Тема: «Листопад, листопад – листья по ветру летят»
Программное содержание:
Цели
Образовательные
Учить рисовать листочки, используя трафареты (путем оттиска на бумаге).
Закреплять представление об отдельных цветах (красный, жёлтый, оранжевый).
Закреплять понятие о времени года «осень».
Формировать представления о сезонных изменениях в природе.
Совершенствовать умение выполнять движения по показу воспитателя.
Воспитательные
Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы(листопад).
Обеспечить воспитание усидчивости, инициативности
Развивающие
Развивать чувство формы, цвета и композиции.
Развивать умение действовать самостоятельно.
Развивать память и речь детей.
Предварительная работа: беседа с детьми об осени, наблюдения за сезонными изменениями в природе, любование листопадом, рассматривание иллюстраций с изображением осени, осенних листьев, чтение стихотворений об осени, рассматривание книг.
Материал и оборудование: картина с изображением дерева, осенние листья желтого, красного и оранжевого цветов, штампики с изображением листиков на каждого ребенка, баночки с красками, салфетки;
аудиозапись со звуками природы, запись П.И. Чайковского цикл «Времена года» «Октябрь».
Картины - И.С. Остроухов «Золотая осень», И.И. Левитан «Золотая осень», И. Шишкин «Парк в Павловске», Е. Волков «Октябрь»;
Индивидуальная работа: правильно держать, набирать на кончик кисточки, аккуратно ; выполнять движения за воспитателем, отвечать на вопросы громко, полным ответом.
Ход занятия:
Организационный момент:
Дети входят в зал под «Осеннюю песенку»
Воспитатель: Собрались все дети вкруг,
Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмемся
и друг другу улыбнемся.
Воспитатель:Ребята, давайте подарим наше хорошее настроение не только друг другу, но и нашим гостям.
На полу лежат разноцветные листья.
Воспитатель: Я прочитаю вам стихотворение « Падают листья»
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад...
Жѐлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Воспитатель: Ребята, скажите о каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: Правильно, об осени. Она приходит к нам в гости каждый год.
Если посмотреть в окно, еѐ можно увидеть. Всю землю покрыли листья: жѐлтые, красные, оранжевые.
Листья падают на землю и шепчутся друг с другом – шуршат. Вот так.
Включается музыка (П.И. Чайковского цикл «Времена года» «Октябрь»).
Раздается шорох и свист.
Воспитатель: Вы слышали, кто-то шуршит в углу? Пойду-ка я посмотрю.
Появление персонажа (игрушка Ежик) .
Воспитатель: Это к нам лесной гость пожаловал! Вы его узнали? Кто это?
Дети: Ежик!
Воспитатель: Правильно, это Ежик! Он говорит, что зовут его Филя! Ребята, как зовут Ежика?
Дети: Филя!
Воспитатель: Филя приглашает нас к себе в гости на лесную полянку. Идти надо друг за другом и не шуметь, чтобы не распугать лесных жителей! Вы согласны?
Воспитатель: Тогда в путь, за Ежиком! Сейчас превращу вас в осенние листочки, подует ветерок и отнесѐт вас в лес.
Покружись, покружись
И в листочки превратись.
Речь с движением
Мы — осенние листочки.(Машем головой вправо - влево.)
Мы на веточках сидели. (Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз.)
Дунул ветер – мы цепочкой (Дети поворачиваются в сторону водящего.)
Друг за другом полетели. (Бегаем по комнате за мамой на носочках.)
Полетели, полетели,
И на землю сели. (Присаживаемся на корточки.)
Ветер снова набежал (Встаем на носочки, тянемся вверх руками.)
И листочки все поднял,
Повертел их, покрутил, (Кружимся вокруг себя на месте.)
И на землю опустил. (Снова садимся на корточки.)
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Давайте я превращу вас опять в ребят. Покружись, покружись и в ребят превратись.
Воспитатель: Посмотрите, какие осенние пейзажи нарисованы на картинах.
(На экране идет презентация осенних картин на тему - Осень!)
Воспитатель: Осень - это очень красивая пора. Не смотря на то, что становится прохладнее, чаще дует холодный ветер, солнышко все реже светит и часто прячется за тучи, чаще идут дожди. Деревья и кусты становятся разноцветными — это листочки на них меняют свой цвет. Посмотрите, пожалуйста, на картины и скажите, какого цвета стали листочки?
Воспитатель: Листья красные, желтые, оранжевые. Ребята они разных цветов, т.е. как можно назвать их одним словом? (Ответы детей) Листья разноцветные. Сережа повтори….Радмила повтори…(активизация)
Воспитатель: Ребята, а почему на этой картине (Е. Волков «Октябрь») на деревьях так мало листочков? Куда пропали листья?
Дети: Листья упали с деревьев
Воспитатель: Да, когда дует сильный ветер, то с деревьев листочки падают, кружатся. Листья падают – это явление называется листопадом. Миша повтори…Стефа повтори…..
Практическая часть (Опытно-экспериментальная):
Воспитатель: Посмотрите через листочек. Видно?
Дети: нет
Воспитатель: Листик непрозрачный.
Воспитатель: Поднимите руку с листочком высоко вверх и отпустите его. Посмотрите. Как он опускается?
Дети: Падает, летит, кружится
Воспитатель: Листик легкий.
Воспитатель: Согните его пополам. Что получилось? (листик мягкий, гнется; сухой, сломался, раскрошился)
Воспитатель: А теперь опустите листик в воду. Он утонет? (варианты ответов) Опускаем березовый листик. Что происходит? ( не тонет) Может дубовый утонет он больше? Почему листики не тонут? (они легкие)
Воспитатель: Смотрите, листья плывут как кораблики.
Воспитатель: Теперь мы поиграем в игру….
Молодцы! Филя говорит, что мы уже пришли на лесную полянку!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой подарок приготовил с вами наш Ежик.
Основная часть:
Рисование штампами «Листопад, листопад – листья по ветру летят»
Дети сидят за столом.
Воспитатель: У нас на столе тоже находится картина. Что на ней нарисовано? Какие у нас с вами это деревья? А что не хватает на нашей картине? Давайте нарядим наши деревья в осенний наряд. Я предлагаю вам стать настоящими волшебниками. У вас на столе лежат волшебные картошечки - штампики, ими мы и будем рисовать. Посмотрите, на картофелинах вырезаны наши листочки. Сейчас я обмакну наш один листочек в баночку с красками и крепко прижму к нашей картине. Вот получился первый листочек в нашем лесу. Листочки у нас с вами могут быть разноцветными : красными, желтыми, оражевыми. И нарисовать мы можем их везде на веточках деревьев, на траве, и на фоне неба, тогда у нас с вами получится настоящий осенний листопад.
Организуется работа. Дети рисуют разноцветные листочки. Воспитатель помогает детям в расположении и набирании краски.
Воспитатель: Молодцы, у нас очень красивая картина получилась. Давайте ее повесим у нас в группе.
Воспитатель: А сейчас давайте потанцуем, ребята, вместе с Филей с осенними листочками.
«Танец с осенними листьями» (2 минуты)
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, скажите, чем мы с вами сегодня занимались? (ответы детей) Посмотрите, ребята, какой замечательные осенние деревья у нас получились! Вместе мы дружно справились с этой работой. А теперь давайте попрощаемся с ежиком Филей. Нам пора возвращаться в детский сад! Закроем глазки, повернемся вокруг себя и окажемся в детском саду.