Просмотр содержимого документа
«Использование нетрадиционных техник в раннем возрасте»
«Использование нетрадиционных техник рисования
с детьми раннего возраста».
Детский рисунок, процесс рисования – это частица
духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».
В.Л. Сухомлинский
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого — изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:
во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения;
в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения. (слайд 3)
В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Поэтому тему свою считаю актуальной.
Целью моей работы является развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Дети самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире. (слайд 4)
Необычное начало работы, применение современных технологий и устного народного творчества – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Мои дети любят рисовать. Работа проводится от «простого к сложному» в несколько этапов. Первые пробные занятия в форме игры, цель которых научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; знакомимся с цветом, формой. (слайд 5)
Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.
Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.
Я стараюсь показать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя), проводить пальчиком линию (ручеек или дождик). (слайд 6)
Следующий интересный способ рисования с малышами рисование ладошкой. Рисование ладошкой — следующая нетрадиционная техника рисования, с которой знакомятся дети в первой младшей группе. Детям очень нравится этот способ рисования. Обмакиваю ладонь ребенка в краску и ставлю ей отпечаток на бумаге. Иногда «раскрашиваю» ладонь в разные цвета кисточкой. Интересно получились работы: «Солнышко», «Букет для мамы», «Травка», «Рыбки». В ходе рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается. (слайд 7)
Таким же образом проводится рисование штампиками.
И рисование тычками. Отрежьте небольшой кусочек от обыкновенной губки, обмакните в краску и с несильным нажимом покрывайте лист. Вот так легко и просто получается замечательный фон для дальнейшего рисования, а если использовать трафареты или шаблоны для детского рисования, получится изумительный цветочный, или геометрический узор. (Слайд 8)
По темам недели мы также стараемся использовать все техники рисования. Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, и с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям
Результатом работы моей с детьми являются: выставки рисунков, участие в конкурсах на различных уровнях, украшение групп своими картинами и панно. (слайд 9)
Стараемся привлекать родителей, проводили развлечение, приглашали в группу. В ходе работы осуществляется тесная взаимосвязь с родителями. Были организованы выставки работ. Так же работы использовались как сезонное оформление в уголке для родителей. Была проведена консультация «Нетрадиционные техники рисования для 2-3 лет», «Как спланировать домашние занятия с малышом?», было проведено собрание: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста», мастер-класс: «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования детей раннего возраста (2-3 лет)».
Разработаны памятки: «КАК ПОМОГАТЬ РАЗВИТИЮ?», «РИСОВАНИЯ КАРАКУЛЯМИ», «ЧЕМУ МОЖНО НАУЧИТЬ МАЛЫША 2Х ЛЕТ В РИСОВАНИИ?», «КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА 2-3 ЛЕТ ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ КИСТОЧКУ И КАРАНДАШ ПРИ РИСОВАНИИ», «КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА 2 ЛЕТ ПРАВИЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КРАСКАМИ?», «КАКИЕ КИСТОЧКИ И КАРАНДАШИ ДАВАТЬ ДЕТЯМ 2х ЛЕТ ДЛЯ РИСОВАНИЯ?» (слайд 10)
С детьми осуществлялась работа не только по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования, но и на изучение и закрепления знаний цветов. Для этого было изготовлено много различных игр на липучках, пример представлен на слайде (слайд 11)
Для успешной реализации работы в данном направлении мной была создана развивающая предметно-пространственная среда. В группе организован уголок изодеятельности, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества:
бумага разного цвета, фактуры и формы
цветные карандаши
фломастеры
восковые мелки
краски (гуашь и акварель)
кисти тонкие и толстые
картон (белый и цветной)
различные по толщине нитки и веревочки
печатки и шаблоны
баночки для воды
салфетки
палитры
зубные щётки
расчески
поролон
пробки
пенопласт
катушки
свечи
листья
ватные палочки
камушки
перья
кусочки ткани
тычки
штампы в форме геометрических фигур
трубочки для коктейля и т. д.
Весь материал хранится в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях. В центре для рисования хранятся также папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациями к сказкам, рассказам. Имеется отдельная папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения, картотека нетрадиционных техник рисования. (слайд 12)
Кто-то сказал, что можно научить рисовать, а вот научить быть художником нельзя. Используя в своей работе нетрадиционные техники рисования можно малыша и научить рисовать и научить быть художником.
Главным в таком рисовании является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Таким образом, изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционного рисования является актуальной и благоприятно сказывается на развитии творческих способностей детей.
В ходе работы осуществляется тесная взаимосвязь с родителями. Были организованы выставки работ. Так же работы использовались как сезонное оформление в уголке для родителей. Была проведена консультация «Развитие изобразительной деятельности детей в семье», «Научите меня рисовать» и т.д.
Рисование для малыша – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности.
Одаренные дети найдут свой путь, а остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов. (слайд 13)
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(211) "Конспект занятия во второй группе раннего возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Скотч-арт»"
["seo_title"] => string(80) "konspekt_zaniatiia_vo_vtoroi_gruppe_rannego_vozrasta_s_ispolzovaniem_netraditsio"
["file_id"] => string(6) "597035"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1641638453"
}
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(237) "Влияние художественного слова на развитие творчества c использованием нетрадиционных методов рисования у детей с диагнозом ДЦП."
["seo_title"] => string(146) "vliianiie-khudozhiestviennogho-slova-na-razvitiie-tvorchiestva-c-ispol-zovaniiem-nietraditsionnykh-mietodov-risovaniia-u-dietiei-s-diaghnozom-dtsp"
["file_id"] => string(6) "275472"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1452584621"
}
}