kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование связной речи у детей в ДОУ и в семье

Нажмите, чтобы узнать подробности

Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы. Актуальность данной темы объясняется тем, что процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование связной речи у детей в ДОУ и в семье»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №38 ГОРОДА ТОМСКА















Доклад к Педагогическому совету


ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ДОУ И СЕМЬЕ










Подготовила

воспитатель 1 категории

средней группы №3 МАДОУ №38:

Маркова Светлана Юрьевна














Томск 2022

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ДОУ И СЕМЬЕ

Маркова С.Ю.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы. Актуальность данной темы объясняется тем, что процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено , прежде всего , ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная , коммуникативная , функция языка и речи.Связная речь –высшая форма речи мыслительной деятельности , которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Согласно ФГОС речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря ;развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой , детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Требования стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования , которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Диалогическая речь – непосредственное взаимодействие с другим человеком или людьми посредством общения. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Поддерживание и развитие диалога предполагает наличие умений слушать собеседника и понимать его, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным.

Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога. Монолог – это высказывание, не всегда рассчитанное на словесную реакцию другого человека. Монолог характеризуется полнотой, четкостью и развернутостью высказывания. Мимика и жесты играют меньшую роль. Одной из характеристик монологической речи является ее произвольность, т. е. умение выбирать языковые средства и пользоваться теми, которые наиболее полно и точно передают смысл того, что говорится.

Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие связной речи. Первоначальная функция речи, как говорил Л.С Выготский: « Речь есть прежде всего средство социального общения, средство высказывания и понимания».

Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра. В методической литературе разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи. Я бы хотела рассказать какие дидактические игры используются в нашей группе . Эти игры можно использовать во время непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя с детьми, а так же и в самостоятельной деятельности детей. Данные игры способствует активизации у детей диалогического взаимодействия, закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное.

Дидактическая игра «Угадай, какой предмет загадали». Цель: освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание. В ходе игры воспитатель: «Я загадаю какой-нибудь из предметов, лежащих на столе. Чтобы угадать, что это за предмет, нужно задавать про него вопросы, а я буду отвечать. За каждый вопрос дается синяя фишка, а за угаданный предмет - красная. Запомните: нельзя задавать вопросы «Что это такое?» или «Что это?» и нельзя спрашивать так: это машинка? это совочек? Такие вопросы не засчитываются, и на такие вопросы я не буду отвечать. Задавать вопросы вам помогут карточки. Вспомните, какие вопросы нельзя задавать? В конце игры мы подсчитаем, кто сколько красных и синих фишек набрал». Воспитатель загадывает какой-либо предмет, дети задают вопросы. Следует поощрять вопросы продуктивного типа, направленные на выяснение каких-либо свойств, признаков, назначения и т.п. («Какого цвета у предмета ...», «Где он стоит?»). Игра проводится несколько раз. Время проведения - не более 10—15 минут.

Дидактическая игра «Смешинка» Цель: учить детей задавать вопросы и отвечать на них, закреплять умение использовать различные падежные формы существительных. Материал: набор картинок - ложка, молоток, веник, ключ, метла, пила, нож, карандаш. Ход игры: играющим раздаются картинки, затем водящий задает каждому из них вопрос: «Чем ты забиваешь гвозди? Чем ты ешь кашу? Чем ты рисуешь?» и т.д. Игрок, к которому обратился водящий, открывает свою картинку и отвечает, называя изображенный предмет в творительном падеже.

Дидактическая игра «Исправь ошибку» Цель: научить устанавливать правильную последовательность действий, совершенствование диалогической речи, речевого слуха. Ход: перед ребенком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребенок находит ошибку, кладет картинку на нужное место.


Развитие связной речи у детей дошкольного возраста идет от диалога к монологу. Под руководством воспитателя складывается умение следить за логикой высказываний, что является первой ступенькой к развитию монологической речи.

Высказывания дошкольников отличаются небольшим объемом. При проведении занятия мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог и наша задача помочь приобрести необходимые навыки ребенку и научить полноценно общаться, пользоваться всеми разновидностями и типами высказываний. Поэтому очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Педагоги должны задавать детям образцы правильной литературной речи: речь педагога четкая, ясная,  полная, грамматически правильная; в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Обучение пересказу. В нашей группе обучение пересказу имеет свои особенности: беседа по содержанию и форме текста, причем вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и направлены не только на понимание содержания текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера героев, отношение к ним детей. Можно задавать детям поисковые (где? куда?) и проблемные (как? зачем? почему?) вопросы, мы подводим детей к пересказыванию литературных произведений, формируя умение воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала с вопросами педагога, а за тем самостоятельно. Совместные с педагогом рассказывание предполагает, что педагог начинает предложение, а ребенок заканчивает (это …Лиса. Она….на….). Воспитатель помогает детям рассказывать опорными вопросами, подсказывает слова, словосочетания.

Примеры с семье. Семья также оказывает большое влияние на развитие речи дошкольников.  Родителям необходимо поддерживать работу, начатую в детском саду по формированию связной монологической речи. Например, в нашей группе мы проводим беседы по теме недели, чтобы родители совместно с ребёнком подготовили небольшой рассказ, но четко придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка. Например, по теме недели «Комнатные растения» воспитатель знакомит детей с разнообразием комнатных цветов, особенностями их строения и их пользы для человека и предлагает детям рассмотреть комнатные растения дома и спросить у родителей их название, обратить внимание на уход за теми или иными цветами. Также воспитатель обращается к родителям с беседой о необходимости рассказать ребёнку дома об одном из комнатных растений, которое есть у них дома, и при возможности подготовить фото или рисунок этого растения, чтобы ребёнок мог принести картинку в сад и смог рассказать о растении, опираясь на изображение.

Таким образом, совместно с родителями ребёнок готовит небольшие рассказы в том числе по семейным фотографиям, о летнем отдыхе, ко Дню Матери, Дню защитника отечества и т.п. Так полученные детьми в детском саду навыки по составлению связных текстов закрепляются в семье.

Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу дня усталость, не секрет, что часто родители отвечают отказом на просьбу детей поиграть. Поэтому мы предлагаем родителям игры, которые не займут много времени и сил и поспособствуют развитию различных речевых навыков: например, ребенок задаёт вопросы, чтобы угадать, что находится в сумке. Съедобное или нет? Это фрукт? Это овощ? Это белое? Красное? Это твердое? Это круглое? Большое? Вкусное? То есть вопросы задаются по величине, по форме, по вкусу, по цвету предмета (можно назвать по материалу, из которого изготовлен какой-либо предмет).

Или, к примеру, игра «Угадай, что это». Родитель выбирает любой предмет квартире и начинает описывать его. Ребенок должен догадаться, о каком предмете речь. «Оно несъедобное, интересное, бывает с картинками и без картинок». Оно небольшое, твердое, делается из бумаги. Имеет автора». «Другой предмет – съедобный, желтый, овальный, кислый…»

Игра «Скажи наоборот». Родитель: «Если я скажу широкая, ты скажешь – узкая. Если скажу жадный, ты скажешь - щедрый; грустный – веселый; доверчивый – подозрительный; бодрый – сонный; грубый – вежливый; пасмурный – ясный; сладкий – горький; здоровый – больной; небрежный – аккуратный; гладкий – шершавый.»

И, конечно, я рекомендую развивать мелкую моторику. Объясняю родителям, что руки и пальцы также помогают говорить. Пусть как можно больше вырезают с детьми, штрихуют, раскрашивают, пришивают пуговицы, собирают мозаику, пазлы. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

Нам, педагогам, нужно указать родителям на необходимость постоянного общения с детьми, показать приемы развития речи, в том числе и связной. Мы не должны забывать и о том, что развитая речь ребенка – это непременное условие его успешного обучения в школе.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование связной речи у детей в ДОУ и в семье

Автор: Маркова Светлана Юрьевна

Дата: 23.03.2023

Номер свидетельства: 628196

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Презентация на тему: "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей ""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_na_temu_rol_siuzhetno_rolevoi_igry_v_razvitii_sviaznoi_rechi_detei"
    ["file_id"] => string(6) "634787"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1688846397"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Волшебная сила сказки или Сказкотерапия как средство развития связной речи, творческих способностей и эмоционального мира детей с речевыми патологиями"
    ["seo_title"] => string(172) "volshiebnaia-sila-skazki-ili-skazkotierapiia-kak-sriedstvo-razvitiia-sviaznoi-riechi-tvorchieskikh-sposobnostiei-i-emotsional-nogho-mira-dietiei-s-riechievymi-patologhiiami"
    ["file_id"] => string(6) "307003"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458232233"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Комплекс  упражнений  для  развития  основ  связной  речи   детей  среднего  дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(91) "komplieksuprazhnieniidliarazvitiiaosnovsviaznoiriechidietieisriednieghodoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "308885"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458693271"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Консультации для родителей «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста»."
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsii_dlia_roditelei_rol_semi_v_razvitii_rechi_detei_doshkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "622256"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1672775867"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) ""Методические рекомендации по оптимизации форм и методов речевого развития детей в условиях ДОУ" "
    ["seo_title"] => string(112) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-optimizatsii-form-i-mietodov-riechievogho-razvitiia-dietiei-v-usloviiakh-dou"
    ["file_id"] => string(6) "163556"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422511426"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства