Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии в ДОУ »
Игровые технологии
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познавательной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций в разных формах непосредственно образовательной деятельности происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи
- познавательная деятельность подчиняется правилам игры; учебно-наглядный материал используется в качестве ее средства, в познавательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.
Деятельностно - игровой подход в образовательном процессе
Образовательная область:
Совместная и
самостоятельная деятельность
Виды игр
1.
Физическое развитие
Физическая деятельность
Подвижные игры, народные игры, игры-соревнования, элементы спортивных игр, игры – забавы.
Речевые (словесные) игры: коммуникативные игры, игры с правилами
Познавательно-исследовательская деятельность
Логические, сенсорные, настольно-печатные игры
5.
Художественно-эстетическое развитие
Театрализованная деятельность
Творческие, режиссерские, театрализованные игры, игры-забавы, игры-импровизации
Музыкально-художественная деятельность
Музыкально-ритмические игры, игры-забавы, игра на музыкальных инструментах
Продуктивная деятельность
Сенсорные игры, игры-эксперименты с красками
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Классификация педагогических игр:
Спектр целевых ориентации
• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Использование компьютера (ИКТ) – еще одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей. Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательной и по-настоящему современной, осуществлять индивидуализацию обучения.
По сравнению с традиционными формами обучения компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка;
ИКТ несут в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении являются стимулом познавательной активности детей;
позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Решая несложные развивающие игровые задания, дети радуются своим результатам и достижениям. А хорошее настроение - это залог успешного развития!
Компьютер также является средством для обучения важным аспектам коммуникации, необходимой для совместной деятельности. Мотивом для старших дошкольников является установление и поддержание положительных отношений с взрослыми и сверстниками. У детей 5-7 лет наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. Дети общаются, советуются, помогают друг другу, пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Совместные действия детей способствуют развитию общения между ними, обогащению речи, готовят к обучению в школе. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в моей работе. Они расширяют представление детей об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.
При индивидуальной работе с детьми в детском саду используются компьютерные обучающие игры-занятия, которые помогают детям подготовиться к обучению в школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, что такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения детей.
Используемые игры на внимание требуют от ребёнка особой усидчивости и концентрации. В играх ребёнок ищет спрятанные предметы, находит отличия между картинками, подбирает пары и определяет лишние или одинаковые предметы. Также во время игры ребёнок встречается со многими другими заданиями, которые помогают ему стать наблюдательным, внимательным, сообразительным и учат принимать верные решения! Развивающие игры на память - незаменимые помощники в тренировке зрительной и слуховой памяти. Логические игры научили детей сравнивать, анализировать, сопоставлять полученную информацию, а также устанавливать простые закономерности. В дальнейшем умение логически мыслить и рассуждать пригодится ребёнку не только при решении школьных задач, но и поможет в сложных жизненных ситуациях. Игры на мышление обучают ребёнка выделять главное, обобщать и делать соответствующие умозаключения. Постепенно развивают у ребёнка умение думать и рассуждать самостоятельно, что так важно для гармоничного развития.
Также, используется мультимедийное оборудование для просмотра фильмов и презентаций с целью формирования целостной картины мира (о животных, птицах, насекомых, для ознакомления детей с природой, Космосом и т.д.).
При использовании компьютера в работе с детьми педагоги не забывают о сохранении здоровья и зрения. Занятия с ПК по времени длятся не более 10-15 минут.
Применение ИКТ в работе с детьми и родителями:
Использование глобальной сети Интернет несёт огромный потенциал, который можно применить в работе педагога и рекомендовать родителям с целью поиска необходимой информации, иллюстративного материала для занятий, проектов, презентаций и т.д.
Создание электронного портфолио детского сада, группы, педагога.
Использование развивающих программ педагогом и родителями.
Использование мультимедийных презентаций при работе с детьми и родителями.