«Формирование финансовой культуры у детей дошкольного возраста»
«Формирование финансовой культуры у детей дошкольного возраста»
Я хочу поделиться опытом своей педагогической деятельности по теме «формирование финансовой культуры у детей дошкольного возраста». Для меня эта тема стала актуальна тем, что, сейчас мы с вами воспитываем поколение «Альфа», это дети, рождённые с 2010 года, ещё этот период называют «эпоха скринейджеров» (от слова screen, «экран»), поколение которое формируется прямо сейчас, у нас на глазах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование финансовой культуры у детей дошкольного возраста»»
«Формирование финансовой культуры у детей дошкольного возраста»
Добрый день уважаемые коллеги!
Я хочу поделиться опытом своей педагогической деятельности по теме «формирование финансовой культуры у детей дошкольного возраста». Для меня эта тема стала актуальна тем, что, сейчас мы с вами воспитываем поколение «Альфа», это дети, рождённые с 2010 года, ещё этот период называют «эпоха скринейджеров» (от слова screen, «экран»), поколение которое формируется прямо сейчас, у нас на глазах.
Альфы, – цифровые аборигены, которые начинают пользоваться digital-устройствами раньше, чем учатся говорить и ходить. Важное отличие нового поколения в том, что для него с самого детства является естественным взаимодействие с планшетами и телефонами не только тактильно, но и с помощью голосовых помощников и искусственного интеллекта. Вкусы и ценности альфов также формируются под воздействием интернета – социальных сетей, YouTube, высказываний и поведения блогеров. Дети сами уже в юном возрасте становятся лидерами мнений, собирая тысячи и миллионы подписчиков в Тиктоке, Лайке, Инстаграме, зарабатывая приличные деньги. Тем самым для них обеценивается труд и всё то что с ним связано.
Исследователи считают, что альфы станут самым образованным поколением, занимаясь самообучением с помощью планшетов и телефонов, с раннего возраста посещая развивающие кружки, получая в разы больше информации в школе, чем предыдущие дети. Изменится и способ потребления контента: учебники и тетрадки останутся в прошлом, на первый план выйдут цифровые устройства. Диплом о высшем образовании перестанет быть главной целью, многие будут получать профильное образование онлайн, самостоятельно выбирать необходимые для своего развития курсы, отсекая ненужное. Альфы станут раньше «выходить в большую жизнь» и начинать зарабатывать.
Поэтому, видя сегодня наших «продвинутых» деток, общаясь с ними, наблюдая за их играми, мне, учителю математики и информатики по первому образованию, было интересно дать воспитанникам первичные финансовые и экономические представления.
За основу я взяла программу «Азы финансовой культуры для дошкольников». Для меня Программа интересна тем, что основополагающей идеей выступает формирование у детей здорового интереса к деньгам, которые по своей сути глубоко социальны и выступают неотъемлемой частью окружающей среды, а главный её принцип - это адекватность возрасту.
Программа предлагает вариативные формы обучения - каждый воспитатель может творчески использовать в работе предлагаемое авторами содержание тематического плана, а также прог предполагает тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, призвана способствовать формированию ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте и предусматривает активное приобщение родителей к образовательному процессу.
В своей работе я использую словесные методы – вместе мы читаем и обсуждаем сказки «Бедные и богатые», «Ум и богатство», «Что нельзя купить?», читаем пословицы и загадки о труде; наблюдаем за трудом тех, кто работает в детском саду, так же я организовываю просмотр мультфильмов «Как дед корову продавал», «Жадный мальчик» и др.; применяю практический метод при исследовании – какие виды денег есть и где их можно применять).
Но базовой формой и методом работы в этом направлении конечно же является игра.
С ребятишками мы играем в такие игры – как «Денежкин домик», «Сколько это стоит?», «План на следующий день», «Сделал дело-гуляй смело», использую в работе игровые приёмы по темам «Жадность», «Долг», «Занять и одолжить», детям очень нравятся сюжетно-ролевые игры «Сколько это стоит?», «В банке», «Копим и сберегаем», очень много на тему финансов интерактивных мини-спектаклей «Мишкина копилка», «Зайкина находка», «Желания волчонка Зубастика», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Долг платежом красен», «Щедрый бедности не знает». С ребятишками у нас получился очень интересный мини-спектакль «Лесная ярмарка», где атрибуты и костюмы были сделаны в тесном контакте с родителями.
Ну и конечно же интересным занятием для детей была продуктивная деятельность. Все вместе мы изготавливали монеты, банкноты, кошельки, копилки…(допиши сама).
По опыту проделанной мной работы хочу отметить, что дети стали чётко осознавать, что труд - основа жизни; знают, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена; понимают, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей). Воспитанники освоили начальные навыки обращения с деньгами, осознают необходимость грамотно и бережливо относиться к ним. Понимают, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно.
Я надеюсь, что заложила нравственно-этические привычки (уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться ), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.