Индивидуальный коррекционно- развивающий маршрут на ребенка с нарушением зрения и ТНР (ОНР)
Индивидуальный коррекционно- развивающий маршрут на ребенка с нарушением зрения и ТНР (ОНР)
Развитие зрительного восприятия и социально-бытовой ориентировки, психолого-педагогическое сопровождение и коррекция речевых нарушений с целью преодоления отклонений в психофизическом развитии ребенка с особыми образовательными потребностями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный коррекционно- развивающий маршрут на ребенка с нарушением зрения и ТНР (ОНР)»
Индивидуальный коррекционно- развивающий маршрут
на ребенка с нарушением зрения и ТНР (ОНР)
МБДОУ «Детский сад № 60 компенсирующего вида» г. Сыктывкара.
Составили:
Учитель-логопед Митина Елена Алексеевна
Воспитатель Сергеева Евгения Евгеньевна
г. Сыктывкар
2016 - 2017 уч. год
ИКР маршрут на воспитанника МБДОУ «Детский сад №60» с ОНР
октябрь – декабрь 2016 г.
1. Общие сведения о ребенке
Ф.И. ребенка. Михаил
Дата рождения. 05.06.2012 г.
Зрительный диагноз. Ретинопатия недоношенных 3 степени OD, рубцовая фаза, врожденная миопия средней степени, сходящееся периодическое косоглазие; ретинопатия недоношенных 3 степени OS, врожденная миопия средней степени, отслойка сетчатки.
Речевое заключение. Общее недоразвитие речи III ур. МДР.
Миша посещает среднюю группу № 2 МБДОУ «Детский сад № 60 компенсирующего вида» с сентября 2016года.
Уровень физического развития средний, уровень общего развития ниже среднего, группа здоровья третья, физкультурная группа – специальная.
Адаптация проходила долго, мальчик тяжело привыкал к группе, подолгу плакал в течение дня.
Культурно-гигиенические навыки сформированы не достаточно в соответствии с возрастом, мальчик самостоятельно не одевается, не раздевается, не умеет и не пытается складывать свою одежду, требуется постоянный контроль и помощь со стороны взрослых при выполнении действий по самообслуживанию (мыть руки, насухо вытираться полотенцем, правильно пользоваться столовыми приборами, аккуратно есть, одеваться и раздеваться).
Общение со взрослыми носит ситуативный характер, сам Миша в активный диалог не вступает, но на вопросы взрослых отвечает, не всегда выполняет просьбы взрослого. У Миши проявляется выраженное отсутствие желания и интереса к занятиям. На групповых и подгрупповых занятиях может сидеть с детьми, но задания не выполняет, информацию воспринимает с трудом, в процессе деятельности участия не принимает, часто отвлекается, быстро утомляется. Внимание и память носят непроизвольный характер, мышление наглядно-действенное, решение практических задач выполняет методом проб и ошибок.
В связи со сложным нарушением зрения Миша испытывает трудности в ориентировке в окружающем пространстве, в оценке глубины пространства, в узнавании предметов, представленных для восприятия в различных модальностях, в составлении целого по образцу, в конструировании. На низком уровне развитие осязания и мелкой моторики, на уровне ниже среднего социально-бытовая ориентировка и развитие зрительного внимания и памяти.
Слабо развитая мелкая моторика является причиной трудностей на занятиях по продуктивным видам деятельности. Мальчик не может правильно держать карандаш, кисточку, закрашивать простые раскраски, рисовать, лепить, нуждается в помощи взрослого при выполнении микродинамических действий руки. Слабо развита общая моторика, Мише трудно выполнять основные движения и физические упражнения, движения неловкие, неточные, походка неуверенная, часто спотыкается.
Словарный запас ниже возрастной нормы. Фраза в основном простая, аграмматичная. Связная речь ситуативная. Самостоятельного рассказа нет, беседа в вопросно-ответной форме, причинно-следственные связи самостоятельно на устанавливает.
Фонематический слух сформирован недостаточно. Аппозиционные звуки дифференцирует с многочисленными ошибками. Фонематические анализ, синтез и представления не сформированы.
Артикуляционные пробы выполняет не в полном объеме. Затруднен верхний подъем языка, нарушена переключаемость. При статической нагрузке саливация и девиация языка. Нарушено звукопроизношение ротовых соноров [Р][Р’] [Л] [Л’].
Игровые действия бедны и однообразны. Мальчик может в одиночку катать молча машину, на предложение использовать конструктор или еще какие-нибудь игрушки отвечает отказом. С нежеланием играет со взрослым в настольные игры. С большим интересом играет в хороводные и подвижные игры.
2. Цель и задачи маршрута.
Цель. Развитие зрительного восприятия и социально-бытовой ориентировки, психолого-педагогическое сопровождение и коррекция речевых нарушений с целью преодоления отклонений в психофизическом развитии ребенка с особыми образовательными потребностями.
Задачи.
1. Формирование системы сенсорных эталонов и развитие навыков ориентировки в пространстве и во времени.
2. Обогащение знаний о предметах и объектах окружающего мира, развитие способов восприятия.
3. Развитие осязания и тактильной чувствительности, мелкой и общей моторики.
4. Эмоционально-личностное развитие ребенка.
5. Развитие психических процессов.
6. Развитие навыков коммуникации.
7. Обогащение словарного запаса.
8. Развитие связной речи.
9. Развитие артикуляционной моторики, формирование правильного звукопроизношения.
10. Формирование фонематических представлений, подготовка к обучению грамоте.
11. Формирование элементарных математических представлений.
12.Формирование интереса к занятием изобразительной деятельности. Обучать в рисовании, лепки, аппликации.
3. Ежедневное проведение индивидуальных или подгрупповых коррекционно-развивающих занятий.
4. Совместная работа всех специалистов ДОУ (воспитателя, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора ЛФК) над реализацией ИКР.
№
Раздел программы
Программное содержание
Содержание работы
Развитие зрительного восприятия
Учитель-дефектолог
Формирование системы сенсорных эталонов:
1) цвет
2) форма
3) величина
- Расширять знания о предметах окружающего мира, имеющих постоянный признак: основные цвета, оранжевый и коричневый, учить ориентироваться на этот признак при узнавании предмета.
- Учить зрительным способом узнавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник (в силуэтном и контурном изображении) с подключением мануальных обследовательских действий. Узнавать объемные формы (куб, кирпичик, шар). Учить дифференцировать и называть круг - овал, квадрат- прямоугольник.
- Формировать обобщающее понятие «форма»; активизировать речь, упражняя в применении этого понятия в практической деятельности.
- Учить соотносить и подбирать предметы по величине путем наложения и приложения.
- Повышать зрительную дифференцировку предметов по величине, выделять и располагать в ряд 3-4 предмета в малом и большом пространстве, учить выбирать одинаковые предметы по величине из множества разно расположенных в пространстве.
«На что похоже?», «Найди отличие», «Узнай фигуру».
«Разные макарошки»,
«Сравни и подбери фигуры»,
дид. панно «Гусеничка»,
«Цветная геометрия»
«Лесенки-ступеньки»,
«Друг за другом»
Формирование навыков ориентировки в пространстве и во времени
- Закреплять знания о частях своего тела, о пространственном расположении частей тела.
- Учить определять и словесно обозначать направления в ближнем пространстве с точкой отсчета от себя: вперед- назад, вверх- вниз, направо- налево.
«Где что находится?»,
«Лево-право»,
«Куда показывает стрелка?»,
«Расставь игрушки как на картинке»
Развитие предметных представлений, предметности восприятия
- Расширять представления о предметном мире, упражнять в обследовании основных признаков и свойств с использованием зрительного и других анализаторов. Учить понимать назначение предметов, различать и называть существенные детали предметов.
«Назови одним словом»,
«Узнай на ощупь», «Целое или часть», «Что получится?»,
- формировать ритмико-интонационную сторону речи, ассоциативные связи на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного, тактильного).
- ритмические упражнения для рук и ног;
- воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием («Повтори за мной»);
- развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности («Веселый дождик», «Домик для зайчат», «Барабанщики»);
- ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек;
- дифференциация ритмических цепочек.
Развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи
- уточнение и расширение словарного запаса по лексическим темам:
- развивать внимание к звуковой стороне речи и слуховую память;
- научить слышать отдельные звуки в составе слова.
- определение направления звука;
- дифференциация неречевых и речевых звуков;
- выделение заданного звука на фоне звукового, слогового ряда на фоне слова («Поймай звук», «Повтори не ошибись»); - называние слов на заданный звук («Найди игрушку с заданным звуком»);
- интонационное выделение звуков.
Психолого-педагогическое сопровождение
Педагог-психолог
Эмоционально-личностное развитие
- формировать навыки уверенного поведения (учить владеть собой в травматических ситуациях), повышать самооценку;
- учить способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
«Песочная терапия»
«Сказкотерапия»
«Музыкотерапия» (релаксация, рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пластическая драматизация под музыку)
Развитие психических процессов
- формировать восприятие формы и пространственных отношений на основе зрительного соотнесения фигур;
- развивать целостность восприятия, способность к зрительному синтезу;
- развивать умение понимать инструкцию, устойчивость, концентрацию и объем внимания.
«Найди окошко для фигуры» («Коробка форм»)
«Разбери матрешку», «Собери матрешку», «Поставь матрешек по росту» (Матрешка 4-составная)
«Покажи и назови»
Воспитатель
Ознакомление с окружающим миром:
1) ребенку о самом себе и окружающих людях;
2) ребенок и окружающий мир
- закреплять знания о своем имени, фамилии, домашнем адресе, возрасте;
- продолжать знакомить с собственным телом, называть части тела, знать их назначение, функциональные возможности; учить наблюдать за своим внешним видом, используя зеркало;
- учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды
- расширить кругозор на тему «осень», труд взрослых осенью; расширять представления о диких животных и их детенышах (особенности их поведения, передвижения; питание);
- давать начальные представления о приспособленности растений и животных к среде обитания;
«Волшебное зеркало»
«Овощи», «Фрукты»,
«Что где растет?»,
«Чьи детки», «Животные»
«Угадай когда это бывает.»
«Времена года» лото
«Времена года» разрезные картинки
РЭМП
- учить находить один несколько, мало и много предметов, использовать в речи.
-учить согласовывать числительное «один» и наречие «много» «мало» «несколько» с существительными в роде, числе и падеже.
-учить сравнивать предметы по величине (широкий- узкий высокий- низкий, большой-маленький) _
- учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования,
- учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать всем ворсом в краску, снимать лишнюю краску о край баночки.
-учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие и длинные) в разных направлениях, предметы разной формы (округлая, прямоугольная).
- активизировать и уточнить свойства глины и пластилина;
- учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обоих рук;
- учить лепить несложные предметы из 2-3 частей, соединяя прижимая друг к другу;
- формировать интерес к искусству аппликации.
- учить предварительно выкладывать композиции на бумаги разной формы (квадрат, круг, полоска);
- учить аккуратно пользоваться клеем;
- формировать умение называть формы предметов и их цвета.
«В гостях у кисточки и карандаша»
«Идет дождь» «Листопад»
«Ягодки» «Банка варенья»
«Украшение платочка»
«Конфетки» «Красивый полосатый коврик» «Заборчик»
«Цветные карандаши»
«Мячики большие и маленькие»
«Сказочный домик»
«В гостях у господина пластилина»
«Овощи» «Сладкие яблочки»
«Ягодки»
«Лепешки большие и маленькие»
«Неваляшка» «Цыпленок»
«Зайчонок» «Снеговик»
«Красивый коврик»
«Узор на квадрате»
«Тарелочка»
Конструктивно – модельная деятельность.
- развивать способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок)
- совершенствовать конструктивные умения;
- учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала по образцу;
- изменять постройки двумя способами (заменяя их или надстраивая);
- обучать элементарным способам конструирования из бумаги.
«Чудесный мешочек» с строительными деталями.
«Построй домик, как у меня»
«Построй такой же домик, но высокий» Заборчик»
Игра «Отбери детали»
«Длинный мост» «Флажок»
Развитие мелкой моторики
Развивать мелкую моторику рук и кистей рук.
Развивать силу пальцев рук.
Развивать способность координированной работы рук со зрительным восприятием.
Учить правильно держать карандаш, обводить предмет по внутреннему и наружному контуру.
Освоение разных видов движения, как прием рисования (движение по прямой, в различных направлениях, по кругу, отрывочные), не поворачивая лист бумаги.
Совершенствовать движение рук, развивая психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память и речь.
Пальчиковые игры на тему: «Наше тело» «Овощи» «Фрукты» «Осень».
1. Ребенок знает и называет, выделяет в окружающих предметах основные геометрические фигуры и формы. Умеет группировать предметы по одному из сенсорных признаков.
2. Ориентируется на собственном теле, правильно показывает и называет парнопротивоположные части своего тела. Ориентируется относительно собственного тела, называет направления окружающего пространства (слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади).
3. Умеет группировать предметы по их признакам (форма, цвет, величина, материал, назначение), устанавливает связи между назначением предмета и его строением или материалом, из которого он сделан.
4. Пользуется осязанием, как средством познания окружающего мира.
5. Ребенок называет свою фамилию и имя, возраст, домашний адрес.
6. Ребенок самостоятельно, с помощью взрослого или детей снимать мышечное и эмоциональное напряжение эффективными способами.
7. Ребенок умеет вслушиваться в речь, что свидетельствует о расширении функции слухового восприятия, развитию основы звуковых ориентировок, слуховых дифференциаций. Умеет слышать отдельные звуки в составе слов, дифференцировать сходные по звучанию звуки.
8. Ребенок владеет активным словарем и правильным произношением слов.
9. Более высокий уровень мелкой моторики, технический навыков и умений.
10. Владеет певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками.
11. Проявляет активность в разных видах деятельности.
6. Работа с родителями
1. Вовлечь родителей в образовательный процесс, установить с ними сотрудничество.
2. Ежедневно проводить консультации о результатах коррекционной работы на занятиях и в режимных моментах.
3. Оказывать семье информационную поддержку в виде литературы и интернет ресурсов.
4. Выработать единые требования к воспитанию и развитию ребенка.
5. Активное участие в мероприятиях группы и ДОУ.
6. Консультации: «Воспитание и обучение ребенка с ТНР (ОНР) в домашних условиях», «Как и что читать детям с ОНР».
7. Беседа: «Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома».
8. Выставка дидактических игр и упражнений развивающих мелкую моторику; игры на развитие слухового внимания.
9. Мастер-класс «Работа с контуром как одно из средств расширения сферы зрительного опыта детей с нарушениями зрения».