kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование метода интеллектуальных карт в работе с дошкольниками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов, которая раскрывает преимущества и особенности применения интеллектуальных карт в работе с дошкольниками

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование метода интеллектуальных карт в работе с дошкольниками»

Использование метода интеллектуальных карт в работе с дошкольниками


Понятие «интеллект-карты» (mind maps) ввел психолог из Великобритании, автор методик запоминания, креативности и организации мышления, автор и соавтор более 100 книг Тони Бьюзен. Английское название «mind-maps», переводится как «карты ума», «карты разума», «карты памяти», «ментальные карты».

Интеллектуальные карты - это способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Ментальные карты создают для отображения в рисунках и схемах эффективных способов запоминать, ассоциировать, активизировать способности к запоминанию информации и решению различных интеллектуальных задач.

Другими словами, mind maps - это представление информации в рисунках. Запоминать новые сведения в таком виде намного проще, чем в любом ином.

В последнее время метод ментальных карт получили широкое применение в дошкольных организациях. Они просты и универсальны. Интеллектуальные карты возможно использовать в различных образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое.

Дошкольник, взаимодействуя с ментальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций к сложным: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, умение анализировать, дифференцировать, классифицировать и различать видовые понятия. Начинать использовать ментальные карты можно в работе с детьми четырех лет и во всех видах деятельности.

Составление интеллектуальной карты - необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллектуальные карты можно по самым разным темам.

Сам процесс создания интеллектуальной карты стимулирует творчество обучающихся, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Важно отметить, что интеллектуальная карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное - это процесс получения нового знания.

С помощью интеллектуальных карт решаются следующие задачи:

 развитие быстрого восприятия и запоминания

 повышение мотивации

 грамотное планирование решения задачи

 экономия времени

Преимущества метода интеллектуальных карт:

Наглядность. Вся проблема, в ее многогранном понимании отображается компактно.

Привлекательность. Интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, информация, отображенная в интеллектуальной карте, легко запоминается.

Информативность. Интеллектуальная карта помогает выявить недостаток информации.

Креативность. Интеллектуальная карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

Инновационность. Интеллектуальная карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.

Составление интеллектуальной карты начинаем с того, что в центре располагаем центральный образ, например, изображение корзины с фруктами. Дальше задаем вопрос: «Какие ассоциация у Вас вызывает слово фрукты?» От центрального образа рисуем «отростки» первого уровня, которые и будут раскрывать главную идею.

После детализируем отростки - каждый состоит из нескольких веточек, они ведут к ассоциации с ключевыми понятиями. В заключение наводим красоту: подрисовываем картинки, используем разные цвета, ветви могут быть изогнутыми, похожими на ветви дерева.

Такие беседы внешне должны быть как бы импровизацией, воспитатель идет за логикой ребенка, а не навязывает своего мнения. Так дети учатся системному анализу, знания добываются самостоятельно. Каждое занятие с детьми - поиски, цепочки вопросов: «Как? Откуда? Зачем? Для чего? С чем можно сравнить? – все это и есть работа с элементами интеллектуальной карты.

Систематическое применение интеллектуальных карт позволяет развивать следующие познавательные действия:

• формулировка и самостоятельная постановка цели.

• умение выделять и искать нужную информацию при этом применять различные методы в поиске нужной информации

• переводить чувственные формы в модель знаково-символическую и преобразовывать ее с целью выявления общих законов(кодировка, замещение, декодирование).

• умение структурировать знания.

• умение ставить и формулировать проблемы, а также создание алгоритма деятельности

• умение устанавливать причинно-следственные связи

• анализирует и синтезирует слабые места (можно восполнить эти недостающие элементы.)

Таким образом, мы видим, что использование метода интеллектуальной карты позволяет раскрыть полноту выбранной темы и решить стоящие перед педагогом задачи, а именно: повысить мотивацию, качество знаний воспитанников, конкурентоспособность их в образовательном процессе; развить коммуникативные и творческие способности в процессе учебно-познавательной деятельности; активизировать самостоятельную деятельность воспитанников.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование метода интеллектуальных карт в работе с дошкольниками

Автор: Титовская Анжелика Эдуардовна

Дата: 14.12.2025

Номер свидетельства: 678988

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ  РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ "
    ["seo_title"] => string(133) "ispol-zovaniie-eliemientov-tiekhnologii-razvitiia-kritichieskogo-myshlieniia-v-formirovanii-zvukovoi-kul-tury-riechi-dietiei-4-5-liet"
    ["file_id"] => string(6) "180725"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425228559"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Особенности использования ТРИЗ-технологии в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(67) "osobiennosti-ispol-zovaniia-triz-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "151630"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420727976"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Значение использования информационно – коммуникационных технологий в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(73) "znachieniieispolzovaniiainformatsionnokommunikatsionnykhtiekhnologhiivdou"
    ["file_id"] => string(6) "276903"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452795330"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "«Использование мнемотехники в работе с детьми ОВЗ»"
    ["seo_title"] => string(47) "ispolzovanie_mnemotekhniki_v_rabote_s_detmi_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "536380"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579422938"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Консультация "Использование дидактического синквейна в логопедической работе с дошкольниками""
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_ispolzovanie_didakticheskogo_sinkveina_v_logopedicheskoi_rabote_s_"
    ["file_id"] => string(6) "499487"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1549973892"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства