Просмотр содержимого документа
««использование педагогами казахского языка на занятиях и в режимных моментах»»
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГАМИ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА НА ЗАНЯТИЯХ И В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ»
Народная мудрость гласит: «Өзге тілдің бәрін біл, өз тіліңді құрметте». Благодаря нашему Президенту Н А Назарбаеву каждый гражданин нашей страны может говорить на своем родном языке, соблюдать традиции своего народа. И поэтому в стране, где все народы живут в мире и согласии, велико желание людей выучить государственный язык. Согласно программме – 2030 каждый казахстанец должен говорить на государственном языке. И поэтому сейчас огромное внимание уделяется изучению казахского языка с ранних лет. Внедрение казахского языка ведется постепенно, не ущемляя прав других народов. Ведь согласно Конституции нашей республики, каждый гражданин страны может общаться на своем родном языке. Все это проходит под непосредственным контролем нашего Президента, который вкладывает огромный смысл в процветание родной страны через мир и согласие всех народов Казахстана.
Выступая на 14-ой сессии Ассамблеи народа Казахстана, Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев отметил, что в дальнейшем роль казахского языка в Казахстане будет возрастать – таков естественный ход вещей. Знание государственного языка становиться одним из важнейших условий личной конкурентоспособности. Государственный язык должны знать дети, и тогда через какое-то время, его будут знать все граждане Казахстана.
Уже сегодня необходимо заботиться о воспитании маленьких граждан. Чем раньше ребенок начнет изучение языка, тем легче ему усвоить язык. Самым благоприятным периодом усвоения языка считается возраст до трех лет, в этом возрасте закладывается фундамент практического овладения речевыми навыками, формируется интерес к изучению казахского языка .
В детском центре АБВГДейка созданы благоприятные условия для усвоения казахского языка: сформирована предметно-пространственная среда, функционирует кабинет казахского языка с богатым дидактическим материалом, учебными наглядными пособиям. В каждой группе оборудованы этнические центры, оснащенные игровым и иллюстративным материалом: куклы в национальных костюмах, предметы быта, произведения народного прикладного творчества.
В условиях предметно развивающей среды дети имеют возможность закрепить полученные знания и применить их в свободной деятельности. В этом помогают мне воспитатели всех возрастных групп. Воспитатели исползуют в своей работе билингвальный режим. Применяют на занятих утренние круги, лексический словарь,обращения, стихи и т.д
Лексикалық жандымасының сөздігі
Лексический словарь, используемый при проведении режимных моментов
1. Таңертең – утро
Қайырлы таң! - Доброе утро! Сәлеметсің бе - Здравствуй
Қалың қалай? - Как дела?
Жақсы - Хорошо
2. Әңгіме -Беседа
Өз мекен –жайыңды айт ( көшесі, үй, пәтер нөмірі) - Назови свои адрес
Сенің сүйікті ойыншықтарың бар ма? Қандай? - Какие у тебя любимые игрушки
Сенің досың бар ма? - У тебя есть друг ?
Кіммен ойнағанды жақсы көресің?- С кем ты дружешь?
Сен кіммен келдің балабақшаға? - Ты с кем пришел в детский сад?
Жолда не көрдің? - Что видел по дороге?
Кешке не істедің? - Что делал (а) вечером?
3. Тазалық әдеттерін қалыптастыру – Формирование гигиенических навыков
Әрқашан таза,жинақы жүретін балалардың достары нелер? - У чистых опрятных детей кто друзья
Жолдасыңнан көмек сұра - Попроси помощь у товарища
Әр киімді ұқыпты жина - Каждую одежду складываем аккуратно
Әр киімнің өз орны бар - У каждой вещи свое место
Құлықшынды, күртелерді жоғарғы сөреге қоямыз - Шапочки, кофты кладем на верхнем полки
Екі - екіден тұрамыз - Встали парами
Өз киімдеріңді тексеріңдер - Проверьте свою одежду
Түйме - Пуговицы
Бауларды - Шнурки
Ештеңе ұмытқан жоқсыңдар ма? - Ничего не забыли?
Ойыншықтарды кім аппарады? - Кто понесет игрушки
Екі-екіден барамыз - Идем парами
Қыз, ұл - Девочка, мальчик
Өз еркімен - По желанию
Бүгін ең бірінші тұрады - Сегодня первая пара
Қалмаймыз - Не отстаем
Тездетіңдер - Поторопитесь
Қолдарымыздан ұстаймыз - Держимся за руки
Өзіміздің жерімізге барамыз - Идем на участок
Ауа райын бақылаймыз - Наблюдаем за погодой
Ауа қандай? - Какой воздух?
Ауа таза - Воздух чистый
Ауа райы қандай? - Какая погода?
Ауа райы ашық - Погода ясная
Ауа райы бұлыңғыр - Погода пасмурная
Игра - естественная деятельность детства. Задача дошкольного образования - по мнению философа и педагога С.И. Гессена - состоит не в ученьи в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. В игре должна присутствовать импровизация, неожиданность, парадоксальность. Игра направлена против автоматизма и заурегулированности. Это самоценное действие. Дети в игре (особенно сюжетно-ролевой) не нацелены на результат, им достаточно того, что они играют. Для них важен сам процесс игры. Поэтому во второй половине дня в группах проовожу сюжетно-ролевые игры, дидактические,подвижные и национальные игры.
Читаем и драматизирум сказки на казахском языке.
Например в группах были выбраны сказки, наиболее любимые детьми и знакомые им с самого раннего детства, такие как «Колобок», «Теремок» и т.д. В начале обучения, так как дети еще мало говорили с целью облегчения их участия в игре-драматизации «Колобок», была ведена роль сказочницы.
Игра-драматизация стала стержнем в работе по изучению казахского языка в русскоязычных группах, начиная уже с младшей группы.
Как богат и красив казахский язык! Народ веками хранил и передавал из уст в уста сказки, эпосы, пословицы, поговорки. В современном казахстане огромное внимание уделяется изучению казахского языка, Огромный труд вложил в развитие грамматики, лексики,фонетики казахского языка такие языковеды: М.Г Арынов, С. Кенесбаев,К. Кайдари.
Казахский язык мелодичен, многогранен, полон философского смысла, точен в передаче того или иного значения. Чтобы выучить казахский язык, достичь его понимания, необходимо начать его изучение в начале пути, когда ребенок сделал первый шаг к самостоятельности, пришел в детский сад. Начиная с детского сада необходимо привить любовь к родному краю, к культуре казахского языка, применяя во время учебной деятельности билингвальный компонент, могут заложить крепкий фундамент для изучения казахского языка ребенком предшкольного возраста. Очень эффективно пошаговое обучение языку: шаг первый - обучение фонетике. Ведь именно фонетика – основа для изучения любого языка. Правильное произношение специфических казахских звуков необходимо отрабатывать в возрасте 3 – 6 лет. Исходя из моей личной практики, дети найболее воспримчивы к правильному произношению звуков, если обучение проводить в форме игры.
Подводя итоги учебной деятельности, педагог говорит детям, что они научились здороваться на казахском языке и чтобы они каждое утро приходили в детский сад и здоровались со всеми окружающими по – казахский. Хочу отметить, что дети с удовольствием изучают казахский язык. Повторяют словарь дома с родителями, тем самым совершенствуя свое знание государственного языка. И очень приятно слышать, когда родители подходят со словами благодарности за то, что их дети начинают говорить на казахском языке.
В центре проводятся занятия не только с дошкольниками , с воспитателями тоже в неделю два раза проводятся занятия государственного языка.В нашем центре есть педагоги которые хорошо владеют как граматикой так и разговорной речью . Хочется отметить Калинину Е.А, Розум Г.В,Лепехину Т.А,Мещерову В.В, Хамицкую Е.Л.
Я хочу, чтобы мой родной язык, стал языком общения для всех народов нашей многоцациональной страны. Пусть язык Абая, Шакарима, Жамбыла, Мухтара Ауэзова Мукагали Мукатаева будет языком всех народов, проживающих на необъятной территории Казахстана. Я желаю, чтобы страна моя процветала, а благосостояние народов росло. Пусть всегда будет мир и спокойствие в нашей республике!
Нургалиева Н.А
Преподаватель казахского языка
ДМЦ «АБВГДейка СК»
г. Петропавловск
Доклад
На тему : «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГАМИ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА НА ЗАНЯТИЯХ И В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ»