Просмотр содержимого документа
«"Игровой массаж и самомассаж для детей 3-4 года"»
3
Консультация:
Игровой массаж и самомассаж для детей 3-4 лет
(картотека)
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок-музыка), а также социальная напряженность в обществе. Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения задач улучшения здоровья детей.
К ним относятся игровой массаж и самомассаж.
Игровой массаж— это упражнения, которые помогают естественно развиваться организму ребёнка, его отдельным органам и системам.
«Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, увидите, каким восторгом загорятся глаза ваших воспитанников.
Важно помнить, что самомассаж и массаж необходимо делать только чистыми, сухими, теплыми руками, с коротко остриженными руками.
Существует множество массажных движений, которые своеобразно воздействуют на организм человека. Все массажные приемы проводят в следующей последовательности: поглаживание, растирание, разминание и вибрация (потряхивание). Каждый прием выполняется в определенной последовательности и вызывает различную реакцию. Применяя тот или иной прием, его разновидности, необходимо учитывать общее состояние организма и наличие имеющихся заболеваний, поэтому предварительно обязательно нужно посоветоваться с врачом.
Воздействовать на тело можно не только руками, но и специальным оборудованием для массажа. Это различные палочки, мячики, разнообразные массажеры, веревочки, колечки и многое другое. Оборудование должно отвечать всем требованиям и быть безопасным для ребенка.
Самомассажу обучают детей с 3-летнего возраста. Большой эффект наблюдается, когда массаж проводится в игровой форме, на психоэмоциональном подъеме.
Самомассаж для детей имеет очень важное значение, поскольку таким образом они учатся лучше понимать свое тело и между делом развивают мелкую моторику рук.
Обратите внимание, что самомассаж для детей 3-4 лет отличается тем, что движения менее точные, допускается импровизация в том случае, если мелкая моторка пальчиков еще не развита полностью. А вот самомассаж для детей 5-6 лет уже должен быть более точечным и правильным, таким образом ребенок будет приучаться следить за мелкими движениями своих рук.
Китайский обычай перебирать в руках целительные шары, каштаны или грецкие орехи основан на целебном эффекте активности рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев при самомассаже, стимулируя прилив крови к рукам, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью.
Самомассаж кистей рук, пальцев и ладоней для детей
Самомассаж рук для детей важно проводить регулярно, чтобы активизировать определенные зоны в головном мозге. Так как каждый пальчик, как на ручках, так и на ножках детей отвечает за определенный орган, рекомендуется выполнять такие упражнения вместе с детьми. Самомассаж пальцев рук для детей позволяет улучшать мозговую активность и ускоряет психологическое развитие малыша.
«Растирание ладоней» — трем правую руку о левую, пока не почувствуется тепло. Этот самомассаж ладоней и пальцев рук для детей является подготовительным этапом, нужно чтобы ребенок почувствовал тепло.
«Браслетик» — растирание запястья одной руки другой.
Самомассаж кистей рук для детей продолжается работой с каждым пальчиком отдельно, что активирует работу головного мозга.
«Снятие перчатки» — указательным и большим пальцами «снимаем» перчаточку с каждого пальчика.
Со стопами делаем то же самое: растираем, поглаживаем, массируем каждый пальчик, стучим кулачком по пяточке.
Аурикуломассаж или самомассаж ушей для детей
Аурикуломассаж — это массаж ушной раковины, который активизирует работу всего организма. Ухо человека по форме напоминает человеческий зародыш или продольный разрез больших полушарий мозга. Специалисты полагают, что помимо чисто внешнего сходства они имеют много общего и в нервных связях.
Учеными замечено, что, если ребенку 2 — 3 раза в день проводить массаж ушных раковин, он меньше болеет, лучше развивается, нормализуется работа многих систем организма. Правильно проводимый самомассаж ушей для детей является незаменимым средством для профилактики простудных забеолваний.
«Согревание ушек». Большой палец руки заводим сзади ушной раковины и с помощью указательного и среднего пальцев растираем уши от мочек к верхнему краю ушной раковины, затем в противоположном направлении (10 — 12 с).
«С днем рождения». Напоминаем ребенку, что при поздравлении с днем рождения принято потягивать именинника за уши вверх с пожеланием расти большим и здоровым. Потягиваем верхнюю часть ушной раковины вверх 7—10 раз.
«Возьмем силы от земли». Потягиваем мочку уха 7 — 10 раз.
«Чебурашка». Оттягиваем уши в стороны. Устраиваем «конкурс», кто больше всех похож на Чебурашку (7 — 10 с).
«Слоник». «Похлопаем» ушками, как слоник в зоопарке. Сначала заворачиваем ушные раковины вперед, затем назад. Каждое движение повторяем 5 — 7 раз.
Все упражнения проводятся парно, одновременно обеими руками.
Рекомендуется делать массаж регулярно. Он стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань. Со временем отступят насморк, кашель, аллергия.
Комплексы упражнений для самомассажа:
Выбирая комплекс упражнений для самомассажа, не забудьте и о других частях тела. Предлагаемые далее комплексы самомассажа для дошкольников позволяют проводить работу по регуляции деятельности всех внутренних органов, укреплению иммунитета и нервной системы.
Самомассаж «Петушок»
Раз и два! Раз и два! (тереть ладони друг о друга),
Начинается игра! Красим крылья и живот (поглаживать ладонями руки, живот),
Красим грудочку и хвост (поглаживать грудь),
Красим спину (поглаживать поясницу),
Красим ножки (поглаживать ноги),
Красим гребешок немножко (поглаживать голову).
Вот какой стал петушок (поставить руки на пояс, горделиво выпрямиться),
Ярко-красный гребешок (сделать несколько полуоборотов влево-вправо).
Массаж спины «Суп»
Дети встают друг за другом, кладут ладони на спину стоящего впереди.
Чики-чики-чики-ща!
Вот капуста для борща (похлопывают ладонями по спине).
Полголовки лучку да зубок чесночку (поколачивают кулачками).
Чики-чики-чики-чок (поглаживают ладонями) —
И готов борщок!
Самомассаж лица, головы и шеи для детей
Самомассаж головы и шеи укрепляет нервную систему, успокаивает и нормализует сон малыша. Можно порекомендовать следующий самомассаж лица и головы, который укрепляет также луковицы волос и усиливает приток крови к головному мозгу.
1. Сильным нажатием пальчиков ребенок имитирует мытье головы.
2. Затем пальцами, как граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
3. Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.
4. «Догонялки» — сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавишам, «бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.
Самомассаж лица для детей позволяет улучшить работоспособность мимической мускулатуры, расслабить её и снизить уровень напряженности.
«Лепим красивое лицо»
1. Ребенок поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняя ее.
2. Надавливает пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по 5 — 6 раз по часовой и против часовой стрелки.
3. С усилием надавливая, «рисует» красивые брови, затем щипками «лепит» густые брови от переносицы к вискам.
4. Мягко и нежно «лепит» глаза, кончиками пальцев надавливая на их уголки, массируя вокруг глаз и расчесывая длинные пушистые ресницы.
5. Надавливая на крылья носа, ребенок ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос и представляет, какой красивый нос для Буратино у него получился.
При проведении массажа важно следить за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Продолжительность массажа для детей дошкольного возраста — 5–7 минут. Рекомендуется выполнять его 2–3 раза в день, используя 3–5 упражнений.
Воздействовать на тело можно не только руками, но и специальным оборудованием для массажа. Это различные палочки, мячики, разнообразные массажеры, веревочки, колечки и многое другое. Оборудование должно отвечать всем требованиям и быть безопасным для ребенка.
«Дождик»
Массаж спины под песню Е. Поплянской (сб. «А мы на уроке – играем»)
Дождик бегает по крыше - Встать друг за другом «паровозиком»
Бом! Бом! Бом! и похлопывать друг друга по спине.
По веселой звонкой крыше-
Бом! Бом! Бом!
Дома, дома посидите- Постукивание пальчиками.
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите-
Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте- Поколачивание кулачками.
Бом! Бом! Бом!
А уйду-тогда гуляйте-
Бом! Бом! Бом!
Дождик бегает по крыше- Поглаживание ладошками.
Бом! Бом! Бом!
По веселой звонкой крыше-
Бом! Бом! Бом
«Чтобы не зевать от скуки»
Оздоровительный массаж всего тела: быстрые, частые хлопки на соответств. слова
Чтобы не зевать от скуки, Постучим и тут, и там,
Встали и потерли руки, И немного по бокам.
А потом ладошкой в лоб Не скучать и не лениться!
Хлоп-хлоп-хлоп. Перешли на поясницу.
Щеки заскучали тоже? Чуть нагнулись, ровно дышим,
Мы и их похлопать можем. Хлопаем как можно выше.
Ну-ка дружно, не зевать:
Раз-два-три-четыре-пять.
Вот и шея. Ну-ка, живо
Переходим на загривок. По сухой лесной дорожке-
Топ-топ-топ-топочут ножки.
А теперь уже, гляди, Ходит-бродит вдоль дорожек
Добрались и до груди. Весь в иголках серый ежик.
Постучим по ней на славу:
Сверху, снизу, слева, справа. (вставка про ежика для сказки