kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование инновационных форм в методической работе ДОО как фактор повышения педагогической компетенции педагогов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение качества дошкольного образования возможно при высоком профессионализме педагогических кадров, что требует изменения и совершенствования методической работы ДОО. В детском была создана модель организации методической работы, которая способствует не только повышению профессионального мастерства и личностному росту каждого педагога, но и раскрытию его творческих возможностей. Она включает в себя инновационные группы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование инновационных форм в методической работе ДОО как фактор повышения педагогической компетенции педагогов»

Мельникова Анастасия Константиновна,

методист

МКДОУ детский сад «Огонек» р.п. Линево


Использование инновационных форм в методической работе ДОО как фактор повышения педагогической компетенции педагогов

Развитие системы дошкольного образования характеризуется повышением его качества в соответствии с целями, обозначенными в национальной доктрине российского образования. Перемены в разных сферах жизнедеятельности современного общества повлекли за собой изменения в области дошкольного воспитания и образования детей.Перестройка социально – экономической жизни России повысила требования к личностному и профессиональному развитию педагога. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены очень важным и значимым критерием – его качеством, которое зависит от профессиональной компетенции педагогов. Профессиональная компетентность представляет собой интегральное профессионально – личностное качество,характеризующее способность педагога решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи,возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Формирование профессиональной компетентности достигается в том случае, когда на смену рецептурно – информационному подходу приходит компетентностный, делающий педагога активным участником поиска решений типичных проблем, возникающих в его деятельности.

Педагог в современных условиях, прежде всего, исследователь, обладающий научным психолого – педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, потребностью в профессиональном самовоспитании.

Соответственно, качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, способный к внедрению инноваций, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства (Ю.П. Азарова, А.В. Петровский и др.).

Внедрение инноваций в работу ДОО – важное условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Развитие ДОО не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств и нововведений, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей (К. Белая, А.Г. Асмолов и др.). А воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.

Современные исследования ученых в сфере профессиональной педагогики открыли новые аспекты повышения профессиональной компетентности педагогов, при этом особое внимание отводится методическому сопровождению, позволяющему повысить эффективность педагогического общения и воспитательно-образовательного процесса в целом (И.А. Зимняя,К.А. Абульханова – Славская, В.А. Крутецкая и др.).

Таким образом, повышение качества дошкольного образования возможно при высоком профессионализме педагогических кадров, что требует изменения и совершенствования методической работы ДОО.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу (теоретические и практические основы К.Ю. Белой; П.И. Третьякова; П.Т. Фролова; А.Г. Асмолова и др.) с целью изучения методической работы в системе управления дошкольного образовательного процесса, можно сделать вывод, что в современных условиях развития образовательной системы не обойтись без инноваций. Необходимы новые формы и методы организации методической работы, которые позволят решить возникшие вопросы. Следовательно, возникает необходимость в создании собственной модели методической работы, которая позволит привлечь к участию в методической работе всех педагогов, вне зависимости от уровня их образования и педагогического стажа работы.

Таким образом, в нашем детском была создана модель организации методической работы, которая способствует не только повышению профессионального мастерства и личностному росту каждого педагога, но и раскрытию его творческих возможностей. Она включает в себя инновационные группы (см. Приложение №1).

87% педагогов имеют первую и высшую квалификационную категорию, используют в своей работе нетрадиционные методы и формы обучения и воспитания детей. Из таких опытных педагогов были сформированы творческие группы, которые работали над той или иной проблемой, выявленной в процессе образовательно-воспитательной деятельности ДОО.


Творческая группа по корректировке образовательной программы ДОО

В ее состав входят педагоги ДОО, имеющие стаж работы 5 лет и более. Данная группа отвечает за корректировку образовательной программы ДОО и создания условий для ее реализации.

Научно-методический совет

В него входят педагоги ДОО, имеющие стаж педагогической работы 5 лет и более. Научно-методический совет отвечает за изучение и анализ ситуации, сложившейся в ДОО, за создание условий для успешного решения поставленных на текущий год задач, за разработку фундаментальных для жизни ДОО проектных документов (программа развития, концепция развития, исследовательские проекты, организация мероприятий по плану работы ДОО в режиме функционирования и развития), проводит экспертизу инновационной методической продукции, созданную педагогами ДОО.

Группа информационной поддержки

В состав данной группы входят педагоги ДОО, имеющие достаточно высокий уровень владения компьютерными технологиями. Группа информационной поддержки призвана оказывать помощь в организации не только управленческой деятельности, но и в организации методической работы ДОО. Данная группа осуществляет организацию электронного документооборота; обработку информации (подготовку справок, статистических отчетов, докладов, методических разработок); формирование и ведение баз данных; оказание помощи в оформлении портфолио педагогам, выходящим на аттестацию; создание видеотеки; издательская деятельность; компьютерное сопровождение мероприятий ДОО и др.

Школа наставника

В него входят педагоги ДОО, имеющие стаж педагогической работы 10 лет и выше. Группа отвечает за успешную психофизиологическую, социально–психологическую, социально-организационную и профессиональную адаптацию молодых специалистов.

Образовательный салон

В его состав входят педагоги ДОО, имеющие разный стаж педагогической работы. Данная группа создается по инициативе администрации ДОО. Цель группы: создание условий для профессионального общения педагогов, развития их творческой активности, обеспечение непрерывного процесса совершенствования профессионального мастерства, повышение профессиональной компетенции педагогов.

Школа молодого специалиста

К работе с молодыми педагогами привлекаются опытные воспитатели, узкие специалисты ДОО.

Цель данной группы: оказание методической помощи начинающим воспитателям. Работа группы направлена на обогащение знаний педагогов (практические умения и навыки работы с детьми.) Занятия проходят в виде деловой игры, семинара-практикума, живого диалога за круглым столом. Школа молодого специалистаявляется, во-первых, важнейшим фактором профессиональной адаптации, успешного личностного развития начинающих воспитателей, во- вторых, способствует повышению качества образования в ДОУ и создаёт условия для включения в методическую работу.

Творческая группа по оформлению и дизайну ДОО

Данная группа – это кратковременное, добровольное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве. Активно сотрудничает с группой информационной поддержки с целью оформления ДОО.


Основными задачами данных объединения педагогов является:

  • обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей;

  • создание условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога;

  • организация активного участия педагогов в планировании, разработке и реализации программы развития, в инновационных процессах.

Нормативно-правовая база для организации деятельности таких групп, кроме творческой группы по оформлению и дизайну ДОО включает в себя:

  • Приказ о создании группы.

  • Положение об инновационной группе.

  • План работы группы на текущий год (см. Приложение №2)

  • Протоколы заседаний.

Для организации контроля разработан необходимый инструментарий, который включает в себя разные виды мониторинга уровня образованности детей; экспертные карты оценки профессиональной и методической компетентности педагогов.

В конце года каждая инновационная группа представляет результаты мониторинга образованности детей;дает самооценку своей деятельности и предоставляет итоги оценки компетентности педагогов, подводятся итоги работы за год, намечаются новые направления работы.

Организованная таким образом работа с педагогическими кадрами позволяет оптимально спланировать деятельность методической службы ДОО по личностно-профессиональному развитию педагогов в зоне их ключевых компетентностей, придать ей определенную логичность, стройность и системность, наполнить конкретным содержанием.

Следовательно, функционирование инновационных групп, в которых все педагоги ДОО распределены по подразделениям, создает условия для развития инновационного потенциала педагогов.

Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОО, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.

В данном контексте большую роль играет проектирование продуктивных форм, для обеспечения активного участия педагогов ДОО в инновационной методической работе, активизирующих их на повышение профессиональной компетенции.

С этой целью, в организации методической службы широко используются разнообразные формы и методы работы с педагогами (см. Приложение №3).

Используемая модель работы направлена на мотивацию педагогов к изучению инновационных технологий и применение их в практической деятельности, способствует углубленному формированию теоретических и практических знаний педагогов, развивает аналитические, проектировочные, конструктивные и организаторские умения педагогов, так необходимые для осуществления современного воспитательно-образовательного процесса.Отбор форм и методов повышения квалификации обусловлен психологическими особенностями познавательной деятельности взрослых. Поэтому учебный процесс строится с учетом следующих требований:

• реализации вариативности образовательных запросов;

• овладения способами самостоятельного познания и перехода в режим саморазвития;

• ориентации на удовлетворение потребности в неформальном профессиональном общении;

• ориентации на самоанализ собственной деятельности и осознание необходимости её совершенствования;

• проблемного построения содержания лекций, семинаров, требующих от педагогов междисциплинарного синтеза;

• использование таких форм и методов учебной работы, которые носят исследовательский характер и направлены на осмысление собственного педагогического опыта и творческую его переработку.

Из множества форм и методов, рекомендуемых в настоящее время для использования в работе с педагогами, наиболее эффективными считаю семинары практикумы, деловые игры и тренинги. Именно они обладают возможностью проектирования и моделирования деятельностно-ориентированных отношений, кооперативных коммуникативных связей.

Изучение деятельности и личности воспитателя – необходимая предпосылка повышения качества и эффективности методической работы. Помочь воспитателю добиться высоких результатов в обучении и воспитании детей можно только при условии всестороннего учета не только задач дальнейшего совершенствования, но и реальных возможностей каждого воспитателя.Необходимо проанализировать состав педагогического коллектива с целью изучить профессиональный уровень педагогов детского сада.

Действенную помощь каждому педагогу можно оказать лишь при дифференцированном подходе. Такой подход обеспечивает педагогическая диагностика. С этой целью используются карты диагностики профессионального мастерства, где рассматриваются уровень профессиональной подготовки, профессиональные умения, результаты педагогической деятельности, личностные качества педагога, педагогический стаж.

Для оценки психолого-педагогической компетентности педагогов используются:

-«Оценочная шкала психолого-педагогической компетентности воспитателя ДОУ» (Автор Л.П. Гладких).

Для выявления степени сформированности педагогического такта:

-тест «Сформирован ли у Вас педагогический такт?»

(Автор М.И. Станкин).

Для определения уровня педагогической культуры:

-Диагностическая карта для изучения и самооценки педагогической культуры педагога (Автор И.Ю. Соколова).

Для выявления отношений педагогов ДОО к нововведению:

-Анкета «Как вы относитесь к педагогическому новшеству?» (Автор

К.Ю. Белая) – данные представляются на примере введения метода проектов.

Для оценки знаний педагогов о нововведении:

-Экспресс опрос (адаптированная к условиям нашего ДОУ анкета

К.Ю. Белой).

Необходимость проведения мониторинга профессионализма связана с тем, что именно диагностика помогает эффективные формы взаимодействия с педагогом для повышения его профессиональной компетентности, что позволяет в последствие реализовать цели и задачи ДОО, выполнять его основную миссию

На основе диагностических данных, анализа состава педагогического коллектива, приоритетных задач ДОО, учитывая дифференцированный подход, определяется стратегия и тактика методической работы с педагогами.

Информатизация методической службы - одно из главных условий в повышении профессионального мастерства педагогов, поэтому в работе особое внимание уделяется формированию единого информационного пространства, доступности необходимой информации участникам воспитательно-образовательного процесса. С этой целью создан банк о достижениях науки и передовой практики, который пополняется по темам нововведений, сайт детского сада в Интернете, а также создание мини-сайтов педагогов ДОУ в социальной сети работников образования, ведется активное сотрудничество с периодическими изданиями.

Кроме этого в ДОО выпускается периодическое издание – газета «Носики-курносики».

Нововведения не проходят без результатов, и, как показала практика, организация методической работы расширяет возможности педагогов для совершенствования своего педагогического мастерства.

У педагогов повысилась профессиональная компетентность, выросла потребность в повышении квалификации, реализации общей концепции развития ДОО, установлении тесного сотрудничества с родителями.

Таким образом, использование в процессе повышения профессионального мастерства педагогов ДОО указанных и других активных форм и методов обучения обеспечивает практико-ориентированный характер учебного процесса, способствует включению в инновационную деятельность, формированию потребности в непрерывном профессиональном совершенствовании.
















Приложение №1



МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА ПЕДАГОГОВ ПО РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОО



НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ








ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА ПО ОФОРМЛЕНИЮИ ДИЗАЙНУ ДОО






ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЛОН


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА










ШКОЛА

НАСТАВНИКА

ГРУППА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ


ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА










Приложение №2

ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД


Тема

Месяц

Ответственный

Семинар

«Деятельностный подход к организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО»

Сентябрь

Методист

Круглый стол «Использование метода наглядного моделирования в практической деятельности педагога»

Октябрь

Михайленко Е.М.

Семинар

«Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»

Ноябрь

Плаксина Е.Г.

Консультация

«Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Ноябрь

Володина А.В.

Мастер-класс

«Нетрадиционные техники аппликации в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»

Декабрь

Пурис С.Е.

Семинар-практикум

«Обучение дошкольников игре на ложках»

Декабрь

Кречетова Е.Б.

Практикум

«Культура общения дошкольников младшего возраста в процессе игровой деятельности»

Январь

Черцова Н.А.

Деловая игра

«Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»

Февраль

Колесникова Л.Н.

Семинар

«Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателями ДОУ»

Апрель

Функ С.Н.

Консультация

«ОБЖ в ДОУ с учётом ФГОС»

Май

Орлова В.В.



Приложение №3


МОДЕЛЬ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ



Организация досуговой деятельности детей

праздники, развлечения и т.д.

Консультации

для всех категорий педагогических работников




кооок








Творческие микро группы

педагогов




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА







Педагогические советы:

  • обсуждение вопросов охраны жизни и здоровья детей, их физического развития;

  • обсуждение результатов тематических проверок;

  • обсуждение и внедрение в практику передового педагогического опыта;

  • повышение педагогического мастерства воспитателей

(ролевые игры, мозговые атаки и т.д.)






Коллективные просмотры педагогического процесса:

  • Дни открытых дверей;

  • взаимодействие педагогов;

  • проведение открытых занятий, мастер–классов для педагогических коллективов района и ДОО;

  • проведение конкурсов профессионального мастерства;

  • методические объединения;

  • педагогические чтения;

  • НПК.






Семинары - практикумы:

  • по обучению и воспитанию детей;

  • по взаимодействию с семьей и социумом;

  • по использованию здоровье-

сберегающих технологий в работе педагогического коллектива.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мельникова Анастасия Константиновна

Дата: 19.09.2018

Номер свидетельства: 478204

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Анализ деятельности муниципального  методического  формирования за 2015 - 2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(88) "analizdieiatielnostimunitsipalnoghomietodichieskoghoformirovaniiaza20152016uchiebnyighod"
    ["file_id"] => string(6) "327118"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1463393959"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Статья  «Профессиональная компетентность педагогов как условие соблюдения прав детей на полноценное нравственно-духовное образование»"
    ["seo_title"] => string(150) "stat-ia-profiessional-naia-kompietientnost-piedaghoghov-kak-usloviie-sobliudieniia-prav-dietiei-na-polnotsiennoie-nravstvienno-dukhovnoie-obrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "312181"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459316871"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства