Просмотр содержимого документа
«Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕКИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ
Грушковская Л.К., учитель-логопедМБДОУ № 49 г. Апатиты
«Движение может заменить лекарство –
но ни одно лекарство не заменит движения».
Ж.Тассо.
В наше время увеличилось количества детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – это системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, речевая активность недостаточная, пространственные нарушения, снижение работоспособности, расстройства в эмоционально-волевой сфере, отставание в двигательной сфере, которая приводит к плохой координации движений.
Для преодоления таких нарушений необходимо проводить комплексную коррекционную работу. Один из методов, который меня заинтересовал, является метод кинезиологии.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.
Метод кинезиологии – способствует развитию умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Формами работы являются комплексы кинезиологической и дыхательной гимнастик, точечный массаж, дыхательные упражнения, упражнения для развития общей и мелкой моторики, упражнения на релаксацию. Они укрепляют психофизиологическое здоровье детей, предупреждают возникновение простудных заболеваний, повышают общий жизненный тонус.
Дыхательные упражнения – развивают самоконтроль и произвольность, улучшают ритмику организма.
Упражнения для развития общей и мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
Точечный массаж – воздействует на биологически активные точки.
Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Данные упражнения помогают лучше концентрировать внимание на слухе, улучшают чувствительность левой и правой стороны тела. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, улучшают мыслительную деятельность. Такие упражнения как: «Уши», «Лезгинка», «Кулак –ребро –ладошка», «Лягушка», «Колечко» и т.д
В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.
Что включает в себя развитие мелкой моторики пальцев рук в контексте “от простого к сложному”?
Это:
– упражнения для пальчиков без предметов: одной рукой (ведущей), второй рукой; – выполнение упражнения одновременно двумя руками; – специальные навыки (лепим из пластилина, выстригаем из бумаги, клеим, перебираем фасоль, играем со шнуровками, с крупой и т.д.) – упражнения для пальчиков с предметами (цветные фишки, бусоград, карандаши); – пальчиковый театр; – моторно-графические навыки работы в тетради (штриховки, игры с контурами и шаблонами, рисование по клеточкам, печатание).
Развитие моторики рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Чтобы речь ребенка была в норме , необходимо вести работу целенаправленно.
Таким образом, кинезиология – это универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга. Под влиянием кинезиологических тренировок у детей с нарушением речи происходит расширение зрительных горизонтов, развивается творческое воображение и целостное восприятие, значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность, звукопроизношение.
Ведь хорошая речь – это одно из главных условий полноценного развития ребенка.
Чем правильнее и богаче речь, тем содержательнее отношения со сверстниками, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира.
Успешный ребенок – это хорошо говорящий ребенок.
«Кулак-ребро-ладошка» - Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы письма и чтения.
«Зеркальное рисование» - Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации.
Развивают мышцы рук и межполушарное взаимодействие коры головного мозга .
Программа "Гимнастика Мозга" была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих "Долина" в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым.
Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как "неспособных к обучению".
Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь и координация пальцев.
Широко используются кинезиологические упражнения в логопедии, психологии, дефектологии, нейропсихологии, педиатрии, педагогике. Такие задания не только развивают нервные связи, но и веселят детей, доставляя им удовольствие.
Кинезиология ( с греческого – наука о движении) существует уже 2000 лет, используется во всём мире.
Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии.
Дети, имеющие речевые нарушения, имеют проблемы с моторикой, координацией движения. Плохо ориентируются в пространстве. Всё это сказывается на общем физическом развитии и может привести к гиподинамии. Устранению двигательных расстройств и помогает кинезиология.
Кинезиология представляет коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Это позволяет говорить о нём, как о оригинальном способе оздоровления детей.
Работа человеческого мозга обеспечивается деятельностью двух его полушарий имеющих определённую функциональную специализацию (левое отвечает за образное, гуманитарное мышление; правое – за знаковое, математическое).
В осуществлении высших психических реакций существенную роль играет совместная деятельность полушарий.
Для развития интеллекта необходимо развивать взаимодействие между полушариями. Учитывая это, можно предположить, что развитие интеллекта и логическое мышление у детей могут искажаться из-за нарушения межполушарной передачи информации. Поэтому, чтобы простимулировать интеллектуальное развитие ребёнка, необходимо использование кинезиологических упражнений.
Именно специальные кинезиологические упражнения в полном объёме способны справиться с этой задачей.
Послушайте притчу:
Как-то шёл по дороге мудрец, любовался красотой мира и радовался жизни.
Вдруг заметил он человека, сгорбившегося под непосильной ношей.
- Зачем ты обрекаешь себя на такие страдания? – спросил мудрец.
- Я страдаю для счастья своих детей и внуков, - ответил человек.
- Мой прадед всю жизнь страдал для счастья деда, дед страдал для счастья моего отца, отец страдал для моего счастья, и я буду страдать всю свою жизнь, только чтобы мои дети и внуки стали счастливыми.
- А был ли кто-то счастлив в твоей семье? – спросил мудрец.
- нет, но мои дети и внуки обязательно будут счастливы! – ответил несчастный человек.
- Неграмотный не научит читать, а кроту не воспитать орла! – сказал мудрец, - научись вначале сам быть счастливым, тогда и поймёшь как сделать счастливыми своих детей и внуков!
Вы хотите видеть детей здоровыми и умными? Займитесь кинезиологией и пусть ваши дети освоят её вместе с вами.
Под влиянием кинезиологических тренировок у детей с нарушением речи происходит расширение зрительных горизонтов, развивается творческое воображение и целостное восприятие, значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность, звукопроизношение. Возрастают показатели двигательной памяти, грамотности, выразительности речи и фонематического восприятия.
Значит, применение метода кинезиологии в коррекционной работе является достаточно эффективным. У ребёнка пропал страх отвечать у доски, он стал спокойнее, увереннее в себе.
У некоторых детей появилась готовность и желание выполнять дополнительные задания.
Речь из бессвязной и односложной превратилась в осознанный рассказ.
Дети принимают правила сотрудничества и взаимопомощи.
Снизился процент заболеваемости детей.
И вообще, только в движении развивается ребенок.
Я надеюсь, что мой дидактический материал поможет в воспитании здоровых душой и телом детей, за которыми наше будущее.