Инновационные методы в работе музыкального руководителя ДОУ
Инновационные методы в работе музыкального руководителя ДОУ
У современных детей иные физиологические, психологические особенности, кроме этого, они по другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Современная развивающая среда должна носить проблемный характер.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационные методы в работе музыкального руководителя ДОУ»
Методическая разработка: Инновационные методы в работе
музыкального руководителя ДОУ
При создании развивающей предметно пространственной среды для музыкального развития дошкольников учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитания и обучения, нормы СанПиН, методические разработки. Но часто не учитывается тот факт, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10–20 лет назад. У современных детей иные физиологические, психологические особенности, кроме этого, они по другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Современная музыкальная развивающая среда должна носить проблемный характер. Все это позволяет детям фантазировать, творить, сравнивать, моделировать, размышлять, решать проблемные ситуации. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду становится постоянное использование ИКТ в образовательной деятельности, на мероприятиях и музыкальных праздниках.
Работа в современном дошкольном образовательном учреждении требует от музыкального руководителя применения новых технологий, направленных на эффективное усвоение детьми содержания образовательных программ в условиях ФГОС, способствующих формированию человека современного общества. Музыкальная деятельность занимает особое место в жизни ребёнка, так как музыка – это источник детской радости, положительных эмоций, познания и возможности самовыражения. Чтобы обучение для ребёнка стало интересней, насыщенней, давало детям возможность активного участия в процессе познания и творчества, музыкальный руководитель должен использовать методы и приёмы, отвечающие запросам современных детей. Изменение окружающей жизни диктует необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий.
Музыкальная деятельность оказывает влияние не только на развитие творческих сторон личности ребёнка, но и на сферу познавательного развития. В современном образовательном учреждении созданию музыкальной предметно развивающей среды отводится особая роль. Поэтому одна из целей в работе музыкального руководителя – найти инновационные подходы в обучении и построении музыкально игрового пространства, создание комфортных условий для усвоения программного материала. Ведь от того, насколько продуктивна, интересна и доступна музыкальная предметноразвивающая среда в музыкальном зале и в групповых музыкальных уголках, зависят показатели музыкального и личностного развития каждого ребенка, уровень его активности, эмоциональное состояние.
Использование компьютера в учебном процессе даёт, вопервых, дополнительную учебную информацию, во вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (слайды, анимации, видеоматериалы). А это мощное средство повышения эффективности обучения, усиление мотивации дошкольника, занимательного интереса. Использование новых приёмов объяснения и закрепления в игровой форме повышает непроизвольное внимание детей. Информационные технологии обеспечивают личностно ориентированный подход, позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Например, знакомство с новой темой можно сопровождать показом слайдов, видеофрагментов, фотографий; использовать при слушании музыки показ репродукций картин художников и портретов композиторов; демонстрировать графический материал (модели, схемы); «посещать» музеи, театры, концерты; моделировать сюжеты и явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
В НОД используются презентации по темам: «Музыкальные инструменты», «Оркестр», «Композиторы». С помощью обучающих мультимедийных программ дети знакомятся с основами музыкальной грамоты : узнают о нотном стане и нотах, знакомятся с высотой, длительностью звуков, динамикой, темпом и тембрами музыки, основными музыкальными жанрами (песня, танец, марш в младших группах, опера, балет – в старших, а также постигают такие понятия, как «соло», «дуэт», «трио», «ансамбль», «композитор», «исполнитель», «дирижёр» и многое другое. Более прочному усвоению музыкальных понятий и терминов способствуют мультимедийные дидактические игры: «Угадай, что звучит», «Короткие и длинные звуки», «3 медведя», «Песня, танец, марш», «Весело-грустно» и др.
Благодаря методу наглядности у детей активнее развиваются музыкально сенсорные и общие музыкальные способности : ладовысотный, звуковысотный и тембровый слух, чувство ритма. Музыкальные клипы и показ репродукций великих художников на тему «Природа и музыка» позволяют более комплексно подойти к обучению детей восприятию музыки, способствуют более полному пониманию красоты и богатства музыкальной культуры человечества, развитию эстетического восприятия окружающего мира. Дети с удовольствием слушают сопровождаемые красочными слайдами и видеосюжетами произведения П. И. Чайковского и А. Вивальди из цикла «Времена года», окунаются в сказочную атмосферу музыки Грига, Сен Санса, Римского Корсакова, Мусоргского. Такое слушание музыкальных произведений способствует развитию образного восприятия. В разделе «Пение» для разучивания новых песен используются дидактический приём: на экране появляются картинки, соответствующие словам песни или ребёнок должен узнать песню по картинкам и исполнить её. Этот приём закрепляет ранее разученные песни, тренирует память. Или дидактическая игра на развитие дикции и выразительности речи «Сказка говорит», где дети пропевают короткие фразы, пословицы и поговорки, подражая голосам сказочных героев или животных, которых видят на экране.
В разделе «Игра на музыкальных инструментах» компьютерные презентации и игры помогают запоминать названия музыкальных инструментов, вовремя вступать, соблюдать общий темп и динамику при игре в оркестре.
Весёлые занятия с использованием такого дидактического материала помогают преодолению излишней застенчивости, скованности повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, мышления, расширяет музыкальное воспитание ребёнка.
В музыкальной жизни нашего детского сада широко используется мультимедийная техника. Так, праздники и развлечения сопровождаются показом красочных слайдов по теме праздника. Использование в работе музыкального руководителя компьютерных технологий помогает и в такой сложной в настоящее время теме, как знакомство с народными праздниками и традициями.
Таким образом, использование инновационных компьютерных технологий в музыкальном развитии дошкольников способствует качественному улучшению учебно воспитательного процесса, делает его более увлекательным, насыщенным и комфортным для детей и педагога, охватывает все этапы музыкальной деятельности.
Конспект музыкальной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «На день рождение к Снеговику»
М. р. : «Здравствуйте, ребята! Я, Зимушка-Зима, пришла к вам в гости и очень хочу с вами познакомиться.
Коммуникативная игра «Знакомство»
Собрались ребята в круг, слева – друг и справа – друг. Вместе за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
Ребята, я приглашаю вас в свои владения. А приведёт нас к ним музыкальная дорожка.
Музыкально двигательное упражнение
Все шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка. (хороводный шаг) По дорожке мы пойдём и притопывать начнём. (шаг с притопом)
Врозь носочки, пятки вместе, потанцуем мы на месте. (ковырялочка)
А теперь мы поспешим, и по кругу побежим. (легкий бег)
И потопаем немножко по дорожке, по дорожке. (топающий шаг)
Муз. рук. «Вот мы и пришли на лесную полянку. Вокруг снег лежит да мороз трещит. Замерзли?»
Комплекс дыхательных упражнений «Погреемся» Сильный мороз, заморозил наш нос.
Носик погреем, подышим скорее.
(Вдох через нос, шумный выдох в ладошку)
Отогрели нос, а подбородок замерз. (Глубокий вдох через нос) Ладошки погреем –
Дышим веселее! (Выдох на ладошки, произнося слог «а»)
М. р. Полюбуйтесь, как красиво вокруг. Ой, смотрите, что я нашла? Дети. Письмо.
М. р. Письмо мокрое, в снегу, слова в нём некоторые совсем «растаяли». Давайте, попробуем его прочесть, может в нём написано чтото важное. «Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас на день рожденье. А дальше песенка. Тех, кто к скуке не привык, в гости ждёт вас.» Ой, дети, а дальше нечего не понятно, кто это нас приглашает?
Дети. Дед Мороз, Белый медведь, Снеговик.
М. р. А давайте отправимся в путешествие, а по дороге узнаем кто нас пригласил.
М. р. А что мы можем подарить имениннику? (Ответы детей) М. р. А я предлагаю подарить ему музыку. Хотите её услышать?
Дети слушают произведение П. И. Чайковского «Декабрь»
М. р. А какая музыка была по характеру? (ответы детей)
М. р. Написал эту музыку (показывает портрет) П. И. Чайковский. А называется она так, как называется первый месяц зимы?
Беседа о характере музыки.
М. р. Это музыка волшебная, хрустальная, таинственная, воздушная, как будто кружатся снежинки. А хотите превратится в снежинки?
Дети. Хотим.
М. р. У меня есть необыкновенный снежок. Я на него подую, и вы все превратитесь в снежинки (Берёт конфетти в руку и дует на него). М. р. Вначале тихонько, а потом всё сильней и сильней.
Дыхательная гимнастика
М. р. А вы меня тоже превратите в снежинку.
(Дети берут конфетти и выполняют дыхательную гимнастику).
М. р. А теперь каждая снежинка должна придумать себе танец.
Танец Снежинок
Ну ка, снежиночки, летите, и свой танец покажите.
(Звучит музыка, дети импровизируют, и придумывают танец снежинок).
М. р. А ещё снежинки могут танцевать вот так. (Показывает новые движения).
М. р. Снежинки кружились и тихонько опустились на землю.
М. р. Дети, нам нельзя останавливаться, пора продолжать путь. (Раздаётся вой ветра.) Дети, а что это?
Дети. Ветер, вьюга, метель.
М. р. Подул холодный ветер, загудела вьюга. Страшно и неуютно становится от завывания ветра.
«Ветер шумит, ветер гудит,
Очень страшно одному,
А ветер всё : у, да, у. (Поёт на глиссандо, и изображает голосом вой ветра).
М. р. А теперь споём, так чтобы наш голос был похож на завывание ветра. (Дети поют и показывают рукой).
М. р. Совсем холодно и неуютно стало, в чтоб согреться, давайте споём весёлую песню. Сядем на стулья. А какую, угадайте сами?
(Играет мелодию, дети узнают песню)
М. р. Правильно, это песенка называется «Ах, снежок».
М. р. Давайте ее споем.
М. р. Мы так звонко и весело пели, что к нам на полянку прибежали мои друзья – лесные жители. Они очень любят играть на музыкальных инструментах.
Давайте поиграем вместе с ними.
(Игра на музыкальных инструментах)
Мы с вами веселились, играли и не заметили, как пришли к волшебному домику. А теперь давайте мы присядем и нарисуем того, кто живет в этом домике. А я с помощью песенки помогу вам отгадать, кто там живет.
(Музыкальный руководитель поет песню «Я рисую») (Подходит к Снеговику)
М. р. (стучит) Здесь живёт Снеговик, не мал, не велик,
День рожденье здесь справляют?
И гостей здесь ожидают?
Снеговик. Здесь, здесь, я очень рад… Кто пришёл ко мне?
М. р. Ребята
Снеговик. Очень я люблю играть,
Песни петь и танцевать, Снеговик я не простой, я весёлый, озорной.
М. р. Дети, давайте подарим Снеговику веселый танец «Хочу танцевать».
М. р. А теперь я, Зимушка зима, хочу поиграть в веселую игру «Кутерьма»
М. р. А теперь давайте немного отдохнем.
Релаксация
М. р. Ой, посмотрите, а вот и снег пошел, подставляйте ладошки, ловите снежинки.
М. р Друзья, Снеговичок оставил для вас сюрприз. Вы любите сюрпризы? Вот волшебная коробочка, несите снежинки и складывайте в коробочку. А сейчас скажем волшебные слова «Бом, бом, бом – мы чудес очень ждем. Свершилось чудо. Наши снежинки превратились в сладости. Эти гостинцы вы возьмете с собой.
М. р. Вы сегодня все молодцы, вы мне очень понравились, вы все старались поздравить Снеговика, мне было с вами хорошо, мы подружились.
А вам понравилось наше путешествие?
М. р. А теперь, нам пора попрощаться.
(Дети по музыку выходят из зала).
Список литературы:
1. Радынова, О. П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» // «Музыкальный руководитель» 2005. – №1.
2. Радынова О. П. «Дошкольный возраст – задачи музыкального воспитания» // Дошкольное воспитание 1994. – № 2.
3. Тарасова, К. В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» // «Музыкальный руководитель» 2010 г. – №1.