В статье раскрыты возможности использования мультимедиа технологий в образовательной деятельности в дошкольном учреждении. Даны примеры интерактивных игр для старших дошкольников. Приведен фрагмент интегрированного занятия с использованием мультимедиа технологий.
Статья предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Интерактивные игры в дошкольном образовании"»
«Интерактивные игры в дошкольном образовании»
В настоящее время в практической работе с детьми активно используются мультимедиа технологии. Использование ИКТ во время образовательной деятельности позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.
Наиболее целесообразным и результативным для практической развивающей работы с дошкольниками считаем использование интерактивной доски, как средства обучения и развития детей.Интерактивная доска помогает ребенку в развитии многих умственных характеристик, таких как внимание, мышление, память, а также способствует развитию навыков учебной деятельности.
В своей работе с детьми стараемся использовать преимущества интерактивной доски:
интерактивная деятельность дошкольников с объектами творческих задач,
проблемность и наглядность изложения творческих задач,
яркость и привлекательность объектов творческих задач для детей дошкольного возраста;
возможность интеграции использования и восприятия графической и аудиовизуальной информации.
Первый компьютерный продукт, с которым знакомятся дошкольники, – игра. Интерактивные игры не изолированы от педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения. Они не заменяют традиционных игр и занятий, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.
Для работы со старшими дошкольниками создана небольшая медиатека интерактивных развивающих игр: «Расставь знаки» /игра по ПДД/, «Мой город» /игра по краеведению/, игры по математике, по экологии и др.
В процессе работы над методической темой «Русская народная сказка как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста» была разработана серия интерактивных игр по русским народным сказкам.
Уходящая корнями в культуру, язык народа, сказка представляет определённый интерес для педагога, открывая новые возможности в его практической деятельности. Для ребёнка нет лучшего чтения, чем сказка, позволяющая решать педагогические задачи:
СКАЗКА
как способ развития мышления и воображения дошкольников
как способ развития речи
в системе социальной адаптации
в системе нравственного воспитания
Используя материал одной сказки, можно предложить детям различные задания, что позволяет решать важнейший принцип программы дошкольного образования согласно ФГОС – принцип интеграции образовательных областей.
Задания:
– по развитию речи;
– по обучению грамоте;
– по математике;
– на развитие мышления;
– на развитие внимания;
– на развитие воображения;
– на закрепление знания содержания произведения
Фрагмент образовательной деятельности «Работа над сказкой «Снегурочка»
/Приведены задания НОД в подготовительной группе с использованием ИКТ/
Этап вхождения или погружения в тему.
Цель: стимулировать познавательную активность.
Задачи: погрузить детей в тему занятия, активизировать внимание, развивать мышление.
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Чтобы узнать, куда отправимся, нам нужно решить кроссворд, а для этого отгадать загадки.
Дети рассказывают загадки:
1. Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко.
Слезы льет бедняжка
(Снегурочка)
2. Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался …
(Колобок)
3. Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!
(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
4. На лесной опушке Стояли две избушки. Одна из них растаяла, Одна стоит по-старому.
(«Заюшкина избушка»)
5. Я - богатый, всемогущий, Очень стройный, страшно злющий, Но я смерти не боюсь, Угадайте, как зовусь?
(Кощей Бессмертный)
6. Скрипит зубами, водит носом
И русский дух не переносит.
Старуха с костяной ногой
Зовётся … (Бабою-ягой)
Отгадки открываются в кроссворде одновременно с картинками на экране.
– Молодцы, кроссворд решили. Посмотрите, а в кроссворде у нас получилось новое слово. Кто сможет прочитать слово, выделенное красным./«сказка»/
– Сегодня мы отправимся в сказку.Закройте глаза, попробуем попасть в сказку. /Звучит музыка./
Этап проработки содержания темы.
Цель: актуализировать имеющиеся знания.
Задачи: формировать умение работать в парах, находить решение в проблемной ситуации, осознавать чувства, эмоции других людей, развивать связную речь, мыслительные операции.
«Настроение Снегурочки»
– Всегда ли была Снегурочка веселой? /Нет./
– Давайте посмотрим, как менялось настроение Снегурочки в сказке. Подставьте нужное
изображение.
Дети подставляют картинку лица с определенным настроением, работая в парах.
– Зимой какой была Снегурочка? /весёлая, радостная, счастливая, смеющаяся, улыбающаяся/
– Весной – … /грустная, задумчивая, молчаливая/
– Летом – … /печальная, горько плачущая/
– Чем теплее становилось, чем сильнее пригревало солнышко, тем грустнее и печальнее становилась Снегурочка. Отчего зависело настроение Снегурочки? /От времени года./
2. «История Снегурочки»
– Попробуйте при помощи картинок показать, что происходило в сказке со Снегурочкой. Поставьте их в ряд, как вам кажется, что было сначала, что потом, а круглые картинки – это помощники-подсказки.
По получившемуся плану-схеме детям предлагается кратко пересказать сказку.
– Кто из вас догадался, а зачем еще картинка снежинки?
– Как вы думаете, может быть у сказки продолжение?
– Снегурочка не исчезла бесследно, она может снова появиться на земле следующей зимой. А летом она может появиться?
– Какой процесс в природе напомнила история Снегурочки? /круговорот воды в природе/
Опыт работы показывает, что использование мультимедиа технологий дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, повысить его эффективность и всесторонне развить ребенка.