kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование основ логического мышления старших дошкольников в познании природы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование основ логического мышления старших дошкольников в познании природы»



Осьмушина Ольга Владимировна

Воспитатель высшего уровня

высшей квалификационной категории

ДМЦ «Күншуақ» «Средняя школа №36


Консультация для воспитателей: «Формирование основ логического мышления старших дошкольников в познании природы»

«Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того, чтобы он видел, что неразумно живет».

Эльдар Нуриев.

Образованным человеком называется тот, - писал Н.П.Чернышевский, - кто приобрёл много знаний и привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, или, как выражающее одним словом, привык мыслить.

Что же такое мышление? Прежде всего, мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой нарождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решать. Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Её итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. У детей старшего дошкольного возраста освоение языка и особенности грамматического строя дают возможность детям свободно говорить, рассуждать, спрашивать, планировать и делать выводы. Мысль ребёнка напряжённо работает над решением поставленного вопроса, хотя ответ может быть и ошибочным. Накопленный опыт повышает возможности понимания ребёнком содержания различной сложности, что является одним из показателей развития логического мышления. О понимании можно говорить тогда, когда ребёнку удалось во- первых установить связи между частями воспринимаемого целого и во – вторых между новым предметом и уже имеющимися у него знаниями. Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг педагога. Особую роль природы в умственном развитии ребенка подчеркивал К.Д.Ушинский. Он считал: «логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей». Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. истина самого слова, и на которых потом вытекают само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического … протекает из наблюдений человека над природой…», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы». Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Для того, чтобы помочь детям понять то, что им неясно задаём вопросы, поясняем отдельные слова, образные выражения, изображённые предметы. Вопрос – это сформулированная в речи задача. Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, применяем разнообразные методы и приёмы.

Предпочтение отдаётся тем методам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся игра, наблюдение, эксперимент, труд

Методы и приёмы, используемые в работе, соединяются, например: наблюдение с беседой, эксперимент с трудом и пр.
В ознакомлении дошкольников с природой особое значение имеют дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычле­нять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам. Дети учатся рассуждать, де­лать выводы, обобщения, при этом тренируются их вни­мание, память, развивается произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи.
Однако воспитательную ценность дидактических игр нельзя сводить только к развитию умственных способ­ностей и расширению кругозора ребенка. Содержание игры в целом оказывает большое влияние на становление личности ребенка, эстетическое его развитие.
Комнатные растения — обязательные обита­тели уголка природы дошкольного учреждения. Их удобно исполь­зовать в играх прежде всего потому, что почти половина года в средней полосе деревья, кустарники лишены зе­леного покрова и перестают привлекать детей. Дидактические игры с природным материалом необходимо проводить в естественных условиях, на открытом воздухе и в групповой комнате. Игры на улице не требуют специального оборудования, но, выбирая место для игры, надо выбирать растения, которые доступны детям для наблюдения. Знакомясь в играх с деревьями и кустарниками, дети постепенно запоминают их, учатся находить отличитель­ные признаки разных растений, называть отдельные части растений, общие внешние признаки. Поэтому программ­ные задачи постепенно усложняются: от нахождения ра­стения по названию до все более полного описания пред­метов, их подбора по принадлежности к определенному виду и выделения растения из группы других на основе харак­терных внешних признаков.

Одним из эффективнейших приёмов активизации познавательной деятельности является приём проведения опытов. Для детей, в силу ограниченности их личного опыта, наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления, не всегда понятно объяснение наблюдаемых  явлений.
Опыты помогают формировать у детей правильное миропонимание, исследовательский подход к изучению предметов и явлений.
Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном  обучении, направлены на то, чтобы помочь ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т.п.
Деятельность экспериментирования, которая формируется в русле собственной активности   ребёнка, интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста. В отечественной науке экспериментирование рассматривается как особая  форма поисковой деятельности ребёнка.
Для усвоения некоторых признаков и свойств предметов эффективны поисковые действия ребёнка, направленные на определённый результат. Выявление скрытых признаков осуществляется с помощью элементарных опытов. В ходе их педагог вместе с детьми создаёт специальные условия, которые помогают определить тот или иной скрытый признак. Определить состав почвы детям предлагают и при помощи рассмотрения, то есть "на глаз", и на ощупь. Влажность почвы также определяется  при непосредственном контакте с материалом - сжиманием комков  в руке.
Образование волны. Налить воду в таз, предложить детям опустить в него руку и начать двигать ею в разные стороны. Обратить их внимание на то, как начнут разбегаться волны. Если двигать рукой сильнее, волны станут больше. Пояснить, что толчок в воде рукой вызывает движение воды, волны. То же явление можно наблюдать и в природе: высота волн в реке (море, озере) зависит от силы ветра.
Опыты помогают детям глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними. Благодаря опытам и экспериментированию у ребёнка развивается наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы.  
При знакомстве с явлениями природы необходимо создать атмосферу занимательности. Чтобы детям было интересно, можно предложить им занимательную игру: превратиться в учёных, работающих в специальной научной лаборатории, где разрабатываются очень важные для всего мира явления, и провести по заданию воспитателя ряд исследований. Детям очень нравиться такая игра. Для развития мышления очень важным моментом при проведении наблюдений и опытов является прогнозирование возможных результатов действий. Этому детей нужно учить. Перед началом ОУД нужно рассказать детям, что именно вы бы хотели сегодня предложить им в качестве задачи (например, есть ли у воды вкус, запах) и обсудите гипотезу: как они (дошкольники) думают, что нужно сделать? Что произойдёт во время опыта? Какие результаты  они получат? Почему? Необходимо побуждать юных исследователей как можно больше говорить. Пусть дети (если нужно, то с помощью воспитателя) сформулируют выводы: что нового они выяснили? Что доказали? Очень важно связать результаты экспериментов с повседневной жизнью. Сделать это можно при помощи различных творческих заданий и викторин.  Таким образом, у дошкольников на предметных занятиях по ознакомлению с природой, в дидактических играх соответствующей направленности, в беседах и во время проведения элементарных опытов накапливаются первоначальные представления об окружающем мире, у них развивается речь, внимание, наблюдательность, мышление. Все это служит  основой для последующих знаний о природном мире, а также  способствует формированию интереса к природе и развитию мыслительной деятельности дошкольников.

                               Педагогические выводы:

1. Знакомство с природой проводится не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение книг о животных и дидактиче­ские игры в вечернее время — все мероприятия в комплексе должны обеспечить успешность работы. При этом важно осуществлять взаимосвязь повседневной работы и обязательных занятий. Она может быть различной: наблюдения за животными во время прогулки, чтение книги, которая заинтересовала детей, дает толчок для углубленного анализа на занятиях, и наоборот, та или иная тема, начатая на занятии, расширяется и конкретизируется в дальнейшей повседневной работе. Особенно важно закрепить полученные детьми знания в их практической деятельности, например уходе за животными уголка природы.


По основной цели занятия можно сгруппировать следующим образом:
а)  направленные  на  формирование  новых  представлений  о
животных (экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, чтение
художественных произведений);
б) уточняющие и обобщающие знания детей (беседы, сравни­
тельные наблюдения; рассказывание, рисование);
в) активизирующие,   проверяющие   знания   детей   (решение
логических задач, загадок, дидактические игры).


2. Ознакомление детей с природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанном на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Для того чтобы дошкольник правильно воспринимал явления природы, необходимо направлять процесс по её восприятию. Без приближения детей к природе и без широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада невозможно решать задачи всестороннего развития дошкольников - умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.

3. В процессе ознакомления детей с природой  важная роль принадлежит дидактическим играм, упражнениям, элементарным опытам, в ходе проведения которых происходит накапливание детьми знаний  о неживой природе, о растениях и животных.

4. Занятия природоведческого содержания кроме того - неотъемлемый элемент развития умственных процессов, сенсорной культуры, чувственного познания, направленный на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирования элементарных природоведческих понятий.

5. Усвоение дошкольниками знаний полученных в ходе ознакомления с природой должно быть связано с развитием познавательных способностей, сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности и любознательности, для чего детей необходимо приучать искать объяснение наблюдаемым явлениям и подводить детей к осознанию связей и отношений между ними.
            


                              Список использованной литературы:

1.Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. - Мн.: Народная асвета, 1972.

2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1980.

3.Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. –М.: Просвещение, 1978.

4.Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. - М.: Просвещение, 1976 

5.Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознаклмления дошкольников с растениями. - М., 1989.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Формирование основ логического мышления старших дошкольников в познании природы

Автор: Осьмушина Ольга Владимировна

Дата: 28.04.2019

Номер свидетельства: 508615

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Развивающая среда "
    ["seo_title"] => string(23) "razvivaiushchaia-srieda"
    ["file_id"] => string(6) "170786"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423586132"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Статья"Методические рекомендации по формированию мотивации у дошкольников""
    ["seo_title"] => string(75) "statiamietodichieskiieriekomiendatsiipoformirovaniiumotivatsiiudoshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "266176"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450106217"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства