю я слону,

Губки хоботом тяну: «У-у-у!»


«ЛЯГУШКА»


Тянем губки прямо к ушкам.

Как веселая лягушка!


«ХОМЯК»


Я надую щечки так,

Словно толстый я хомяк!


«ЖАЛО ПЧЕЛКИ»


1. Язык у нижних резцов - руки в кулачках.

2. Высунуть язык почувствовать напряжение в уздечке -пальцы распрямляются, ладонь параллельно столу.


«ОРЕШЕК»


1. Острым кончиком языка коснуться внутренней стороны правой щеки

2. Острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки Кисти рук двигаются в сторону языка


«ПЯТАЧОК»


1. Губы собираются в «пятачок»

2. «Пятачок» двигается вправо 3. «Пятачок» двигается влево 4. Движения рук повторяют движения губ.



Хотелось бы заметить, что кроме пальчиковой гимнастики ловкость, координацию и точность движения пальцев рук развивают такие занятия:


  • рисование,

  • лепка;

  • игры с крупами;

  • игры с мелкими предметами: мозаикой, прищепками, пуговицами и бусинами;

  • катание карандашей и шариков между ладошками и по поверхности;



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хрусталева Елена Евгеньевна

Дата: 05.02.2022

Номер свидетельства: 599598

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "статья "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(58) "statiarazvitiiemielkoimotorikiudietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "311012"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459146255"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Использование пальчиковой гимнастики для развития речи детей младшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_pal_chikovoi_ghimnastiki_dlia_razvitiia_riechi_dietiei_mladshiegh"
    ["file_id"] => string(6) "429041"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1505958596"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Влияние развития мелкой моторики на формирование элементарных математических представлений у детей  дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(124) "vliianiierazvitiiamielkoimotorikinaformirovaniieeliemientarnykhmatiematichieskikhpriedstavlieniiudietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "285709"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454239492"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) ""Применение современных, инновационных и развивающих технологий в развитие мелкой моторики рук у детей с ТМНР""
    ["seo_title"] => string(80) "primenenie_sovremennykh_innovatsionnykh_i_razvivaiushchikh_tekhnologii_v_razviti"
    ["file_id"] => string(6) "611627"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1660139988"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(286) "Методическая разработка на тему: "Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через организацию разнообразных форм совместной деятельности". "
    ["seo_title"] => string(170) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-razvitiie-kommunikativnykh-navykov-dietiei-ranniegho-vozrasta-chieriez-orghanizatsiiu-raznoobraznykh-form-sovmiestnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "123918"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414599693"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства