Просмотр содержимого документа
«Использование метода интеллектуальных карт в работе с дошкольниками»
Использование метода интеллектуальных картв работе с дошкольниками
Понятие «интеллект-карты» (mind maps) ввел психолог из Великобритании, автор методик запоминания, креативности и организации мышления, автор и соавтор более 100 книг Тони Бьюзен. Английское название «mind-maps», переводится как «карты ума», «карты разума», «карты памяти», «ментальные карты».
Интеллектуальные карты - это способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Ментальные карты создают для отображения в рисунках и схемах эффективных способов запоминать, ассоциировать, активизировать способности к запоминанию информации и решению различных интеллектуальных задач.
Другими словами, mind maps - это представление информации в рисунках. Запоминать новые сведения в таком виде намного проще, чем в любом ином.
В последнее время метод ментальных карт получили широкое применение в дошкольных организациях. Они просты и универсальны. Интеллектуальные карты возможно использовать в различных образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое.
Дошкольник, взаимодействуя с ментальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций к сложным: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, умение анализировать, дифференцировать, классифицировать и различать видовые понятия. Начинать использовать ментальные карты можно в работе с детьми четырех лет и во всех видах деятельности.
Составление интеллектуальной карты - необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллектуальные карты можно по самым разным темам.
Сам процесс создания интеллектуальной карты стимулирует творчество обучающихся, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Важно отметить, что интеллектуальная карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное - это процесс получения нового знания.
С помощью интеллектуальных карт решаются следующие задачи:
развитие быстрого восприятия и запоминания
повышение мотивации
грамотное планирование решения задачи
экономия времени
Преимущества метода интеллектуальных карт:
Наглядность. Вся проблема, в ее многогранном понимании отображается компактно.
Привлекательность. Интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, информация, отображенная в интеллектуальной карте, легко запоминается.
Информативность. Интеллектуальная карта помогает выявить недостаток информации.
Креативность. Интеллектуальная карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
Инновационность. Интеллектуальная карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.
Составление интеллектуальной карты начинаем с того, что в центре располагаем центральный образ, например, изображение корзины с фруктами. Дальше задаем вопрос: «Какие ассоциация у Вас вызывает слово фрукты?» От центрального образа рисуем «отростки» первого уровня, которые и будут раскрывать главную идею.
После детализируем отростки - каждый состоит из нескольких веточек, они ведут к ассоциации с ключевыми понятиями. В заключение наводим красоту: подрисовываем картинки, используем разные цвета, ветви могут быть изогнутыми, похожими на ветви дерева.
Такие беседы внешне должны быть как бы импровизацией, воспитатель идет за логикой ребенка, а не навязывает своего мнения. Так дети учатся системному анализу, знания добываются самостоятельно. Каждое занятие с детьми - поиски, цепочки вопросов: «Как? Откуда? Зачем? Для чего? С чем можно сравнить? – все это и есть работа с элементами интеллектуальной карты.
Систематическое применение интеллектуальных карт позволяет развивать следующие познавательные действия:
• формулировка и самостоятельная постановка цели.
• умение выделять и искать нужную информацию при этом применять различные методы в поиске нужной информации
• переводить чувственные формы в модель знаково-символическую и преобразовывать ее с целью выявления общих законов(кодировка, замещение, декодирование).
• умение структурировать знания.
• умение ставить и формулировать проблемы, а также создание алгоритма деятельности
• умение устанавливать причинно-следственные связи
• анализирует и синтезирует слабые места (можно восполнить эти недостающие элементы.)
Таким образом, мы видим, что использование метода интеллектуальной карты позволяет раскрыть полноту выбранной темы и решить стоящие перед педагогом задачи, а именно: повысить мотивацию, качество знаний воспитанников, конкурентоспособность их в образовательном процессе; развить коммуникативные и творческие способности в процессе учебно-познавательной деятельности; активизировать самостоятельную деятельность воспитанников.