Срок реализации маршрута: сентябрь 2023г. - август 2024г.
Краткая характеристика уровня речевого развития | Направления работы | Задачи коррекционной работы по периодам | Ответственные |
I | II | III | |
Состояние звукопроизношения. Полиморфное нарушение звукопроизношения. | Постановка и автоматизация звуков Р, РЬ . Автоматизация звуков Л, ЛЬ. | Нормализация мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры | Выработка новых произносительных умений и навыков. Выработка основных артикуляционных укладов в соответствии с группой звуков. | Артикуляционная гимнастика для звука Р. Постановка звука Р. Автоматизация звука Р в речи. Дифференциация звуков Л-Р. Аналогично со всеми звуками. | Логопед. Воспитатели. Родители. Логопед. Логопед. Воспитатели. Родители. |
Понимание речи. Ребенок понимает обращенную речь | Развитие понимания речи. | -Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду; -Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного и неправильного употребления личных окончаний глаголов; правильное и неправильное употребление времен глаголов; родовых окончаний прилагательных; понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы; -Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (Девочка сломала или разбила стекло? мама приклеивает или заклеивает конверт?) Определять правильность смысла предложенных предложений. | Логопед. Родители. |
Фонематический слух, фонематическое восприятие. Выделяет заданную произносительную единицу, среди других. Навыки элементарного звукового анализа в стадии формирования. Дифференциация звуков затруднена. | Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие. | Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка. Упражнять в дифференциации звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности. Учить узнавать заданный звук (правильно произносимого) среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове. | Учить дифференцировать слоговые ряды, воспроизводить слоговые ряды. Определять первый звук, последний звук в слове, проводить звуковой анализ, отбирать картинки на заданный звук, придумывать слова на заданный звук. | Продолжать работу по дифференциации звуков. Автоматизировать полученные новые речевые навыки в самостоятельной речи, в стихах, рассказах, беседах по картине. Развивать навыки самоконтроля качества своей речи. | Логопед. Воспитатели. |
Состояние мелкой моторики Развита недостаточно, ведущая рука: правая | Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков. | Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушений мелкой моторики. | Логопед. Воспитатели. |
Зрительное восприятие. | Работа по предупреждению дисграфии. | Развивать пространственную ориентировку: учить ориентироваться в собственном теле (правая сторона – левая сторона), в окружающих предметах, на листе бумаги. Учить различать предметы по величине, размеру, объему. Закреплять в речи названия правая, лева сторона, цвета, формы, величины. | Воспитатели. Родители. |
Состояние словарного запаса. Объем словаря снижен относительно возраста. Обобщающие понятия подбирает не в полном объеме. Недостаточный запас антонимов. | Обогащать и уточнять словарный запас. | Пополнять словарь в процессе накопления знаний о предметах ближайшего окружения, знакомства с явлениями природы, владеть информацией о себе, своей семье. Обогащать словарь существительных и прилагательных по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Дикие и домашние животные», «Продукты», «Головные уборы». Формировать обобщающие понятия. | Расширять словарь существительных, прилагательных, глаголов по темам: «Зима», «Зимующие птицы», «Обувь», «Одежда», «Профессии». Увеличивать объем антонимов и учить употреблять их в активной речи. Учить образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательным значением. | Обогащать словарь существительных, прилагательных, глаголов по темам: «Весна», «Перелетные птицы», «Домашние птицы», «Транспорт», «Школьные принадлежности». Познакомить с новыми обобщающими словами. Учить образовывать относительные и притяжательные прилагательные. | Логопед. Воспитатели. |
Состояние грамматического строя речи. Состояние словообразования. Допускает ошибки при изменении слов по числам, в предложно – падежных конструкциях. Слабо дифференцирует предлоги. Трудности в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Не может образовывать притяжательные и относительные прилагательные от существительных. | Формирование навыков словообразования и словоизменения. | Учить различать в пассивной речи формы единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего времени. Дать представления о падежных окончаниях существительных, прилагательных посредством их утрирования, четкого произнесения. Формировать навык четкого произношения окончаний -и, -ы существительных во множественном числе. Учить дифференцировать пространственные предлоги: НА, ПОД.. | Учить произносить в активной речи все нечеткие окончания различных грамматических форм. Формировать навык правильного произношения окончаний тех грамматических форм, которые не сформированы в речи ребенка: -родительный падеж существительных мужского рода мн. числа; -дательный падеж 2-го склонения; -творительный падеж 1-го склонения; -усвоение в речи предложных конструкций. Знакомство с предлогами и их значением, В, ИЗ, ЗА. Учить образовывать слова с помощью суффиксов –оньк, -еньк. | Учить образовывать и активно употреблять в речи притяжательные и относительные прилагательные. Уточнить значение личных форм глаголов, возвратных глаголов. Учить правильно употреблять их в речи. Формировать умение правильно согласовывать числительные с существительными. Познакомить со значение предлогов К, ОТ, С, ПЕРД, НАД, МЕЖДУ, БЕЗ. Учить правильно образовывать и употреблять в речи предложно – падежные конструкции с этими предлогами. | Логопед. Воспитатели. |
Состояние связной речи. Сюжетная серия: серия разложена правильно, но рассказ сводится лишь к перечислению событий, изображенных на картине. Пересказ: смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. | Формирование связной речи. | Учить правильно давать ответы на поставленные вопросы. Учить составлять предложения с заданным количеством слов с опорой на наглядность. Составлять предложения по картинке. Составлять рассказа-описания по схеме, плану. | Формировать навык составления предложений с предлогами. Учить составлять рассказ-описание по темам: «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Одежда», «Обувь». | Учить составлять рассказ по сюжетной картинке, рассказ по серии картин. Формировать навык пересказывания сказок, рассказов своими словами. | Логопед. Воспитатели |
Состояние графических навыков. Недостаточно развиты моторные и графические навыки руки. | Развивать и совершенствовать моторные и графические навыки | Развивать мелкую моторику кисти и пальцев руки: -пальчиковая гимнастика -упражнения для свободных движений руки -работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином -работа с конструктором -шнуровки, мозаики, застежки. | Развивать мелкую моторику кисти и пальцев руки: то же с усложнением -штриховка в разных направлениях, раскрашивание, -обведение по контуру | Развивать мелкую моторику кисти и пальцев руки: усложнение материала Развивать зрительно-моторную координацию: -работа по зрительно-двигательным траекториям -рисование по точкам | Воспитатели. Родители. |
Словесно-логическое мышление. Познавательное развитие в нижних границах возрастных норм. | Развивать словесно – логическое мышление. | - Формирование умений понимать и задавать вопрос - Развитие способности обобщать - Развитие способности группировать предметы по определенным признакам - Умение устанавливать закономерности и логические связи - Развитие логических операций: анализ, синтез, обобщение - Умение логически выстраивать высказывания - Уметь понимать причинно-следственные связи - Развитие логического запоминания | Воспитатели. Родители. |
Самоконтроль и самооценка. Самоконтроль снижен. | Развивать навыки самоконтроля и самооценки. | - Развитие умения работать по словесной инструкции - Формирование умений действовать по правилам, работать по инструкции - Совершенствовать умение планировать свою деятельность - Выработка умений контролировать себя и, в особенности, свою речь | Логопед. Родители. Воспитатели. |