"Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников"
"Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников"
В разработке представлены игры для дошкольников с использованием дидактического материала Палочек Кюизенера. Игры направлены на формирование элементарных математических представлений у дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников"»
Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников
Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического мышления является одной из наиболее важных задач подготовки детей к школе. Детей следует научить считать и оперировать числами, т. к. это способствует развитию их интеллекта и познавательной сферы.
В наше время на ступени дошкольного образования особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам. Одним из таких средств является широко известный во всём мире дидактический материал – палочки Кюизенера, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером.
Универсальность, абстрактность и высокая эффективность являются основными особенностями этого дидактического материала. Цветные палочки можно применять на практике с детьми, начиная с трёхлетнего возраста. Палочки Кюизенера являются одновременно орудием профессионального труда педагога и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка.
Палочки Кюизенера решают ряд задач в развитии и формировании математических представлений дошкольников.
К таким задачам относятся: освоение прямого и обратного счёта, деление целого на части и измерение объектов, величины, высоты, длины, ширины, знакомство с понятиями цвета, а также с составом числа и последовательностью числового ряда.
Палочки Кюизенера развивают фантазию, воображение, творческие способности детей и позволяют им овладеть теми способами действий, которые необходимы для возникновения у детей элементарных математических представлений.
Цветные палочки в процессе игр и упражнений способствуют усвоению таких понятий как: «столько же», «больше - меньше», «больше (меньше) на 1, 2…», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и меньших чисел.
Игровые упражнения с палочками Кюизенера
для детей младшего дошкольного возраста
«Четвертый лишний»
Задачи:
- закреплять умение различать цвет палочек, правильно его называть,
- развивать умение рассуждать и логически мыслить
Можно положить перед ребёнком три палочки одного цвета и одну палочку другого цвета. Предложить найти лишнюю палочку. Аналогично можно предложить найти лишнюю палочку среди разложенных 2-ух длинных палочек и одной короткой и наоборот.
«Путешествие на поезде»
Задачи: продолжать учить детей различать палочки по размеру, оперировать понятиями «короткая», «длинная»
Воспитатель создаёт игровую ситуацию, когда на перроне собирается много пассажиров и сообщает детям, что они ждут, когда поезд отправится в путь. Но проблема в в том, что вагончиков нет. Детям предлагается составить из палочек - вагончиков поезд: от самой длинной палочки до короткой или наоборот.
«Лесенка высокая и низкая»
Задачи: продолжать учить детей различать палочки по величине,
Воспитатель создаёт игровую ситуацию, когда в цирке на арене выступают дрессированные собачки, им для выступления нужны 2-е лесенки: высокая и низкая. Предлагает детям для большой собачки сделать высокую лесенку, а для маленькой собачки – низкую лесенку.
«Забор высокий и низкий»
Задачи:
- продолжать учить детей различать палочки по величине,
- учить выкладывать из палочек забор разной величины высокий и низкий, используя понятия «длинная палочка», «короткая»
Воспитатель создаёт игровую ситуацию, когда бабушке нужна помощь, чтобы построить высокий забор, чтоб не ушли со двора домашние животные и низкий забор, чтобы не разбежались их детёныши.
«Домики большой и маленький»
Задачи:
- продолжать учить детей различать палочки по величине,
- оперировать понятиями «короткая», «длинная»
Воспитатель создаёт игровую ситуацию, когда зайчику и лисичке зимой негде жить и предлагает построить для них домики. Все вместе решают построить для лисички большой домик, отбирая для этого длинные палочки, а для зайчика маленький домик, отбирая короткие палочки.
Игровые упражнения с палочками Кюизенера
для детей старшего дошкольного возраста
«Едем в гости на поезде»
Задачи: способствовать овладению счётом
Воспитатель создаёт игровую ситуацию, когда животные едут в гости на поезде. Предлагает построить железную дорогу. Дети выбирают палочки самые длинные, соединяют их в рельсы, а палочки вполовину короче будут являться шпалами. У поезда есть вагоны (палочки, например, в 6 см), в вагонах есть строго определённое количество мест. Воспитатель интересуется у детей:
- сколько палочек-малышек можно разместить в вагоне? (6 штук)
- кто ещё может ехать в вагоне вместе с двумя малышками? (1+1+2+2=6; 1+1+4=6)
«Дополни фигуру»
Задачи:
- развивать воображение,
- умение анализировать
Воспитатель выкладывает половину рисунка, разделив картинку осью посередине. Предлагает дополнить рисунок такими же элементами и закончить картинку. Это могут быть различные предметы, например, тарелка, мяч, кувшин и т.д.
«Что пропало»
Задачи: развивать внимание, память
Воспитатель выкладывает перед детьми несколько палочек (3-4 шт.), предлагает представить, что это конфеты. Дети смотрят на конфеты (палочки), пытаются запомнить, какие именно конфеты лежат перед ними. Воспитатель просит детей закрыть глаза или отвернуться, в этот момент убирает одну палочку, дети открывают глаза, воспитатель сообщает, что одну конфетку съели, просит детей назвать, какую именно конфетку съели.
«Магазин»
Задачи: освоение деления целого на части, отношений «больше – меньше – равно»
Воспитатель приглашает детей в магазин и сообщает, что надо расплачиваться за товар денежками (палочками).
Чтобы детям было легче найти нужную палочку, воспитатель раскладывает белые палочки - “единички” в ряд и дети по очереди подходят, выбирают товар, смотрят цену, а затем пробуют подобрать нужную палочку, прикладывая её к ряду из “единичек” и считая, сколько “единичек” получилось в палочке. Когда находится необходимая палочка, “покупатель” расплачивается ею и получает свой товар.