Формы и методы работы с родителями по ознакомлению детей с правилами дорожного движения
Формы и методы работы с родителями по ознакомлению детей с правилами дорожного движения
Данная работа содержит практический материал из опыта работы в детском саду по проблеме обучения детей правилам дорожного движенния. Она будет полезна воспитателям, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы и методы работы с родителями по ознакомлению детей с правилами дорожного движения»
Формы и методы работы с родителями по ознакомлению детей с правилами дорожного движения
Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому: Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что с лихвой получит От них все то, чему их учит.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход: учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, культуру педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьёй. Одним из требований является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной программы организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
• информировать родителей (законных представителей) относительно целей дошкольного образования;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию программы, в том числе в информационной среде. Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• объединение усилий для развития и воспитания детей;
• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов;
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
Одним из направлений работы нашего детского сада является работа по обучению детей безопасному поведению на улицах города. Но не только дети обучаются этому. Оказалось, что и родители нуждаются в повышении уровня знаний по данной теме.
Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, с анализа знаний по ПДД. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему, что помогает правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие закономерности домашнего воспитания, уровень знаний по ПДД.
Среди методов изучения семьи достаточно распространёнными стали социологические методы:
- социологические опросы,
- интервьюирование и анкетирование.
Метод интервью требует создания условий, располагающих к искренности респондентов.
Продуктивность интервью возрастает, если оно проводится в неформальной обстановке, контакты педагога и испытуемых окрашены личными симпатиями.
Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать много данных, интересующих педагога. Этот метод отличается известной гибкостью по возможности получения и обработке полученного материала.
Беседа отличается от интервью большей свободой и в организации, и в содержании, более неформальной атмосферой и отношениями между собеседниками. Но это не значит, что беседа не должна быть организована заранее. В соответствии с намеченной целью педагог продумывает план беседы, вычленяет ключевые вопросы. В ходе беседы можно
получить необходимые сведения о таких моментах домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты. Это гибкий, целенаправленный, оперативно корректируемый метод. Беседа нужна для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного
изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов. Для успешного проведения беседы надо обладать способностью располагать к себе, вызвать доверие умением направлять разговор в нужное русло.
Родительское собрание ДОУ.
Его цель: координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Для родителей, вновь принятых в ДОУ детей, целесообразно провести экскурсию по детскому саду с объяснением профиля и задач учреждения, познакомить со специалистами.
Педагогический совет с участием родителей
Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных
потребностей.
Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги, психологи и т.д.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Главное назначение консультации
—родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Круглый стол – в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.
Родительский совет (комитет) группы.
Родительский совет - это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий. Как правило, в члены родительского совета выбирают родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в ДОУ.
Показ открытых занятий для родителей.
Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно
включить в занятие элементы беседы с родителями.
Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились
принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других.
Дни открытых дверей.
В настоящее время они приобретают широкое распространение. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи
с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы
родителей только при условии, что оно является открытой системой. Дни
открытых дверей дают родителям возможность увидеть стиль общения
педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и
педагогов.
Презентация дошкольного учреждения
Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную
информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
Клубы для родителей.
Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями - что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении
возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную ин
формацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов.
Вечера вопросов и ответов
Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
Родительский университет.
В нём могут работать разные кафедры по потребностям родителей, например «Кафедра грамотного пешехода».
Ролевые, имитационные и деловые игры.
В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.
Примерными темами игр могут стать: «Происшествие на дороге», «Поездка в автобусе».
К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов, как «Вечер с инспектором ГИБДД», «Наш друг - светофор», «Праздник в стране Светофории».
Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д.
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи.
Так выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности
родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между
ребёнком и родителем. Например, выставки «Я по улице иду», «Островок безопасности».
Совместные экскурсии в автогородок.
Основная цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается через любовь к близким.
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
ним относятся:
видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
фотографии,
стенды, ширмы, папки-передвижки.
Выставки, вернисажи детских работ.
Их цель - демонстрировать родителям важные разделы программы или успехи детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).
Например: выставка, освящающая разделы программы «Безопасность дорожного движения».
Информационные листы.
Они могут нести в себе следующую информацию:
информацию о дополнительных занятиях с детьми;
объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
просьбы о помощи;
благодарность добровольным помощникам и т.д.
Памятки для родителей.
Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) поведения на улице города, в автомобиле и др. Памятки знакомят родителей со сводом определенных правил с целью реализации единого воспитательного процесса в семье и детском саду. Буклеты, листовки, памятники адресные, каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней в удобное время.
Папки–передвижки.
Формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не попали в беду», «Роль отца в воспитании детей» и т.д. Когда родители ознакомятся с содержанием
папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.
Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Я во дворе один» и т.д.
Видеофильмы создаются по определенной тематике, например «Воспитываем грамотных пешеходов».
Изложенный выше практический материал из опыта работы, необходим, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга.
И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными
участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более
компетентными в воспитании детей.
Работа с семьей должна вестись последовательно, системно, поэтому необходимо наметить направления работы, своеобразный план. В качестве примерного плана предлагаем вам наш перспективный план, составленный на год.
Сентябрь Анкетирование родителей «Знаете ли вы правила дорожного движения?»
Родительское собрание «Дети и дорога. Просмотр видеозаписи о детском травматизме на дороге с привлечением инспектора ГИБДД».
Информационные листы о работе кружка для детей «Юный пешеход».
Октябрь Папка – передвижка «Ошибка родителей – беда на дороге».
Памятки для родителей о ПДД.
Ноябрь Консультация «Безопасный путь до детского сада».
Выставка детских работ «Дорожная фантазия».
Декабрь Консультация «Внимание, гололед!»
Беседа с некоторыми семьями с целью выявления дополнительных сведениях.
Показ открытого занятия «Зеленый, желтый, красный!»
Январь Просмотр видеофильма «Воспитываем грамотных пешеходов»
Анкетирование родителей «Мой папа купил автомобиль!»