kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационный подход к организации игровой среды, как фактор социализации детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационный подход к организации игровой среды, как фактор социализации детей дошкольного возраста

Аннотация: В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста. В основу статьи заложена идея, как создать в группе развивающую игровую среду, способствующую успешной социализации детей. Как обогатить социально-культурный опыт детей через введение групповых норм, традиций, правил.

 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационный подход к организации игровой среды, как фактор социализации детей дошкольного возраста »

Инновационный подход к организации игровой среды, как фактор социализации детей дошкольного возраста



Автор: Мартышкина Ольга Анатольевна


Место работы: Саратовская область, г. Ершов

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №3 «Звёздочка» г. Ершова Саратовской области»- старший воспитатель

Контактная информация(e – mail): [email protected]



Аннотация: В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста. В основу статьи заложена идея, как создать в группе развивающую игровую среду, способствующую успешной социализации детей. Как обогатить социально-культурный опыт детей через введение групповых норм, традиций, правил.

Ключевые слова: социализация; инновация; игровая среда.



Нам, педагогам, чаще нужно думать, какими красками мы рисуем нашу страну детства для приходящих к нам детей. Она полностью в наших руках, и за неё мы по-настоящему в ответе. За оригинал — не за его отражение. (Д. Хармс)

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социализации дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. 
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Социализация дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. 
Большую роль в успешной социализации дошкольников играет образовательная среда ДОУ. По своей сути образовательная среда в детском саду социальна. Люди, непосредственно окружающие ребенка дошкольного возраста в его жизни играют главную роль. Это родители ребенка, педагоги и сверстники. Среда детского сада наполнена самыми разнообразными предметами, вещами, созданными не только руками человека, но и его разумом, которые социальны при первом же приближении.

Группа детского сада - это, по существу, первое детское общество, возникающее на основе сюжетно-ролевой игры, в ходе которой дошкольники познают мир человеческих взаимоотношений и моделируют их.

Образовательная среда детского учреждения способствует реализации всего спектра выбора ребёнка для активизации его социального познания. С одной стороны эффективность обусловлена природной любознательностью ребёнка, а с другой - психолого-педагогическими методами и приёмами. Для активизации социального познания необходимы:

· овладение сущностью событий и пространства;

· взаимодействие со значимыми взрослыми;

· определения социальных ролей, актуализированных ситуацией.

Группа детского сада для ребенка - источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности - игровой, трудовой, изобразительной и др.

Группа детского сада дает «модели» для подражания и имеет огромное значение в формировании взглядов и ценностных установок; помогает адекватнее ребенку оценить свое собственное поведение и посредством сравнения с поведением других, и с помощью оценок, которые дают сверстники. Происходит своеобразное корректирование самооценки, сформированной под влиянием часто завышенных и недостаточно объективных оценок родителей.

Нами создана среда, сомасштабная ребёнку, в которой органично сочетаются сказочные и реальные объекты, в совокупности своей удовлетворяющие потребность в новизне и одновременно дающие ощущения стабильности и устойчивости окружающего мира.

При создании игровой развивающей среды реализуются и принципы рационального размещения, «прозрачности», «вхождения» в зону, связанные с наполнением их материалами и эстетикой оборудования. Ребёнок имеет возможность активно пользоваться правом выбора интересного для себя дела, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры, свободного перемещения в любое пространство.

При построении предметно - пространственной среды соблюдались принципы:

  • Открытости

  • Гибкого зонирования

  • Стабильности – динамичности

  • Полифункциональности

  • Гендерный подход.

Но главными критериями подхода к организации игровой среды являются творчество, талант и фантазия.

  Во все периоды экспериментальной работы формировалась, относительно тематики, и предметно-игровая развивающая среда. Личностно-ориентированное воспитание мальчиков и девочек на основе здоровьесберегающих технологий ставит своей целью разработать технологию развития мальчика и девочки с учётом психологических и физиологических особенностей.

Цель предметно-игровой развивающей среды для мальчиков - воспитание мужских начал: выносливости, силы, воли, уважения к сверстникам, взрослым, девочкам; развитие любознательности, принятие нестандартных решений, самостоятельности, справедливости, взаимопомощи.

Цель предметно-игровой развивающей среды для девочек - формирование женских начал: аккуратности, бережливости, этики общения, эстетических качеств, нравственности, любви к ближнему, женственности, умению выглядеть красиво и опрятно.

Предметно-развивающая среда помогает ребёнку раскрыть те уникальные возможности, которые дала ему природа.

Мы создали все зависящие от нас условия для того, чтобы помочь каждому ребёнку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым.

Таким образом, мы целеустремлённо идём к конечному результату, чтобы ребенок, став взрослым смог сказать: «Я пришёл из детства как из страны». (Антуан де Сент-Экзюпери).

Важнейшим фактором социализации подрастающего поколения является приобщение дошкольников к детской субкультуре, которая является неотъемлемой частью общекультурной среды, где формируется целостный, жизненный опыт ребёнка. Среда – природная, информационная, культурная – рассматривается не только как социальный феномен, а как жизненное и воспитательное пространство в самореализации и социализации личности ребёнка-дошкольника.

Эффективность использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе в значительной степени определяется предметно игровой - развивающей средой, которая постепенно пополняется соответствующими компонентами. Они позволяют ребёнку глубже познать и раскрыть свои возможности, а также возможности других людей, освоить различные социальные роли, взаимоотношения, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социуме.

Одним из интересных компонентов детской субкультуры является коллекционирование и собирательство. В его основе лежит радость от сочетания однородности с разнообразием, что даёт ребёнку представление о богатстве мира и его многоцветности. Коллекционирование – не только увлекательное, но и развивающее занятие. Классифицируя собранные объекты, ребёнок учится определять, что их объединяет, чем они отличаются. С коллекциями можно играть, развивать речь, мышление, сенсорные способности ребёнка, знакомить его с окружающим миром.

Коллекционирование и собирательство – очень увлекательный процесс для детей и взрослых. Создание коллекций даёт возможность каждому ребёнку взаимодействовать с миром вещей и миром людей, удовлетворяет возрастные потребности детей в познании окружающего мира, даёт ребёнку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах, повышает самооценку.

Следующим интересным компонентом является введение обще-групповых правил, отражающих своеобразие норм поведения, взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками. Ребёнок, попадая в пространство любого помещения группы или центра, опираясь на красочно представленные там правила, самостоятельно узнаёт как играть, общаться и взаимодействовать со сверстниками. Это правила вступления в различные формы, виды детской деятельности и выхода из них, разнообразные ритуальные способы детского общения, специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешения спорных конфликтных ситуаций. Приобщаясь к детской субкультуре, ребёнок принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы и овладевает собственным поведением, что формирует его как личность.

Специально спроектированная предметно-развивающая среда не ограничивается пространством одной группы. В зону социально-личностного взаимодействия с каждым ребёнком и его семьёй включено пространство спальни и приёмной.

Так, с целью удовлетворения важнейшей социальной потребности ребёнка в изоляции от взрослых, в групповой спальне появился ещё один интересный компонент детской субкультуры – «Полочка нежности и ласки», где каждый ребёнок может уединиться. Здесь дети помещают свои фотографии с мамой или любимой игрушкой в красивой сюжетной рамочке, которые подбираются вместе с родителями. Каждый ребёнок имеет возможность перед сном мысленно пообщаться с любимой мамочкой или с другом, по которому скучает. Дизайн нашей спальни, выполненный по авторскому проекту, и «Полочка нежности и ласки», создают каждому ребёнку некое «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий окружающего мира, тем самым, выполняя и психотерапевтическую функцию. Таким образом, приобщение ребёнка к детской субкультуре через компоненты предметно-развивающей среды обогащает его социальный опыт путем усвоения ценностей, норм, присущих как отдельной группе, так и обществу в целом, что в дальнейшем, несомненно, поможет ребенку в условиях школы.

Игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни. А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин рассматривали игру как особую форму практического проникновения ребенка в мир социальных отношений. В игре ребенок естественен, активно действует, искренне переживает, придумывает, творит, воображает.

Игра является эмоционально привлекательной формой творческой самореализации ребенка, выражающейся в индивидуальном проживании ролей, обеспечивающих доступный путь накопления знаний об окружающей действительности и норм социального взаимодействия. В силу разнообразия предметного содержания игровая деятельность предоставляет дошкольникам приобрести широкий спектр знаний об окружающем мире, в том числе социальных знаний. Благодаря эмоциональной привлекательности игровая деятельность формирует мотивационную сферу личности. В связи с действенной направленностью, она развивает индивидуально — творческие способности, навыки социального поведения, сотрудничества.

Игровая деятельность — это «школа» социальных чувств, коллективных навыков, которая способствует овладению способами постижения социальной действительности, накоплению опыта познания своих резервных возможностей, обеспечивает развитие и реализацию потенциала ребенка как творческого субъекта социальной действительности.

В основу при дизайне помещений и создании дидактических пособий легли методы РТВ. Кроме того, систематически проводится анализ состояния предметно-игровой окружающей среды с целью приведения её в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, соразмерность и пропорциональность мебели, функциональность оснащения в сюжетной линии оформления помещений).

Таким образом, область применения созданной развивающей игровой среды достаточно велика и используется во всех видах деятельности детей.

Преимущества предлагаемой инновации состоят в обеспечении возможности:

  • построения образовательного процесса с использованием развивающего пространства дошкольного учреждения;

  • выявления и развития способностей воспитанников при использовании развивающего пространства дошкольного учреждения;

  • учета национально-культурных, демографических, климатических условий при оформлении развивающего пространства дошкольного учреждения;

  • использования методов РТВ при создании развивающего пространства дошкольного учреждения;

  • наполнения предметно-игровой развивающей среды как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков;

  • использования материалов и оборудования для одной образовательной области в ходе реализации других областей.

Сроки осуществления инновации: инновационная деятельность по созданию предметно-игровой развивающей среды началась со времени выхода ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и до сих пор находится в развитии. Практическая ценность представленного опыта является отражением федеральных государственных образовательных стандартов, предъявляемых к современному дошкольному образованию.



Список литературы:

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., 1985.

  2. Музейные уроки в образовательных учреждениях/Сост. Л.А.Першина и др. – Волгодонск, 2005.

  3. Солевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. – М., 2005.

  4. Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М., 2007.

  5.    Пятница Т. В. Социализация дошкольников через игру: Пособие для педагогов дошкольного учреждения. — Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2011. 

  6. Эльконин Д. Б. Детская психология. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мартышкина Ольга Анатольевна

Дата: 11.08.2015

Номер свидетельства: 224964

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Из опыта работы «Воспитание - как процесс целенаправленного формирования и развития личности» "
    ["seo_title"] => string(100) "iz-opyta-raboty-vospitaniie-kak-protsiess-tsielienapravliennogho-formirovaniia-i-razvitiia-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "169699"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423459050"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(78) "vospitaniie-dietiei-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos-doshkol-nogo-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "180885"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425273826"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "«Воспитание - как процесс целенаправленного  формирования и развития личности» "
    ["seo_title"] => string(84) "vospitaniie-kak-protsiess-tsielienapravliennogho-formirovaniia-i-razvitiia-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "191242"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427286965"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Анализ деятельности муниципального  методического  формирования за 2015 - 2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(88) "analizdieiatielnostimunitsipalnoghomietodichieskoghoformirovaniiaza20152016uchiebnyighod"
    ["file_id"] => string(6) "327118"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1463393959"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства