«Формирование у дошкольников представлений о космосе.»
подготовила
воспитатель группы №2
Юшкевич А.В.
.
Москва
2020 год
Астрономия – это основа общего образования… наука о звездах и планетах… без нее человек никогда не знал, какое место он занимает во Вселенной.
Камиль Фламмарион
С древних времен люди наблюдали или просто смотрели на небо. Делая свои первые шаги по земле человек, ощущал зависимость от неба и вся его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо разбирались и знали «повадки» неба. Небо для них было живым существом, наполненным и многообразно себя проявляющим. Вот это знание неба и любовь к нему необходимо воспитывать у дошкольников.
Не так давно проблем «дошкольной астрономии» не существовало, потому что никто не воспринимал ее всерьез и ее просто не было. Все считают, что дошкольники еще не доросли до астрономии и из окружающего их мира (комната, дом, улица, город и т.д.) Вселенная безоговорочно исключалась.
Сегодня все понимают, что детей необходимо готовить к школе. Существуют различные программы обучения и воспитания старших дошкольников, которые предусматривают ознакомление детей с окружающим миром, элементарными математическими понятиями, изобразительным искусством и экологической культурой. Между тем «Вселенная» это не добавка к и без того перегруженной программе обучения малышей. Ознакомление с увлекательнейшей наукой о природе – это своего рода интеллектуальный подарок детям, мотивация к развитию их любознательности, появлению у них устойчивого интереса к учебе.
Во-первых, возникает вопрос о том, чему учить малышей. Можно сказать, что «дошкольная астрономия» – это первое ознакомление детей с системой представлений о мире небесных тел. И мы должны постараться систематизировать уже имеющиеся у детей разрозненные представления о Солнце, Луне, звездах и т.д.
Многие малыши уже кое-что знают о космонавтах и хотят знать, что космонавты там видят, зачем летают в Космос, и т.д. Нередко от малышей можно услышать совсем недетские вопросы. Каждый ли взрослый сумеет объяснить ребенку, какие они, эти «черные дыры» или, «что кушает Солнышко»… Для того чтобы убедиться в том, что все это не выдумки, понаблюдайте за своими маленькими детьми и внуками, посмотрите, какие «мультики» им нравятся больше, прислушайтесь к их разговорам с друзьями. Многие маленькие дети с удовольствием будут слушать рассказы о Вселенной, захотят больше узнать о ней и играть в «астрономические игры».
Во-вторых, вопрос выбора методов обучения. К наиболее приемлемым видам занятий с малышами можно отнести ролевые игры (дети играют во дворе или в помещении «в Солнышко», «в Луну» и т.д.) и беседы с детьми во время прогулок. А также, через увлекательные «астрономические сказки», которые написанные в диалогической форме. Поэтому….
В-третьих, необходимо создание библиотеки доступных и интересных книжек, наглядных таблиц (картин), а возможно и компьютерных игр. Рекомендуем книги в домашнюю библиотеку:
Е.П. Левитан «Звездные сказки». В этой книге любимый поросенок маленькой девочки горюет из-за того, что не может поднять голову и любоваться Солнышком и Луной. Задумавшись, девочка осознает, что ведь и она редко смотрит на небо и почти совсем ничего не знает о нем. Ей приходится познакомиться со светилами, которые украшают дневное и ночное небо, поговорить с ними, узнать много интересного о них.
Как рассказать ребенку о бесконечности, о строении планет и звездных систем? С чего начать? Вопросов возникает множество.
С помощью изучения астрономии в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения расширяются и уточняются представления детей о природе, закрепляется умение наблюдать; формируются представления о чередовании частей суток, времен года и их характеристиках. А главное, ребенок понимает, что человек – часть природы; на него возложена важнейшая функция по бережному отношению к ней, ее охране и защите. Дети учатся понимать значение солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений. Через призму знаний о космосе организован процесс сезонных наблюдений за природой, что позволяет дошкольнику видеть мир более целостно и научно.
Образовательная область «Познавательное развитие» программы детского сада призвана развить у детей познавательно исследовательскую и продуктивную (конструктивную) деятельность, сформировать у них целостную картину мира, расширить кругозор (наряду с задачами сенсорного развития и формирования элементарных математических представлений). Через изучение астрономии воспитывается интерес ребенка к географии. Играя в астрономию, ребенок знакомится с миром профессий, связанных с этой областью деятельности человека.
Исследовательская деятельность в наибольшей степени располагает необходимыми возможностями для усвоения базовых знаний по астрономии, является отличной информационной и экспериментальной площадкой, позволяющей создавать как индивидуальные, так и групповые проекты, а также организовывать их презентации. Дети учатся подходить к научным и культурным достижениям не только с позиций потребителя готовой информации, но в качестве маленького ученого, участника научных конференций, проводимых в игровой форме, становясь в позицию экспериментатора, исследователя, Учится задавать вопросы и находить ответы на них, ориентируясь в бездонном потоке информации.
Ребенок погружается в многообразный мир техники и науки, учится элементарно анализировать роль человека в освоении новых областей знания и оценивать влияние техногенных факторов на развитие нашей планеты и Вселенной в целом.
Через решения познавательных задач в ходе знакомства дошкольников с космосом реализуются цели воспитания, т. е. формируются основы гражданской позиции дошкольника как представителя мира («Я – гражданин мира»), его желание сопереживать планете и ее жителям (человеку и другим живым организмам) в сложных ситуациях (например, полярным медведям в результате глобального потепления или жителям региона, подвергшегося последствиям неудачного запуска космической ракеты и т.д.).