ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ, СБЛИЖЕНИЕ ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ И С ВОСПИТАТЕЛЕМ, ФОРМИРОВАНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
ИДИ КО МНЕ.
Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.
ПРИШЕЛ ПЕТРУШКА
Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушки и прячут их за спиной.
ХОРОВОД
Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов
Кружи, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
БУХ!
При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.
Вариант игры:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг
Гей!
Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.
ПОКРУЖИМСЯ.
Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит так же покружиться, прижимая к себе мишку.
Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Дети вслед за ним выполняют движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!
СОЛНЫШКО И ДОЖДИК
Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой!» - бегут к стульчикам и присаживаются за ними. Игра повторяется. Вместо стульев можно использовать зонтик: когда «идет дождик» - дети прячутся под раскрытый зонтик, когда «светит солнышко» - педагог закрывает зонтик, а дети бегают по всей площадке.
МЯЧИК.
Дети рассаживаются полукругом на коврике, воспитатель располагается напротив детей. Ведущий держит мяч, называет свое имя и имя того, кому катит мяч. Таким образом, дети быстрее запоминают имя воспитателя и имена своих сверстников. В дальнейшем игру можно разнообразить, например: рассадить детей кружочком, чтобы они могли катать мяч друг другу.
ИГРА С СОБАЧКОЙ.
Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай собачка Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу и поздороваться. При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
КЛУБОЧЕК.
Вариант 1: Дети садятся в круг (можно с родителями, или предложить родителям роль ведущего). Ведущий держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца и передает клубочек другому участнику, задавая вопрос (например: Как тебя зовут? Хочешь ли ты со мной дружить? Что ты любишь? Чего ты боишься? и т.д.). Воспитатель помогает взять клубочек ребенку, обмотать вокруг пальчика, ответить на вопрос и передать другому. Таким образом, определяется, у кого из участников возникло затруднение в общение.
Вариант 2: Ведущий сидит в центре круга и катает клубочек каждому участнику, проговаривая при этом, следующее, например: «Сейчас клубочек покатится к мальчику с голубыми глазками, или к девочке с красивым бантиком и т.д. Предлагает участникам вернуть клубочек ведущему.
СЕКРЕТ
Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка или шкатулки различный, привлекательный бросовый материал (фантики, крупные пуговицы, старые часы и т.д.). Кладет в ладошку и зажимает в кулачок. Участники ходят по помещению. Воспитатель помогает любопытным детям совершить обмен, следит за обменом, помогает более робким найти общий язык с каждым участником. По окончании игры маленькие «секретики» остаются в подарок детям.
ПАРОЧКИ
Для игры необходимы вырезанные из бумаги, картона любые пары силуэтных предметов (можно «оригами»), количество пар, равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает предметы, дети расходятся по группе, выбирая наиболее понравившийся предмет. Воспитатель помогает отыскать такой же предмет у другого участника игры. По окончании, детям предлагается раскрасить свои предметы. Ведущий наблюдает за тем, как дети рисуют, делят карандаши.
ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ
Участники садятся в круг, ведущий передает по кругу любой игровой персонаж (кошечка, собачка и т.д.), предлагая следующие действия. Сейчас кошечка мягкая, пушистая, добрая будет слушать, как мы дышим, прикладывая кошечку к грудке, ласкать, прикладывая к ручкам, ножкам
Обращение к детям по имени, в ласковой форме.
РАЗДУВАЙСЯ ПУЗЫРЬ!
Дети с воспитателем делают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:
Раздувайся пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой, растянутый круг. Затем ведущий говорит: «Хлоп!» - пузырь лопнул. Все сбегаются к центру круга или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).
ЛОВИ-ЛОВИ!
Для проведения этой игры необходима палочка длиной 0,5 –0,75 см. с прикрепленной к ней лентой, оканчивающейся легким мячиком (его можно сшить из кусочка яркой ткани, набив ватой или лоскутками).
Все становятся в круг, ведущий с палочкой – в центре. «Лови-лови!» - говорит ведущий, подходя то к одному, то к другому ребенку. Задача участников игры – схватить мяч, который почему-то все время подлетает вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать.
Воспитателю необходимо учитывать, что игра очень возбуждает детей, может вызвать излишний шум в группе. Ее можно проводить на прогулке или после дневного сна, нельзя лишь запрещать детям веселиться от души, превращать игру в постоянные одергивания.
ЧЕЙ ГОЛОСОК?
Дети садятся полукругом, ведущий – впереди всех спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий называет того, чей голос он услышал. Сначала дети окликают ведущего обычным голосом, со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса для затруднения узнавания.
ПОД ЗОНТОМ.
Взрослый показывает детям яркий зонт. «Ой, кажется, дождик капает (вытягивает руку, проверяет, идет ли дождь). Дождь пошел. Надо скорее зонтик открыть, своих ребяток спрятать от дождя. Зонтик открывайся быстрее! Открылся! Скорее, скорее, бегите все ко мне под зонт! Всех спрячу: и Петю, и Олю (называет каждого ребенка по имени). Вот как хорошо. Все ребятки спрятались под зонт! Все, дождик кончился. Можно теперь побегать по лужам. Побегали? Ой, кажется, опять дождик начинается. Скорее прячьтесь ко мне под зонтик!» Игра повторяется 2-3 раза.
ЗАЙКА.
Дети, взявшись за руки , вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок – «зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Воспитатель поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать.
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.
ЕЛЕ-ЕЛЕ, ЕЛЕ-ЕЛЕ
Дети вместе со взрослым бегу по кругу. Воспитатель говорит или поет:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, а потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра
ЗДРАВСТВУЙ КОТИК
Взрослый надевает на руку куклу кота или другого животного, а дети здороваются с игрушкой, называя себя ласковым именем
ДОБРЫЕ ЭЛЬФЫ
Взрослый рассказывает сказку: когда-то давно люди не умели спать и очень уставали. Тогда эльфы решили им помочь: они стали прилетать ночью и нежно их гладили, успокаивали и посылали им добрые сны. Дети делятся на две группы. Одна - эльфы. Другая - люди. Люди лежат на коврике, а эльфы их гладят и убаюкивают. Затем дети меняются ролями.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОСВОЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕБЕНКОМ
Под окружающей средой в данном случае подразумевается помещение группы (игровая, спальная, умывальная и др. комнаты), помещение детского сада (медицинский кабинет, музыкальный зал, спортивный зал и прочее), взрослые, работающие в саду (медсестра, повар, узкие специалисты и др.)
Начинать надо с группы. Показав детям все уголки группы, рассказав об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы.
НАЙДИ ИГРУШКУ.
Ведущий прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, после чего предлагает остальным найти ее. Сначала ее найти не так сложно, например:
«Игрушка лежит на подоконнике в приемной (раздевалке). Затем сложнее: «Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Надиной кровати».
После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т. д.)
Позже можно загадывать местоположение игрушки иначе: через функцию помещения («Моет посуду»), через ее действия («Лежит тихо, закрыв глаза») и т. д.
Освоив группу можно переходить к более тесному знакомству с детским садом и с его работниками. Начинать лучше с экскурсий по саду (целесообразней организовывать тематические экскурсии: на кухню, в медицинский кабинет и т. д.), знакомиться с людьми, работающими там.
ЧЬИ ВЕЩИ?
Цель данной игры – закрепить имена работников детского сада.
Для этого необходимо заготовить атрибуты различных профессий (градусник, половник, гармошка или др. музыкальный инструмент и т. д.). Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди и все они забыли какую-нибудь свою вещь. И просит ребят помочь разобраться – сам он не помнит, где чье.
КАК ПРОЙТИ?
Цель: помочь детям ориентироваться в детском саду, правильно находить то или иное помещение.
Примерная схема проведения игры.
Воспитатель говорит, что у зайчика Степашки заболели ушки. Что ему надо делать? – Пойти к врачу. Но Степашка не знает где находится медицинский кабинет, надо ему помочь. Трем –четырем детям предлагается «проводить» Степашку к врачу (медработники предупреждаются о предстоящем визите заранее). Воспитатель комментирует весь путь до кабинета (сначала выйдем из группы, затем спустимся по лесенке, потом пройдем по коридору и дойдем до медицинского кабинета) и обратно. Можно ориентироваться на какие, то предметные признаки: спустимся по лесенке и сразу же после нарисованного зайчика свернуть…. Вылеченный Степашка благодарит детей за помощь и передает от врача пожелание не болеть и витаминки для всех детей.
Примерно так же можно «постирать» платьице для куклы кати, взять интересную книгу или игру у методиста.
ПРЯЧЕМ МИШКУ.
Воспитатель прячет знакомую детям так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с детьми. После того как игрушка будет найдена, воспитатель проговаривает место, где была спрятана игрушка, например: «Наш мишка спрятался на полочке, где стоят все машинки», или «мишка спрятался в корзинке для мячиков».
СОБИРАЕИ ИГРУШКИ.
Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее на место. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее на место. Пока вы складываете игрушки напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем». Или:
А теперь за дело дружно, Динь-ля-ля, динь-ля-ля!
Убирать игрушки нужно! Кушать (гулять, спать) нам уже пора!
Мигом мы взялись за дело- Все машины ждут,
И работа закипела! Куклы, мишки ждут,
Когда к ним подойдут
И на место уберут.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА СНЯТИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ (РЕЛАКСАЦИОННЫЕ ИГРЫ).
ДОЖДЬ.
Данную игру можно проводить индивидуально каждому ребенку и с подгруппой детей. Дети встают или садятся друг за другом «Паровозиком» и выполняют следующие движения.
Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам
(хлопаем ладонями по спине)
Гром! Гром! Как из пушек, нынче праздник у лягушек
(поколачивание кулачками)
Град! Град! Сыплет град! Все под крышами сидят.
(постукивание пальчиками)
Только мой братишка в луже
(поглаживание спины ладошками)
Ловит рыбу нам на ужин.
Дети поворачиваются на 180 градусов и делают массаж еще раз.
ЛЯГУШАТА.
Выполнять движения, соответствующие тексту.
Лягушата встали, потянулись А потом, потом, потом
И друг другу улыбнулись. Ножками затопали
Выгибают спинки, Хлоп-хлоп тут и там,
Спинки – тростинки. Хлопают ладошки
Ручками захлопали Нас уже по ножкам
Постучим ладошкой Погладили ладошки и ручки, и ножки
По ручкам мы немножко Лягушата скажут: «Ква!»
Грудку мы чуть-чуть побьем Прыгать весело, друзья!»
И немного по бокам.
.
РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ.
Эта игра позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, Сначала воспитатель читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом воспитатель еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами:
Заинька-зайка, маленький зайка (Обхватывают себя руками, изображая страх)
Деток боишься, зайка-трусишка.
РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ
Мишка
Мишка, мишка косолапый, (Идут переваливаясь)
Мишка по лесу идет,
мишка хочет сладких ягод (огладить себя по животу)
Да никак их не найдет (Развести руки в стороны)
Вдруг увидел много ягод и тихонько зарычал.
Подошли к мишутке детки, (Помаршировать)
Мишка громко зарыдал. (Кулачками потереть глаза).
Далее приводятся просто тексты стихотворений, движения придумываются вместе с детьми.
РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ
Столяры
Мы пилим, пилим доску, с утра у нас дела.
Стальные зубы остры – легко идет пила.
Вжик-вжик, вжик-вжик.
Бежит, бежит послушно рубанок вдоль доски,
И беленькие стружки свернулись в завитки.
Шух-шух, шух-шух.
А нука веселее ударим молотком,
Покрепче, попроворнее мы гвоздики забьем.
Тук-тук, тук-тук.
РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ
Зарядка
Скачет лягушонок, ква-ква-ква,
Плавает утенок, кря-кря-кря.
Все вокруг стараются, спортом занимаются!
Быстрая синица, тюр-лю-лю
В воздухе резвится, тюр-лю-лю.
Все вокруг стараются, спортом занимаются!
Прыгает козленок, ме-ме-ме,
А за ним ягненок, бе-бе-бе.
Все вокруг стараются, спортом занимаются!
Вот мы на заряядке, раз-два-три,
Утром на площадке, раз-два-три
Видите, стараемся, спортом занимаемся!
ОВОЩИ ОТДЫХАЮТ.
Выполнять движения, соответствующие тексту.
Устали овощи, сели отдыхать.
Отдувается капуста: «Ах! Ах!»
Обмахивать лицо ладошками.
Морковка: «Эх! Эх!»
Хлопать по коленям.
Горох: «О – хо - хох!»
Легко ударять пальчиками по коленям.
Огурец: «Ух! Ух!»
Хлопать в ладоши.
ЗВЕРИ И ПТИЦЫ СПЯТ.
Обошел Медведь весь лес
И в берлогу спать залез.
Лапу в пасть засунул он
И увидел сладкий сон.
Дети ложатся на спину на ковер и закрывают глаза.
Дети на спину легли
И, как и Мишка, видят сны.
(Звучит фонограмма колыбельной.)
Тише, тише, не шумите,
Наших деток не будите!
Звучание меняется, дети слышат пение птиц(звучит фонограмма или пьеса «Все птички в гости к нам»).
Птички станут щебетать,
Будем глазки открывать,
Просыпаться и вставать.
Дети открывают глаза, встают с ковра.
СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ.
Воспитатель зеркальцем пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики
Играют на стене
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать. Игра повторяется 2-3 раза.
ЧУДЕСНЫЕ КАМЕШКИ.
Раздайте детям по два камешка и пригласите ими поиграть: постучать камешками друг о друга; постучать своими камешками о камешки других детей и т. д. Потом вы сами включаетесь в игру, весело постукивая по камешкам детей и припевая.
КТО В КУЛАЧКЕ.
Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз и просит его повторить. Возможно придется помочь ему убрать большой палец в кулак. Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.
Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак)
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (выставить вперед большой палец)
ИГРА С КИСТЯМИ РУК.
Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторять их. Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими – это «струи дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем – «кисточкой» кружки на щеках ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке. Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т. п.
МЫ ТОПАЕМ НОГАМИ.
Играющие стают в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать друг друга. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем. (дети берутся за руки, образуя круг)
Мы бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит «Стой». Все останавливаются. Игра повторяется.
МЫШКИ И МИШКИ
Все дети стоят в кругу. Воспитатель показывает ребятам, как рычит медведь (Э-э ) и как пищит мышка («Пи-пи»). По команде воспитателя «Медведь» дети ходят по комнате и рычат: «Э-э». По сигналу «Мышка» дети приседают и пищат: «Пи-пи».
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА СНИЖЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ И ОСЛАБЛЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ.
КОРОЛЬ БОРОВИК НЕ В ДУХЕ.
Шел король Боровик,
Через лес напрямик,
Он грозил кулаком
И стучал каблуком
Был Король Боровик не в духе
Короля покусали мухи.
(ребенок исполняет действия, согласно тексту)
ПО КОЧКАМ.
Мягкие модули раскладывают по полу на расстояние, которое можно преодолеть в прыжке с усилием. Играющие – лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным лягушкам тесно. Они запрыгивают на кочки соседей и квакают: «Ква! Ква! Подвинься!». Взрослый совершает все те же действия, что и дети, помогая им, и направляя их.
ПОКАТАЕМСЯ НА ЛОШАДКЕ
Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку (если нет, можно посадить на колени) и говорит: «Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом: нно-нно)». Ребенок повторяет тихо: нно-нно. Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «нно-нно, беги, лошадка!» (сильнее раскачивает ребенка).
ДУТЬ ВО ЧТО-НИБУДЬ ИЛИ НА ЧТО-НИБУДЬ.
Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребенка. Ребенок повторяет действия взрослого.
СОРОКАНОЖКА
Дети, стоя на коленях и держась за талию друг друга, передвигаются по комнате. По команде: «ворона» - все дети сворачиваются клубочком и не шевелятся
УГОВОРУШКИ
СЛУЧИТСЯ ЛИ ТАКОЕ!
Случится ли такое!
Глазам своим не верю:
Бегут две горьких речки
И будят весь наш дом!
А впрочем, вот послушай:
Однажды в Горькой речке
Козленок искупался
И стал таким соленым!
И горьким стал таким,
Что до сих пор козленка,
Который искупался
Однажды в Горькой речке,
Нельзя поцеловать.
ЛЕВУШКА
Левушка? Не Левушка...
Ревушка? Не ревушка...
Так откуда «Уу-уу!!»
Раздается - не пойму.
Нету ревушек у нас,
Кто ж тут плачет целый час?
Чей тут мокрый кулачок?
Ой, размокнет мужичок.
Не размокнет, чики-чок!
Посмотрите в кулачок
Лева слезки прячет-
Больше он не плачет!
ГОРОШЕНКИ - НЕПРОШЕНКИ
Го-ро-шинки, Не-про-шенки,
Откуда вы взялись?
Трамваем или поездом
До Насти добрались?
Не-е-ет,
Портить настроение
Никто вас не просил!
А может мы не плакали,
А дождик моросил?
АБРИ-ФИНИ, МОКРЫЙ НОС!
Абри-фини, абри-кос!
Едут слезы без колес!
Едут, едут, ка-тят-ся!
Капают на платьице!
Плачут щечки, плачет нос:
«Нам не дали Аа-бри-кооос!
Ну подумаешь - не дали
Абри-фини, абри-кос!
Но зато - по-це-ло-вали
В самый мокрый в мире нос! Чмок!!!
ПРО ЯНУ-НЕСМЕЯНУ
Насупилась, нахмурилась,
Ну вот! Совсем не Яна!
А может в гости к нам пришла
Царевна Несмеяна?
Опять капризничать начнет,
Наплачет - океан!
Ну вот, и слезный дождь идет -
Мы знаем Несмеян.
Сейчас бы лодку намечтать,
И весла раздобыть,
И через этот океан
Куда нибудь уплыть.
Туда, где солнышко живет,
И где растут бананы,
И где не плачут никогда Царевны Несмеяны!
ХНЫЧУ-ПЛАЧУ
А у нашего Петра Настроенья нет с утра!
Хнычу-плачу, хнычу-плачу,
Не помогут доктора!
Ну а если доктор - Дынька?
Доктор Персик? Виноград?
Пусть приходят, прилетают!
И домой, и в детский сад!
КУДА ПОШЛИ КОЛГОТКИ?
В деревню Потеряево Пошли гулять колготки.
Пошли и потерялись там, Ах, бедные сиротки!
Сидят они под кустиком, Не плачут, а ревут!
Хозяюшку, хозяюшку, Хозяюшку зовут.
И вспомнила хозяюшка, Где вечером была!
Сходила в Потеряево, Колготочки нашла.
А КУДА ПОЕДЕМ ДНЕМ, ПЕРЕД СНОМ
Со станции Топтушкино, До станции Кровать
Скорей добраться нужно нам! И - чуточку поспать!
На станции Вставайкино проснешься - выйдешь сам!
И побежишь в Играйкино, к друзьям и чудесам!
Ну а пока приехали на станцию Кровать!
На этой сонной станции так сладко засыпать...
ГДЕ ТЫ, ДЕДУШКА-МОЛЧОК?
Чики-чики, чики-чок, Где ты, дедушка Молчок?
Заходи к нам, посидим, Помолчим...
Слышишь, добрый старичок? Тишина!
Пришел Молчок! Не спугни его, смотри, ничего не говори.
БЫЛ У КОШКИ ДЕНЬ РОЖДЕНЬЯ
Представляешь? В воскресенье
Был у Кошки день рожденья!
Кошка хвостиком играла -веселилась, хохотала!
Мячик по полу катала -Веселилась, хохотала!
И по комнате скакала — Веселилась, хохотала!
А потом устала Кошка, И поплакала немножко: мяу!
КТО ТУТ ПЛАЧЕТ?
Кто тут плачет, Ой-ей-ей!
Говорят, сынишка мой?
Нет, не плачет мой сынок, зря вы говорите!
Улыбается уже -посмотрите!
ПОСЛУШАЙ, ЧТО ТЕБЕ СКАЖУ
Послушай, что тебе скажу: давай не будем плакать!
А то услышит наш сосед, сосед, которому сто лет, -
И нам подарит лапоть! Куда мы в нем с тобой пойдем?
Разок шагнем и упадем.
ВЕРХОМ НА ЛОШАДКЕ
(на коленях у папы)
Мы поскачем, скачем, скачем,
Скачем на лошадке! Мы совсем уже не плачем,
Все у нас в порядке
или:
Мы поскачем, скачем, скачем,
Скачем на лошадке!
Мы давным-давно не плачем,
Все у нас в порядке!
БАБКА ЕЖКА ПРИЛЕТЕЛА!
(только для детей, которых Ежкой не пугают! И для родителей, которым перевоплотиться в бабку Ежку и войти в игру — пустяк)
- Хто тут плачить? Хто реветь?
Хто горючи слезы льеть?
Хошь, куплю тебе пойду
Крендель-врендель на меду?
Где куплю? У кошки, На кривой дорожке!
За четыре пятака,
А на пятый - молока!
Полкусочка съешь,
Крендель-врендель — свеж!
Молоком теперь запей - все!
Теперь мы всех вредней!
Как не хочешь? Так что ж ревешь?
ЕСЛИ В ДОМЕ КТО-ТО ПЛАЧЕТ
А если плачет мама или бабушка? И малышу становится не по себе. Ему так хочется поднять Вам настроение, но он не знает, как. Давайте вместе про Барабульку вспомним, а кто это - малыш покажет вам, когда возьмется фантазировать с фломастером в руках.
Ходит Ежик по лесу -Барабулька на носу!
Ежик ей ладошкой машет, А она поет и пляшет!
Если хочешь, мы с тобою
Завтра тоже в лес пойдем
И такую Барабульку обязательно найдем!
ШЛА ВЕСЕЛАЯ СОБАКА (игра)
Шла Веселая собака,
Чики-брики-гав!
А за ней бежали Гуси, головы задрав,
А за ними - Поросенок,
Чики-брики-хрю!
Чики-брики, повтори-ка!
Что я говорю? И - вместе!
МИРИТ НАС МИРИЛОЧКА-ВМЕСТЕГОВОРИЛОЧКА
Поссорились? Бывает. Но засыпать, не помирившись, не годится, давайте подойдем к ребенку и пригладим его непокорные вихры, и заглянем в его глаза, и обнимем его ласково, а там и до улыбки уже недалеко... Начнем говорить, а он подхватит.
- Это — ты, А это - я. Ты хороший у меня,
Мой подарок дорогой, И не нужен мне другой!
И унесет куда-то вместеговорилочка следы вашей ссоры, и все забудется, все победит любовь.
ПОСЛЕ ССОРЫ
Как же это - хорошо! Никуда не торопиться,
Не молчать и не сердиться -
Так вот просто рядом с мамой,
С мамой рядышком идти,
В небе солнышко увидеть И домой его нести!
ДЕДУШКА-ВРЕДУШКА
Дедушка-вредушка, К нам не заходи!
Дедушка-вредушка, дом наш обойди,
Нет у нас капризных деток -нет, нет, нет!
Видишь, спать ложимся?
Видишь - выключаем свет?
ТРОПИНКА КО СНУ
Все, не придет к вам Вредушка. Тем более, вы уже на тропинке, ведущей ко сну. Идите вместе с малышом, он догадается, что надо досказать:
Пять котят спать хотят, а шестой - не спит.
Пять котят спать хотят, а шестой - шалит!
Хвостиком виляет, громко лает!
Он бы лаял до утра, да подумал:
Спать пора! Мирно хвостиком вильнул,
И быстрее всех уснул.
И тебе он, между прочим,
Пожелал: «Спокойной ночи!»
Фольклор в повседневной жизни малыша в разные режимныемоменты.
ПОТЕШКИ ДЛЯ НОВИЧКОВ
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Ванечка - хороший,
Ванечка - пригожий!
Красные кафтанчики, Синие карманчики.
На дубу они сидят, меж собою говорят
Все про Галечку, Все про маленьку.
Ой, мой маленький, ненаглядненький,
Мой хорошенький, мой пригоженький.
Наша доченька в дому,
Что оладышек в меду,
Красно яблочко в саду.
Мой сыночек маленький,
Чуть побольше валенка.
Ой ты, сынок, медовый сахарок,
Румяный пирожок, березовый душок.
ПОТЕШКИ «НА СОН ГРЯДУЩИЙ»
Спи, усни, детка Андрюшенька
Все ласточки спят,
Все касаточки спят,
Нашему Андрюшеньке
Спать велят.
Малиночка сладенькая,
Спи, дочка маленькая.
Баю, баю, байки,
Прилетели чайки,
Стали крыльями махать
Наших деток усыплять.
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки - на муравушке,
Детки все по люлечкам…
Спят-поспят, всему миру спать велят.
Баю, баю, баюшок,
В огороде петушок.
Песни громко поет,
Ване спать не дает
А ты, Ванечка, усни,
Крепкий сон к тебе приди.
Тебе спать - не гулять,
Только глазки закрывать.
Бай, бай, бай, бай,
Ты, собаченька, не лай
И в гудочек не гуди -
Наших деток не буди.
Наши детки будут спать
Да большими вырастать.
Они поспят подольше,
Вырастут побольше.
Аи, качи, качи, качи,
Улетели в лес грачи.
Не летают гули -
Все давно уснули.
Не скребутся паучки -
Влезли в норки у печи.
Только наша Оленька
Спать ложится поздненько.
Ходит сон по хате
В сереньком халате,
А сониха под окном -
В сарафане голубом.
Ходят вместе они,
А ты, доченька, усни.
Баю, баю, баюшок,
Кладу Машу на пушок -
На пуховую кровать,
Будет Маша крепко спать.
ПОТЕШКИ ПОСЛЕ СНА
На кота потягушки,
На дитя порастушки,
А в ручки хватушки,
А в ножки ходушки,
А в роток говорунок,
А в голову разумок!
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка.
ПОТЕШКИ ПРИ УМЫВАНИИ
Аи, лады-лады-лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Водичка серебристая
Струится из-под крана.
И мыло есть душистое,
Совсем как в нашей ванной.
«Водичка серебристая, Ты как сюда попала?»
«Через луга росистые Я в детский сад бежала.»
«Водичка серебристая,
Зачем ты к нам бежала?»
«Чтоб все вы были чистыми,
Чтоб все вокруг сверкало.»
Закатаем рукава,
Открываем кран - вода.
Моем глазки, моем щечки,
Моем уши и ладошки!
Посмотрите, крошки, На свои ладошки.
Ах, какие ладошки! Чистые ладошки!
В ручейке вода струится
В речке плещется вода.
Мы под краном будем мыться,
Без воды мы никуда.
Моем руки, моем лица
Мылом, щеткой и водой.
Если ты не любишь мыться,
Эту песенку не пой.
Чистая водичка
Умоет Саше личико,
Анечке - ладошки,
А пальчики - Антошке
Не умыться, не напиться без воды,
Листику не распуститься без воды,
И потому всегда
Всем, везде нужна вода.
Знаем, знаем, да-да-да,
Где тут плещется вода.
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошки,
По-нем-нож-ку,
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей.
Из колодца принесла Курица водицы. И цыплята всей гурьбой Побежали мыться.
РЕБЕНОК ПОЕЛ, ОТДОХНУЛ, ТЕПЕРЬ НАДО ПОДВИГАТЬСЯ, ПОУПРАЖНЯТЬСЯ В ХОДЬБЕ
Встань, малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок. Топ-топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом. Топ-топ!
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись
. Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
Уходи с дороги, кот,
Наша Танечка идет. Топ-топ, топ-топ, Топ-топ-топ!
Наша Танечка идет! Ни за что не упадет. Топ-топ, топ-топ, Топ-топ-топ!
ПОТЕШКИ ПРИ ОДЕВАНИИ НА ПРОГУЛКУ
Вот они, сапожки:
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем сапожки:
Этот - с правой ножки,
Этот - с левой ножки.
Вот так хорошо!
Валенки, валенки,
Невелички, маленьки,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Завяжи потуже шарф,
Буду делать снежный шар.
Я шар покачу,
Гулять хочу.
Большие ноги шли по дороге:
Топ, топ, топ, топ, топ, топ.
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ.
Топ-топ по земле,
Ведь земля-то наша.
И для нас на ней растут
Пироги да каша!
ВЫЙДЯ НА УЛИЦУ, ПОНАБЛЮДАЕМ ЗА ОКРУЖАЮЩИМ, «ПОГОВОРИМ» С СОЛНЫШКОМ ИЛИ ДОЖДИКОМ
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
Ждут тебя детки, ждут малолетки!
Дождик, дождик,полно лить,
Малых детушек мочить!
Бабочка - коробочка,
Ветер или дождь!
Полетишь - так ветер,
Упадешь - так дождь!
Свет-светлячок,
Посвети в кулачок!
Посвети немножко,
Дам тебе горошка,
Кувшин творога
И кусок пирога!
Мотылек-ветилек,
Принеси нам ветерок:
От ворот поворот
Гнать кораблик в ручеек.
Уж ты, бор-борок,
Дай ягод коробок,
Грибов кузовочек,
Орехов мешочек!
Гриб-грибок, выставь лобок!
На тебя погляжу,
В кузовок положу!
Гриб на грибу, а мой наверху!
Рву, рву ягодку,
Черную смородинку!
Маменьке - в лукошко,
Тятеньке - в стаканчик,
А серому волку - корья на лопате!
ПОТЕШКИ ДЛЯ «ОБЩЕНИЯ» С ЖИВОТНЫМИ НА ПРОГУЛКЕ
Дай молочка, Буренушка,
Хоть капельку - на донышко!
Ждут меня котята,
Малые ребята!
Дай им сливок ложечку,
Творогу немножечко.
Всем дает здоровье
Молоко коровье.
Курочка-тараторочка,
По двору ходит,
Цыплят водит,
Хохолок раздувает,
Малых деток потешает.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
То-то хорошенький,
То-то пригоженький:
Ходит бочком, ушки торчком!
Хвостик крючком,
Нос пятачком.
Привяжу я козлика
К белой березке.
Стой, мой козлик,
Стой, не бодайся.
Белая березка,
Стой, не качайся.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Что так рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
ПОТЕШКИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ПЛАЧЕТ ИЛИ ШУМИТ
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки -
Для Машиной потешки.
Если будешь плакать,
Дадим худой лапоть.
Это что тут за рев?
Уж не стадо ли коров?
Это не коровушка -
Это Вова-ревушка.
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Тише, тише, тишина,
Разговаривать нельзя.
А кто будет говорить,
Того будем выводить,
Выводить, наказывать,
Слезы не показывать.
Чок, чок, чок, зубы на крючок,
А кто слово скажет —
Тому щелчок!
Что ты плачешь, «ы» да «ы»,
Слезы поскорей утри.
Будем мы с тобой играть,
Песни петь и танцевать.
ЕСЛИ РЕБЕНОК БОЛЕЛ И КАПРИЗНИЧАЛ
У лисы боли, у медведя боли,
-А Петенькины боли
Уйдите за горы.
Цыть, цыть, не плачь,
Несет котик калач. Н
едалечко на мостике
-Несет калач на хвостике.
Сынок, не плачь - испеку калач!
Сынок, не вой - испеку другой!
Сынок, не реви - испеку все три!
ПОТЕШКИ ДЛЯ НЕСЛОЖНЫХ ИГР
Тарара ли, тарара,
Ушли кони со двора. (Дети идут, высоко поднимая ноги)
А ребятки их поймали,
На колхозный двор загнали. (двигаются прямым галопом)
Еду, еду к бабе, деду (выполняют прямой галоп)
На лошадке в красной шапке.
По ровной дорожке На одной ножке (меняют ногу),
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам.
Все прямо и прямо,
А потом вдруг в ямку - бух! (приседают)
По кочкам, по кочкам,
По маленьким дорожкам,
В ямку - бух!
-Провалился петух.
Станька на дорожке,
Хлопни-ка в ладошки,
Топни каблучками,
Потанцуй-ка с нами!
Всем, Надюша, расскажи,
Да проворней покажи,
Как девчата пляшут.
Наши уточки с утра -
Кря-кря-кря!Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда -
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора -
Бал-бал-бал! Балды-балды!
Наши гуленьки вверху -
Гру-гру-гру!
Наши курочки в окно -
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя - петушок
Ранним рано поутру
Нам споет - ку-ка-ре-ку!
(дети подражают голосам домашних животных)
Скачет зайка маленький
Около заваленки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка!
Ехал Тит на дрожках
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
Да бух!
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой!
(учат ходить кукол)
Ротик - клюковка,
Носик - пуговка,
Глазки - луковка,
Дочка моя - куколка
КАРТОТЕКА
«ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ, СБЛИЖЕНИЕ ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ И С ВОСПИТАТЕЛЕМ, ФОРМИРОВАНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
«Иди ко мне»
Цель: устанавливать положительные эмоциональные контакты со взрослым, создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе
Ход игры: Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая:
«Иди ко мне, мой хороший!».
Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает:
«Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!»
Игра повторяется.
«Лови-лови!»
Цель: устанавливать положительные эмоциональные контакты со взрослым, создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе
Оборудование: Для проведения этой игры необходима палочка длиной 0,5—0,75 см с прикрепленной к ней лентой, оканчивающаяся легким мячиком (его можно сшить из кусочка яркой ткани, набив ватой или лоскутками).
Ход игры: Все становятся в круг, ведущий с палочкой — в центре (и опять, вначале это будет воспитатель, а потом, когда дети хорошо освоят эту игру, — ребенок). «Лови-лови!» — говорит ведущий, подходя то к одному, то к другому ребенку. Задача участников игры — схватить мяч, который почему-то все время подлетает вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать. Можно ловить мяч нескольким участникам одновременно. Воспитателю необходимо учитывать, что игра очень возбуждает детей, может вызвать излишний шум в группе. Ее можно проводить на прогулке или после дневного сна, нельзя лишь запрещать детям веселиться от души, превращать игру в постоянные одергивания.
«Солнечные зайчики»
Цель: создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе
Воспитатель пускает солнечные зайчики зеркалом или фонариком, проговаривая слова:
Солнечные зайчики
Скачут по стене
Помани их пальчиком
Они спешат к тебе
Дети пытаются их поймать
«Пускание мыльных пузырей»
Цель: устанавливать положительные эмоциональные контакты со взрослым, создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе
Воспитатель надувая мыльные пузыри проговаривает слова
— Осторожно, пузыри!
— Ой, какие!
— Посмотри!
— Раздуваются!
— Блестят!
— Отрываются!
— Летят!
— Вот — со сливу!
— Вот — с орех!
— Вот не лопнул дольше всех!
«Нежно гладим мы зверят»
Цель: устанавливать положительные эмоциональные контакты со взрослым, создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе
Ход игры. Воспитатель дает каждому ребенку резиновые игрушки с пищалками, это очень радует детей и проговаривает:
- Нежно гладим мы зверят(ладошкой гладят игрушку)
И зверята не пищат.
Попищим поскорей, (сжимают игрушку)
Чтобы было веселей.
«Раздувайся, пузырь!»
Цель: устанавливать положительные эмоциональные контакты со взрослым, создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе
Ход игры: Дети с воспитателем делают тесный кружок — это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:
Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, Оставайся такой, да не лопайся!
Он летел, летел, летел,
И за веточку задел.
Получается большой, растянутый круг. Затем ведущий говорит: «Хлоп!» — пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга (сдулся) или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).
Чтобы привлечь к себе внимание ребёнка, найти с ним контакт, вызвать интерес, желание играть вместе, расположить к себе, можно использовать пальчиковые игры. Их лучше применять для сближения ребенка с воспитателем в парном взаимодействии «педагог - ребенок»
«Кто в кулачке?»
Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать и просит его повторить это. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак. Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения. Кто залез ко мне в кулачок? Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак) Ну-ка, ну-ка, вылезай! Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)
«Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»
Цель: устанавливать положительные эмоциональные контакты со взрослым, создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе
Ход игры: Воспитатель подходит к каждому ребенку и поглаживает по голове или по спине, проговаривая слова:
Кто у нас хороший, кто у нас пригожий,
Андрюшенька хороший, Андрюшенька пригожий….
Чтобы привлечь к себе внимание ребёнка, найти с ним контакт, вызвать интерес, желание играть вместе, расположить к себе, можно использовать пальчиковые игры. Их лучше применять для сближения ребенка с воспитателем в парном взаимодействии «педагог - ребенок»
«Сорока-ворона»(народная игра).
Сорока-ворона,
Кашу варила
Кашу варила
Деток кормила.
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому - не дала.
Ты в лес не ходил,
Ты дрова не рубил,
Ты печь не топил,
Ты воду не носил,
Ты тесто не месил.
Ничего тебе не будет.
«Передай колокольчик
Цель: способствовать сближению детей друг с другом
Оборудование: Колокольчик.
Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой).
«Хоровод»
Цель: устанавливать положительные эмоциональные контакты со взрослым, создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе
Ход игры: Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
БУХ!
При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.
Вариант игры:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг
Гей!
Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.
«Покружимся»
Цель: устанавливать положительные эмоциональные контакты со взрослым, создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе
Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит так же покружиться, прижимая к себе мишку.
Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Дети вслед за ним выполняют движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!
«Солнышко и дождик»
Цель: устанавливать положительные эмоциональные контакты со взрослым, создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе
Ход игры: Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой!» - бегут к стульчикам и присаживаются за ними. Игра повторяется. Вместо стульев можно использовать зонтик: когда «идет дождик» - дети прячутся под раскрытый зонтик, когда «светит солнышко» - педагог закрывает зонтик, а дети бегают по всей площадке.
Светит солнышко в окошко
Освещает комнату
Мы похлопаем в ладоши
Очень рады солнышку
Дождик-дождик кап-кап-кап
Мокрые дорожки
Мы пойдем с тобой гулять
И промочим ножки
«Мячик»
Цель: устанавливать положительные эмоциональные контакты со взрослым и детьми, создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе
Ход игры: Дети рассаживаются полукругом на коврике, воспитатель располагается напротив детей. Ведущий держит мяч, называет свое имя и имя того, кому катит мяч. Таким образом, дети быстрее запоминают имя воспитателя и имена своих сверстников. В дальнейшем игру можно разнообразить, например: рассадить детей кружочком, чтобы они могли катать мяч друг другу.
«Игра с собачкой»
Цель: устанавливать положительные эмоциональные контакты со взрослым, создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе
Ход игры: Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай собачка Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу и поздороваться. При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
«Парочки»
Цель: способствовать сближению детей друг с другом
Оборудование: Для игры необходимы вырезанные из бумаги, картона любые пары силуэтных предметов, количество пар, равно количеству пар участников игры.
Ход игры: Ведущий раскидывает предметы, дети расходятся по группе, выбирая наиболее понравившийся предмет. Воспитатель помогает отыскать такой же предмет у другого участника игры. По окончании, детям предлагается раскрасить свои предметы. Ведущий наблюдает за тем, как дети рисуют, делят карандаши.
«Доброе животное»
Цель: устанавливать положительные эмоциональные контакты со взрослым, создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе
Ход игры: Участники садятся в круг, ведущий передает по кругу любой игровой персонаж (кошечка, собачка и т.д.), предлагая следующие действия. Сейчас кошечка мягкая, пушистая, добрая будет слушать, как мы дышим, прикладывая кошечку к грудке, ласкать, прикладывая к ручкам, ножкам
Обращение к детям по имени, в ласковой форме
«Зайка»
Цель: устанавливать положительные эмоциональные контакты со взрослым и детьми, создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе
Ход игры: Дети, взявшись за руки , вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок – «зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Воспитатель поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать.
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.
«Еле-еле, еле-еле»
Цель: устанавливать положительные эмоциональные контакты со взрослым, создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе
Ход игры: Дети вместе со взрослым бегут по кругу.
Воспитатель говорит или поет:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, а потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра
Чтобы привлечь к себе внимание ребёнка, найти с ним контакт, вызвать интерес, желание играть вместе, расположить к себе, можно использовать тактильные действия . Их лучше применять для сближения ребенка с воспитателем в парном взаимодействии «педагог - ребенок»
«Стенка, стенка, потолок…»
Ход игры: Воспитатель лаского гладит ладонью или кночиком пальца по лицу ребенка, проговаривая слова:
Станка-стенка (щечки)
Потолок (лоб)
Два оконца (глазки)
И порог (подбородок)
Две ступеньки (губки)
И звонок (нажимает аккуратно на носик и говорит: «Пип!»)
«Мой малыш»
Цели: устанавливать тактильные контакты с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.
Ход игры: взрослый читает стихотворение и обнимает малыша:
Цели: устанавливать тактильные контакты с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.
Ход игры: воспитатель сажает ребенка на колени, обнимает его, а потом читает стихотворение, мягко дотрагиваясь до головы ребенка.
Маленькая детка, Головушка - репка, Роток - говорок, Зубок да зубок, Носик - вопросик, Щечки - колобочки, Глазок с глазком, Бровки домком, Ушко да ушко,
(Л.Ягнин)
«Попрыгушки»
Цели: устанавливать тактильные контакты с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.
Ход игры: воспитатель обнимает малыша, ставит его перед собой и приподнимает, держа за подмышки:
Тёшки-тетёшки, Овсяные лепешки. Тюшки, тютюшки,
С творогом ватрушки. Тёшки-тетёшки, Встали на ножки.
С пятки на носок Прыг-скок, прыг-скок!
Л. Яхнин
«Ку-Ку»
Цель: устанавливать положительные эмоциональные контакты со взрослым, снимать эмоциональное напряжение.
Ход игры 1: ребенок сидит на коленях у взрослого, который читает стихотворение (имя ребенка заменяется) и выполняет действия ручками ребенка, закрывая и открывая его лицо:
Где же, где же наш малыш?
Где же, где же наша крошечка? Где же, где же наша Анечка? Где же, где же наше солнышко? Вот, вот наш малыш,
Вот, вот наша крошечка,
Вот, вот наша Анечка,
Вот, вот наше солнышко!
Н. Пикулева
Ход игры 2: взрослый играет с ребенком, побуждая его прятаться, и читает стихотворение (имя ребенка заменяется):
Тю-тю! Нету Любушки! Любушки-голубушки!
Ой, да нет ее нигде!
Мы искать ее пойдем И найдем, найдем, найдем!
Н. Пикулева
«Наши пальчики»
Цели: устанавливать тактильные контакты с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.
Ход игры: воспитатель обнимает ребенка, сажает к себе
на колени и играет со своими, а потом с его пальчиками:
Пальчик толстый и большой В лес по ягоды пошел. Указательный с порога Указал ему дорогу.
Средний - следом побежал. Безымянный топал рядом
И корзиночку держал.
А мизинчик, младший братец, На печи весь день лежал.
(Л. Яхнин)
«Догонялки-обнималки»
Цели: устанавливать тактильные контакты с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.
Ход игры: воспитатель организует игру в догонялки:
«Догоню, догоню ... » Затем обнимает малыша, говоря: