Просмотр содержимого документа
«Игры перед школой»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
В какие игры играть перед школой?
Играйте дома, на улице, в дороге (по 3 — 4 игры в день):
1. Игра «Цепочка слов»: называть по очереди слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. Пример: сова – апельсин – носок – кот…
2. Развивайте ребенку ориентацию в пространстве: «Назови, что находиться слева от тебя, справа, ближе, выше и т.д.», на листе бумаги – игры «Морской бой», «Крестики-нолики».
3. Игра с мячом «Я знаю пять имен девочек» (пять названий фруктов, пять названий мебели и т. д.) развивает взаимодействие руки, глаза и речи, необходимого при письме и чтении, обогащает словарь ребенка.
4. Игра «Из чего какое?»: Сок из яблок – яблочный, а из груш? Слив? Дом из кирпича – какой? Книга из бумаги, одеяло из шерсти и т.д.
5. Развивайте слуховую память. Начиная с 3-5 коротких слов, попросите ребенка запомнить и повторить их. Доведите до 10 слов. Так же поиграйте с числами.
6. Научив ребенка прыгать на скакалке, Вы подготовите его руку к письму, разовьете его выносливость.
7. Игра «Чей хвост (голова, ухо, глаза)?»: у медведя – медвежий (медвежья, медвежье, медвежьи), а у змеи, у утки, у верблюда, у козы, и т.д.
8. Игры с мячом «Вышибалы» развивают ориентацию в пространстве, мышление, реакцию, общую моторику, координацию, ловкость.
9. Учить сложные слова (Сковородка стоит на плите. Милиционер Валерий регулирует движение. Троллейбус остановился у светофора и др.).
10. Развивайте ориентацию в собственном теле: «Покажи левую руку, правую ногу, правую коленку… Дотронься левой рукой до правого уха, до левого колена, правой рукой прикрой правый глаз... и т.д.»
11. «Кто у кого?» У лисы – лисята, а у волка, собаки, свиньи, овцы…
12. Ориентация во времени: выучить наизусть по порядку времена года, названия месяцев, дней недели, времени суток (утро, день, вечер, ночь).
13. Игра «Большой-маленький» Стол – столик, рука — ?.. (ручка), язык — ?.. (язычок)
14. Игра «Похлопай, как я!» Вы отхлопываете (можно отстучать по столу любым предметом) сперва простые ритмы: ! ! , !! !! , ! !! , !! ! , затем сложнее: ! !! ! , !! ! !! , !! !!! , … Ребенок слушает и старается его воспроизвести.
15. Учить и проговаривать скороговорки. Полезно одну скороговорку повторять три раза без остановки.
16. Учитесь отгадывать и загадывать загадки.
17. Придумывайте слова на одну и ту же букву.
18. «Раз!» — хлопаем перед грудью прямыми руками, «Два!» — правой рукой коснуться левого уха, а левой рукой – носа, «Три!» — хлопаем перед грудью прямыми руками, «Четыре!» — левой рукой касаемся правого уха, а правой рукой – носа, «Ушко!» — хлопаем перед грудью прямыми руками, «Носик!» — правой рукой коснуться левого уха, а левой рукой – носа, «Заце…» — хлопаем перед грудью прямыми руками, «пили!» — левой рукой касаемся правого уха, а правой рукой – носа.
Выполнять 2 раза подряд.
19. «На море-океане, у острова Буяна, бывают вот такие и во-о-от такие волны» — выполняем волнообразные движения руками перед грудью, вперед.
«Плывет папа дельфин, к нему – мама дельфин, а к ним дельфин дочка и дельфин сыночек» — выполняем волнообразные движения кистями рук с пересечением воображаемой середины тела.
«А со дна морского к дельфинам поднимаются: морские звезды, морские ежи, морские змейки, морские коньки и медузы. Они знают, что там, где дельфины будет весело и интересно!» — на каждое название – выполняем волнообразное движение одним пальцем руки (двумя руками одновременно), в конце поднять руки вверх и потрясти кистями. Руки «бросить» вниз.
20. «Лезгинка» Одна рука — кулак перед грудью локоть вниз, большой палец – в сторону, вторая рука согнута параллельно полу, прямой кистью упирается в мизинец кулака – 8 смен такого положения.
21. «Медвежьи игры» — борьбу на диване, на полу. Различные захваты, обхваты ребенка, чтобы он вырывался из Ваших рук, в «Царя дивана» и пр.
22. Пальчиковые игры, начиная с «Сорока-белобока …», теневой театр, «Ладушки, ладушки»
23. Рисование двумя руками одновременно.
24. «Руки-ноги» с любой темой. На звонкий согласный – руки поднять вверх или опустить, на глухой согласный – сесть или встать. На имя существительное руки поднять вверх или опустить вниз, на остальные слова работают ноги – сесть или встать.
25. «Воробьи – вороны». На «воробьи» — сесть на корточки, на «вороны» — встать. А потом на «воробьи» — сесть, а на «вороны» ничего не делать.
26. «День – ночь» На «день» — бегаем, говорим, на «ночь» — замираем.
27. «Съедобное – несъедобное» Кидаем ребенку мяч и называем предмет, если это съедобное – ребенок должен поймать его, а если несъедобное – не ловит.
28. «Пожалуйста» Даете ребенку команды: руки в стороны, пожалуйста; Руки вниз. Руки вперед, пожалуйста. Хлопни в ладоши. Опусти руки, пожалуйста. и т.д. Ребенок их выполняет только, если услышит слово «пожалуйста» Так же со словом «Внимание!»
29. «Ушки – брюшки – макушки» При этих словах показываете соответствующие части тела, затем начинаете путать ребенка, т.е. говорить одно, а показывать другое, а ребенок должен показать то, что названо.
30. «Руки – ноги – голова» Так же, только ребенок должен показать то, что было названо перед этим, т.е. с опозданием на одну команду.
33. «Море волнуется» …раз, море волнуется два, море волнуется три! Морская фигура, замри! До слов «Морская фигура, замри!» двигаемся, играем, затем замираем в причудливой позе и терпим, пока кто-нибудь не шевельнется.
34. «Карлики – Великаны» На «карлики» — приседаем, на «великаны» — потянуться вверх.
35. «Да и нет – не говорите, чёрное и белое не носите».
После слов «да» и «нет» не говорите, черное и белое не носите!» задаете ребенку вопросы: Вы поедете на бал? У вас большая карета? Платье наденешь белое? Ты будешь, как принцесса? Какого цвета будет твое платье?.. Ребенок не должен говорить слова: «да, нет, черный, белый»
Представленные игры упражнения способствуют развитию внимания, памяти, мышления, самоконтроля, взаимодействия работы глаз, речи и руки. Без этого взаимодействия невозможно эффективное обучение навыку чтения и письма, поскольку при чтении и письме мы следим по строке глазами, проговариваем (вслух или шепотом) и пишем (ведем пальцем под буквами) одновременно.
Обязательно читайте ребенку книги каждый день (хотя бы перед сном) и объясняйте ему все обороты речи, все слова, которые ему могут быть не ясны. Спрашивайте: «Что значит «знать назубок», «кудрявая девочка», «и наутёк», что такое «харчевня», «изгородь» и т. д.