Просмотр содержимого документа
«Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи.»
Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Сделать серьезное занятие для
ребенка занимательным – вот
задача первоначального обучения.
К. Д Ушинский.
Одной из главных задач МБДОУ №10 «Лазорик», является подготовка детей к школе. Однако есть дети, которые при нормальном умственном развитии имеют отклонения в речи и не в состоянии овладеть необходимыми навыками при подготовке к обучению и письму. Это дети с общим недоразвитием речи.
Дети с речевым недоразвитием к 5 годам, как правило, дефектно произносят от 10 до 20 звуков, а так же не различают на слух близкие по звучанию и по артикуляции звуки. Большинству из них недоступно произнесение слов со сложной слоговой структурой, что свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия.
Естественно, что у таких детей в старшем дошкольном возрасте отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу. Кроме того, словарь их беден, качественно неполноценен. Рассказы детей с общим недоразвитием речи схематичны, примитивны, лишены эпитетов и сравнений. При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья» теряют « действующих лиц. К картине аграмматизма добавляются довольно стойкие ошибки при согласовании прилагательного, числительного с существительным. Характерны ошибки в употреблении предлогов, выявляется даже импрессивный аграмматизм который проявляется в неточном понимании значения слов, выраженных с помощью изменения приставки, суффикса.
Таким образом, экспрессивная речь детей, со всеми указанными особенностями, может служить средством общения лишь в особых условиях, требующих постоянной помощи и побуждения в виде дополнительных вопросов, подсказок, оценочных и поощрительных суждений.
Наряду с указанными речевыми особенностями для детей с ОНР характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: внимания и памяти, артикуляционной и пальцевой моторики, словесно – логического мышления и иногда трудно бывает определить, что является причиной, а что следствием. В частности это касается словесно – логического мышления и внимания.
Характерологические особенности детей с ОНР проявляются на занятиях, в игровой и бытовой деятельности. Они быстро утомляются, перестают воспринимать инструкцию логопеда, педагога- психолога. В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость, излишне подвижны, трудно управляемы. Другие наоборот, вялы, апатичны, не проявляют интереса к занятиям. Педагогам знакомы проявления негативизма, повышенной агрессивности, или ранимости, обидчивости некоторых детей. Непросто логопеду одновременно проводить работу по коррекции всех компонентов речевой деятельности и обучать детей нормам и требованиям общения в коллективе, без которых невозможно их полноценное воспитание.
Учитывая, что логопедическая и психологическая работа в нашем дошкольном учреждении носит предупредительный пропедевтический характер по отношению к школьной программе, логопед и психолог в группе ОНР совместно проводят целенаправленную работу не только по развитию лексико -грамматического строя языка и связной речи, но и по формированию общего уровня фонематического развития детей, учат их ориентироваться в фонемной организации речи, выделять основные противопоставления, свойственные языку, устанавливать смыслоразличительную функцию фонем, что способствует созданию сенсомоторной базы формирования и синтеза звукового состава слова, необходимого условия для овладения детьми в школьном возрасте полноценным грамотным письмом и чтением.
В нашем детском саду в связи с этим, особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, дидактические игры. Мы считаем, что дидактические игры являются переходной формой между свободной игрой и регламентированными занятиями. Учение в дидактической игре – это своеобразная форма учебной деятельности..
Дидактические игры – это разновидность игры с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Выделяются следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.
Игры-путешествия призваны усилить впечатления, обратить внимание на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обучают преодолению трудностей.
Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры- предположения («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры-загадки. В их основе лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры- беседы. В их основе лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры.
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр, в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов, специалисты нашего детского сада закрепляют умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т. д.
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят от него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на решение дидактической задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагоги управляют игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи.
Результат (подведение итогов) мы проводим сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровые задания; определение команды победительницы и т.д. При этом дефектологи, учителя – логопеды, педагоги – психологи отмечают достижения каждого ребенка, подчеркивают успехи детей.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения ими не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения и навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогами определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагоги – участники одной игры.
Цель дидактической игры и игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Итак, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально – волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра позволяет сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, т.к. игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.
Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр.
иВ разных играх предусмотрено различное их количество. По возможности надо стремиться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок. Поэтому, если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны выполнять роль контролеров, судей, то есть, тоже принимать участие в игре.
Следующим важным этапом при организации игры педагогами является подбор дидактических материалов и пособий, знакомство детей с правилами игры.
И, наконец, важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Оценивать следует и быстроту, и – главное – качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявления поведения детей ,и качеств их личности в игре: как проявилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели.
Важным этапом является распределение игровых моментов на занятии. В начале занятия цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине занятия дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы, в конце – игра может носить поисковый характер. На любом этапе занятия игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей. Игра может быть использована на любом этапе занятия и на занятиях разного типа: при объяснении нового материала и при его закреплении.
В системе занятий по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительную, воспроизводительную, преобразующую, поисковую.
ПРАКТИЧЕСКИЙМАТЕРИАЛ.
Подготовительные игры.
Развитие слухового внимания.
«ОТКУДА ПОЗВАЛИ ?».
Цель. Определение направления звука.
Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты. Выбирается ведущий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, откуда позвали, указав направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза. Тот, кто позвал, встает и занимает место водящего. Если водящий неправильно укажет направление, он снова водит, пока не угадает.
«СКАЖИ, ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ»
Цель. Накопление словаря и развитие связной речи.
Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигналы и шорох машин, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить целым предложением.
«НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА».
Цель. Закрепление понятий о количестве.
Оборудование. Шапочка курицы, карточки с разным количеством нарисованных цыплят.
Описание игры. За стол садится ребенок – наседка. Вокруг стола садятся дети – цыплята. У цыплят – карточки.
Каждый ребенок знает, сколько у него цыплят на карточке. Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если наседка постучит три раза, ребенок у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать три раза (пи – пи – пи).
«СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК»
Цель. Развитие координации и темпа движения.
Оборудование. Бубен.
Описание игры. Педагог говорит детям: «Сейчас мы пойдем гулять. Дождя нет. Светит солнце и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю».
Педагог проводит игру 3-4 раза.
«УЗНАЙ ПО ЗВУКУ».
Цель. Развитие фразовой речи.
Оборудование. Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан)
Описание игры. Играющие садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто
Здесь и далее названы дополнительные цели игры к той основной, что обозначены в заголовке раздела.
догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит об этом.
Шумы можно производить разные. Тот, кто больше отгадает различных шумов, считается наиболее внимательным и в награду получает фишку.
II Развитие речевого слуха.
«УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК»
Цель. Определить товарища по голосу. Развитие координации движений.
Описание игры. Стульчики расставлены по кругу(на один меньше, чем детей). Дети спокойно ходят по группе. По сигналу педагога «Бегите в круг» дети занимают стульчики. Один ребенок остается в центре круга. Дети идут по кругу и говорят:
Мы немного порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай!
Водящий закрывает глаза, а один из детей, по указке педагога, называет его по имени. Последний должен угадать, кто назвал его. Если стоящий в центре угадал, он меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается.
Игра проводится несколько раз.
«ЛЯГУШКА»
Цель. Узнать товарища по голосу.
Описание игры. Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и потихоньку поворачиваясь, говорит:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
Увидала комара,
Закричала …
Тот на кого он указал, в этот момент говорит: «Ква – ква – ква». По голосу водящий должен определить, кто лягушка.
III Развитие фонематического слуха.
«КРАСНЫЙ – БЕЛЫЙ»
Цель. Нахождение звуков в словах, воспринятых на слух.
Оборудование. По два кружка «красный и белый» на каждого ребенка.
Описание игры. Педагог предлагает внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове этот звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет – белый.
«ГДЕ ЗВУК»
Цель. Нахождение места звука в слове.
Оборудование. Полоска из картона, разделенная на три части яркими линиями, фишка.
Описание игры. Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски.
«КТО БОЛЬШЕ?»
Цель. Нахождение звука в названиях предметов по картине.
Оборудование. Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.
Описание игры. Педагог показывает детям картину, например, «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает назвать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук «с», «м» и т.д. За каждое слово дается фишка. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
«ОТСТУКИВАНИЕ СЛОГОВ»
Цель. Обучение слоговому анализу слов.
Описание игры. Педагог объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое он должен отхлопать. Произносятся отчетливо и громко слова различной структуры Вызванный ребенок должен хлопнуть столько раз, сколько слогов в слове.
IYИгры со звуками.
«ЖИВЫЕ ЗВУКИ»
Цель. Закреплять умение проводить звуковой анализ слова.
Оборудование. В процессе развития навыков звукового анализа, педагог может использовать не только те слова, которые он произносит сам, но и различные предметы и картинки, которые дети называют самостоятельно.
Описание игры. « Играть будут те дети, которые правильно ответят на мои вопросы. Какой второй звук в слове? Какой первый звук? Какой третий? и т.д. Тот, кто правильно ответит, «становится этим звуком». Берет нужную фишку и занимает место у доски». Слово проговаривается всеми детьми.
«ПОЙМАЙ КОНЕЦ И ПРОДОЛЖАЙ»
Цель. Закреплять умение выделять отдельные звуки в слове и называть слова с заданным звуком.
Описание игры. Дети «выстраивают» цепочку слов, в которой каждое новое слово начинается с последнего звука предыдущего, например: лук – куст – тапки – иголка – аист.
«ЗВУКОВАЯ ЗАГАДКА»
Цель. Закреплять умение выделять отдельные звуки в слове и составлять новые слова из выделенных звуков.
Оборудование. Загадки, картинка на составленное слово.
Описание игры. Педагог загадывает загадки. Дети отгадывают их и выделяют первый звук в слове-отгадке. Из этих звуков составляется новое слово и проверяется по картинке.
Например: Сидит красная девица в темнице,
а коса на улице.
Морковь. Звук «М»
Сам алый, сахарный, кафтан зеленый,
Бархатный.
Арбуз. Звук «А»
Мохнатенькая, усатенькая, ест и пьет,
песни поет.
Кошка. Звук «К»
НОВОЕ СЛОВО – МАК.
Y Игры со слогами.
ДОПОЛНИ ДО ЦЕЛОГО СЛОВА.
Цель. Изучить новую букву, формировать умения и навыки правильного чтения слогов-слияний.
Оборудование. Таблица, на которой нарисована яблоня с яблоками. На каждом яблоке написан слог.
Ход игры. Педагог просит детей выбрать понравившееся яблоко и прочитать слог, который на нем написан. Затем дети подбирают слова, в названии которых эти слоги есть (па-пальто, пи-письмо, по-полка, пу-пушка).
Описание игры. «Буратино шёл к нам в гости и нёс «вкусные слова». Но по дороге рассыпал слоги и перепутал. Давайте поможем Буратино собрать слова». Дети складывают из слогов слова (яблоко, груша, слива).
YI Игры с буквами.
Цель. Научить детей переводить фонемы в графемы с учётом пространственного расположения их элементов.
ПОЛУБУКОВКА.
Оборудование. Карточки с полубуковками.
Описание игры. «Мурзилка принёс в своём портфеле карточки-загадки. Угадайте, какие буквы принёс Мурзилка ?».
ПОСТАВЬ БУКВЫ ПРАВИЛЬНО.
Оборудование. Таблица, на которой буквы стоят боком, «вниз головой».
Описание игры. Необходимо исправить положение букв.