Использование инновационных форм в методической работе ДОО как фактор повышения педагогической компетенции педагогов
Использование инновационных форм в методической работе ДОО как фактор повышения педагогической компетенции педагогов
Повышение качества дошкольного образования возможно при высоком профессионализме педагогических кадров, что требует изменения и совершенствования методической работы ДОО. В детском была создана модель организации методической работы, которая способствует не только повышению профессионального мастерства и личностному росту каждого педагога, но и раскрытию его творческих возможностей. Она включает в себя инновационные группы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование инновационных форм в методической работе ДОО как фактор повышения педагогической компетенции педагогов»
Мельникова Анастасия Константиновна,
методист
МКДОУ детский сад «Огонек» р.п. Линево
Использование инновационных форм в методической работе ДОО как фактор повышения педагогической компетенции педагогов
Развитие системы дошкольного образования характеризуется повышением его качества в соответствии с целями, обозначенными в национальной доктрине российского образования. Перемены в разных сферах жизнедеятельности современного общества повлекли за собой изменения в области дошкольного воспитания и образования детей.Перестройка социально – экономической жизни России повысила требования к личностному и профессиональному развитию педагога. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены очень важным и значимым критерием – его качеством, которое зависит от профессиональной компетенции педагогов. Профессиональная компетентность представляет собой интегральное профессионально – личностное качество,характеризующее способность педагога решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи,возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Формирование профессиональной компетентности достигается в том случае, когда на смену рецептурно – информационному подходу приходит компетентностный, делающий педагога активным участником поиска решений типичных проблем, возникающих в его деятельности.
Педагог в современных условиях, прежде всего, исследователь, обладающий научным психолого – педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, потребностью в профессиональном самовоспитании.
Соответственно, качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, способный к внедрению инноваций, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства (Ю.П. Азарова, А.В. Петровский и др.).
Внедрение инноваций в работу ДОО – важное условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Развитие ДОО не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств и нововведений, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей (К. Белая, А.Г. Асмолов и др.). А воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.
Современные исследования ученых в сфере профессиональной педагогики открыли новые аспекты повышения профессиональной компетентности педагогов, при этом особое внимание отводится методическому сопровождению, позволяющему повысить эффективность педагогического общения и воспитательно-образовательного процесса в целом (И.А. Зимняя,К.А. Абульханова – Славская, В.А. Крутецкая и др.).
Таким образом, повышение качества дошкольного образования возможно при высоком профессионализме педагогических кадров, что требует изменения и совершенствования методической работы ДОО.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу (теоретические и практические основы К.Ю. Белой; П.И. Третьякова; П.Т. Фролова; А.Г. Асмолова и др.) с целью изучения методической работы в системе управления дошкольного образовательного процесса, можно сделать вывод, что в современных условиях развития образовательной системы не обойтись без инноваций. Необходимы новые формы и методы организации методической работы, которые позволят решить возникшие вопросы. Следовательно, возникает необходимость в создании собственной модели методической работы, которая позволит привлечь к участию в методической работе всех педагогов, вне зависимости от уровня их образования и педагогического стажа работы.
Таким образом, в нашем детском была создана модель организации методической работы, которая способствует не только повышению профессионального мастерства и личностному росту каждого педагога, но и раскрытию его творческих возможностей. Она включает в себя инновационные группы (см. Приложение №1).
87% педагогов имеют первую и высшую квалификационную категорию, используют в своей работе нетрадиционные методы и формы обучения и воспитания детей. Из таких опытных педагогов были сформированы творческие группы, которые работали над той или иной проблемой, выявленной в процессе образовательно-воспитательной деятельности ДОО.
Творческая группа по корректировке образовательной программы ДОО
В ее состав входят педагоги ДОО, имеющие стаж работы 5 лет и более. Данная группа отвечает за корректировку образовательной программы ДОО и создания условий для ее реализации.
Научно-методический совет
В него входят педагоги ДОО, имеющие стаж педагогической работы 5 лет и более. Научно-методический совет отвечает за изучение и анализ ситуации, сложившейся в ДОО, за создание условий для успешного решения поставленных на текущий год задач, за разработку фундаментальных для жизни ДОО проектных документов (программа развития, концепция развития, исследовательские проекты, организация мероприятий по плану работы ДОО в режиме функционирования и развития), проводит экспертизу инновационной методической продукции, созданную педагогами ДОО.
Группа информационной поддержки
В состав данной группы входят педагоги ДОО, имеющие достаточно высокий уровень владения компьютерными технологиями. Группа информационной поддержки призвана оказывать помощь в организации не только управленческой деятельности, но и в организации методической работы ДОО. Данная группа осуществляет организацию электронного документооборота; обработку информации (подготовку справок, статистических отчетов, докладов, методических разработок); формирование и ведение баз данных; оказание помощи в оформлении портфолио педагогам, выходящим на аттестацию; создание видеотеки; издательская деятельность; компьютерное сопровождение мероприятий ДОО и др.
Школа наставника
В него входят педагоги ДОО, имеющие стаж педагогической работы 10 лет и выше. Группа отвечает за успешную психофизиологическую, социально–психологическую, социально-организационную и профессиональную адаптацию молодых специалистов.
Образовательный салон
В его состав входят педагоги ДОО, имеющие разный стаж педагогической работы. Данная группа создается по инициативе администрации ДОО. Цель группы: создание условий для профессионального общения педагогов, развития их творческой активности, обеспечение непрерывного процесса совершенствования профессионального мастерства, повышение профессиональной компетенции педагогов.
Школа молодого специалиста
К работе с молодыми педагогами привлекаются опытные воспитатели, узкие специалисты ДОО.
Цель данной группы: оказание методической помощи начинающим воспитателям. Работа группы направлена на обогащение знаний педагогов (практические умения и навыки работы с детьми.) Занятия проходят в виде деловой игры, семинара-практикума, живого диалога за круглым столом. Школа молодого специалистаявляется, во-первых, важнейшим фактором профессиональной адаптации, успешного личностного развития начинающих воспитателей, во- вторых, способствует повышению качества образования в ДОУ и создаёт условия для включения в методическую работу.
Творческая группа по оформлению и дизайну ДОО
Данная группа – это кратковременное, добровольное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве. Активно сотрудничает с группой информационной поддержки с целью оформления ДОО.
Основными задачами данных объединения педагогов является:
обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей;
создание условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога;
организация активного участия педагогов в планировании, разработке и реализации программы развития, в инновационных процессах.
Нормативно-правовая база для организации деятельности таких групп, кроме творческой группы по оформлению и дизайну ДОО включает в себя:
Приказ о создании группы.
Положение об инновационной группе.
План работы группы на текущий год (см. Приложение №2)
Протоколы заседаний.
Для организации контроля разработан необходимый инструментарий, который включает в себя разные виды мониторинга уровня образованности детей; экспертные карты оценки профессиональной и методической компетентности педагогов.
В конце года каждая инновационная группа представляет результаты мониторинга образованности детей;дает самооценку своей деятельности и предоставляет итоги оценки компетентности педагогов, подводятся итоги работы за год, намечаются новые направления работы.
Организованная таким образом работа с педагогическими кадрами позволяет оптимально спланировать деятельность методической службы ДОО по личностно-профессиональному развитию педагогов в зоне их ключевых компетентностей, придать ей определенную логичность, стройность и системность, наполнить конкретным содержанием.
Следовательно, функционирование инновационных групп, в которых все педагоги ДОО распределены по подразделениям, создает условия для развития инновационного потенциала педагогов.
Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОО, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
В данном контексте большую роль играет проектирование продуктивных форм, для обеспечения активного участия педагогов ДОО в инновационной методической работе, активизирующих их на повышение профессиональной компетенции.
С этой целью, в организации методической службы широко используются разнообразные формы и методы работы с педагогами (см. Приложение №3).
Используемая модель работы направлена на мотивацию педагогов к изучению инновационных технологий и применение их в практической деятельности, способствует углубленному формированию теоретических и практических знаний педагогов, развивает аналитические, проектировочные, конструктивные и организаторские умения педагогов, так необходимые для осуществления современного воспитательно-образовательного процесса.Отбор форм и методов повышения квалификации обусловлен психологическими особенностями познавательной деятельности взрослых. Поэтому учебный процесс строится с учетом следующих требований:
• реализации вариативности образовательных запросов;
• овладения способами самостоятельного познания и перехода в режим саморазвития;
• ориентации на удовлетворение потребности в неформальном профессиональном общении;
• ориентации на самоанализ собственной деятельности и осознание необходимости её совершенствования;
• проблемного построения содержания лекций, семинаров, требующих от педагогов междисциплинарного синтеза;
• использование таких форм и методов учебной работы, которые носят исследовательский характер и направлены на осмысление собственного педагогического опыта и творческую его переработку.
Из множества форм и методов, рекомендуемых в настоящее время для использования в работе с педагогами, наиболее эффективными считаю семинары практикумы, деловые игры и тренинги. Именно они обладают возможностью проектирования и моделирования деятельностно-ориентированных отношений, кооперативных коммуникативных связей.
Изучение деятельности и личности воспитателя – необходимая предпосылка повышения качества и эффективности методической работы. Помочь воспитателю добиться высоких результатов в обучении и воспитании детей можно только при условии всестороннего учета не только задач дальнейшего совершенствования, но и реальных возможностей каждого воспитателя.Необходимо проанализировать состав педагогического коллектива с целью изучить профессиональный уровень педагогов детского сада.
Действенную помощь каждому педагогу можно оказать лишь при дифференцированном подходе. Такой подход обеспечивает педагогическая диагностика. С этой целью используются карты диагностики профессионального мастерства, где рассматриваются уровень профессиональной подготовки, профессиональные умения, результаты педагогической деятельности, личностные качества педагога, педагогический стаж.
Для оценки психолого-педагогической компетентности педагогов используются:
Для выявления степени сформированности педагогического такта:
-тест «Сформирован ли у Вас педагогический такт?»
(Автор М.И. Станкин).
Для определения уровня педагогической культуры:
-Диагностическая карта для изучения и самооценки педагогической культуры педагога (Автор И.Ю. Соколова).
Для выявления отношений педагогов ДОО к нововведению:
-Анкета «Как вы относитесь к педагогическому новшеству?» (Автор
К.Ю. Белая) – данные представляются на примере введения метода проектов.
Для оценки знаний педагогов о нововведении:
-Экспресс опрос (адаптированная к условиям нашего ДОУ анкета
К.Ю. Белой).
Необходимость проведения мониторинга профессионализма связана с тем, что именно диагностика помогает эффективные формы взаимодействия с педагогом для повышения его профессиональной компетентности, что позволяет в последствие реализовать цели и задачи ДОО, выполнять его основную миссию
На основе диагностических данных, анализа состава педагогического коллектива, приоритетных задач ДОО, учитывая дифференцированный подход, определяется стратегия и тактика методической работы с педагогами.
Информатизация методической службы - одно из главных условий в повышении профессионального мастерства педагогов, поэтому в работе особое внимание уделяется формированию единого информационного пространства, доступности необходимой информации участникам воспитательно-образовательного процесса. С этой целью создан банк о достижениях науки и передовой практики, который пополняется по темам нововведений, сайт детского сада в Интернете, а также создание мини-сайтов педагогов ДОУ в социальной сети работников образования, ведется активное сотрудничество с периодическими изданиями.
Кроме этого в ДОО выпускается периодическое издание – газета «Носики-курносики».
Нововведения не проходят без результатов, и, как показала практика, организация методической работы расширяет возможности педагогов для совершенствования своего педагогического мастерства.
У педагогов повысилась профессиональная компетентность, выросла потребность в повышении квалификации, реализации общей концепции развития ДОО, установлении тесного сотрудничества с родителями.
Таким образом, использование в процессе повышения профессионального мастерства педагогов ДОО указанных и других активных форм и методов обучения обеспечивает практико-ориентированный характер учебного процесса, способствует включению в инновационную деятельность, формированию потребности в непрерывном профессиональном совершенствовании.
Приложение №1
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА ПЕДАГОГОВ ПО РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОО
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА ПО ОФОРМЛЕНИЮИ ДИЗАЙНУ ДОО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЛОН
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
ШКОЛА
НАСТАВНИКА
ГРУППА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ
ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
Приложение №2
ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
№
Тема
Месяц
Ответственный
Семинар
«Деятельностный подход к организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО»
Сентябрь
Методист
Круглый стол «Использование метода наглядного моделирования в практической деятельности педагога»
Октябрь
Михайленко Е.М.
Семинар
«Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»
Ноябрь
Плаксина Е.Г.
Консультация
«Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Ноябрь
Володина А.В.
Мастер-класс
«Нетрадиционные техники аппликации в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»
Декабрь
Пурис С.Е.
Семинар-практикум
«Обучение дошкольников игре на ложках»
Декабрь
Кречетова Е.Б.
Практикум
«Культура общения дошкольников младшего возраста в процессе игровой деятельности»
Январь
Черцова Н.А.
Деловая игра
«Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»
Февраль
Колесникова Л.Н.
Семинар
«Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателями ДОУ»
Апрель
Функ С.Н.
Консультация
«ОБЖ в ДОУ с учётом ФГОС»
Май
Орлова В.В.
Приложение №3
МОДЕЛЬ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Организация досуговой деятельности детей
праздники, развлечения и т.д.
Консультации
для всех категорий педагогических работников
кооок
Творческие микро группы
педагогов
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Педагогические советы:
обсуждение вопросов охраны жизни и здоровья детей, их физического развития;
обсуждение результатов тематических проверок;
обсуждение и внедрение в практику передового педагогического опыта;
повышение педагогического мастерства воспитателей
(ролевые игры, мозговые атаки и т.д.)
Коллективные просмотры педагогического процесса:
Дни открытых дверей;
взаимодействие педагогов;
проведение открытых занятий, мастер–классов для педагогических коллективов района и ДОО;
проведение конкурсов профессионального мастерства;
методические объединения;
педагогические чтения;
НПК.
Семинары - практикумы:
по обучению и воспитанию детей;
по взаимодействию с семьей и социумом;
по использованию здоровье-
сберегающих технологий в работе педагогического коллектива.