kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект «Академия финансов для дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексный педагогический проект «Академия финансов для дошкольников» для реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения общего типа. 

Цель проекта: способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  • Сформировать первичные экономические понятия;
  • Расширять представления о профессиях
  • Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
  • Способствовать осознанию взаимосвязи понятий «труд - продукт -  деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»,
  • правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.).
  • Учить детей сравнивать, анализировать и соотносить потребности и возможности;
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей;
  •  Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать коммуникативные качества детей;
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
  • Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги. Воспитывать основы финансовой культуры; Воспитывать социально – нравственные качества личности: бережливость, честность, трудолюбие.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Академия финансов для дошкольников»»



Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № ….




Проект

«Академия финансов для дошкольников»









Автор:

….









Уфа, 2024

I. Методический паспорт


Структура

Содержание

Тема

Комплексный педагогический проект «Академия финансов для дошкольников» для реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения общего типа

Руководитель

проекта

….


Исполнитель

проекта

МАДОУ № …

старшая группа №…. компенсирующей направленности

Юридический

адрес

исполнителя

проекта


Адресация

проекта

Проект предназначен воспитателям старших/ подготовительных к школе групп

Цель проекта

Способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Задачи

проекта

  • Сформировать первичные экономические понятия;

  • Расширять представления о профессиях

  • Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

  • Способствовать осознанию взаимосвязи понятий «труд - продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»,

  • правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.).

  • Учить детей сравнивать, анализировать и соотносить потребности и возможности;

  • Совершенствовать коммуникативные качества детей;

  • Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать коммуникативные качества детей;

  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;

  • Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги. Воспитывать основы финансовой культуры;

  • Воспитывать социально – нравственные качества личности: бережливость, честность, трудолюбие.

Благополучатели проекта

Воспитатели, воспитанники старшей группы и их родители.

Типовые

особенности

проекта

По характеру создаваемого продукта: комплексный педагогический проект

По профилю знаний: межпредметный проект.

По характеру координации: с открытой координацией

По уровню контактов: на уровне ДОУ.

По срокам реализации: среднесрочный


Ожидаемые

результаты

реализации

проекта.

применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;

иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;

понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными;

осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;

понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем;

иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;

осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;

следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

Исполнители

основных

мероприятий

Воспитатели

  1. Пояснительная записка


Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. Современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Он знакомится с профессией родителей, совместно с семьей совершает покупки в магазинах, просматривает рекламу по телевизору, слышит разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник.


Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет, чтобы как можно раньше сформировать в сознании ребят рациональную модель отношения к деньгам и грамотного финансового поведения. Основы финансовой грамотности, полученные в детстве, дадут больше шансов воспитать преуспевающего в жизни человека, человека, который будет обладать не только материальными, но и духовными ценностями.



Актуальность и социальная значимость

Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле – продаже и других финансово – экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

С пециалисты считают, что неверно и опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни и, в частности, о финансово – экономических отношениях, потому что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.



Вид проекта: познавательный, среднесрочный, групповой.


Сроки реализации проекта: октябрь 2023 – февраль 2024

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.


Образовательные области, в содержание которых включен проект: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие


Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.


Цель и задачи проекта


Цель: способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.



Задачи:

  • Сформировать первичные экономические понятия;

  • Расширять представления о профессиях

  • Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

  • Способствовать осознанию взаимосвязи понятий «труд - продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»,

  • правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.).

  • Учить детей сравнивать, анализировать и соотносить потребности и возможности;

  • Совершенствовать коммуникативные качества детей;

  • Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать коммуникативные качества детей;

  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;

  • Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги. Воспитывать основы финансовой культуры;

  • Воспитывать социально – нравственные качества личности: бережливость, честность, трудолюбие.



Результативность проекта:

Результаты освоения проектного материала представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые являют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования


Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

  • осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;

  • иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;

  • понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными;

  • осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;

  • понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем;

  • иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;

  • осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;

  • следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.



Ресурсы:

Центр финансовой грамотности, дидактические игры, иллюстрации, детская художественная и научная литература. Игрушки. Материалы для творчества.

Кадровый ресурс 

Педагоги:

Воспитатели

Материально-

технический ресурс

- технические средства обучения (DVD проигрыватель, музыкальный центр и т.д.);

- наглядно-методические пособия;

- методическая литература.

Методическое обеспечение

Не требуется

Родительский ресурс

Взаимодействие с семьями воспитанников через следующие формы:

- консультации;

- индивидуальные беседы;

- рекомендации по каждому конкретному ребенку;

- выставки

Информацион-ный ресурс

- использование ИКТ;

- изучение методической литературы.


  1. Содержание проекта


Этапы проекта:

1 этап – подготовительный

  • изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

  • информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников».

  • подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

  • создание развивающей среды по теме проекта.



2 этап – практический

реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.



Работа с детьми:

  1. Организованная образовательная деятельность:

Интегрированное открытое занятие «Монеты. Купюры. Банковские карты»

Интегрированное открытое занятие «В поисках сокровищ»



  1. Беседы: «Откуда пришли деньги?», «Все ли на свете можно купить за деньги?», «Семейный бюджет. Доходы. Расходы», ««Как правильно беречь деньги?», «Профессии наших родителей» и т.д.



  1. Игровая деятельность: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные

Дидактическая игра «Хочу и надо!» Цель: Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между понятиями «хочу» и «надо».

«Что можно купить за деньги, а что нельзя» Цель: сформировать у детей понятия, что не все можно купить за деньги: здоровье, человеческие отношения и т.д.

«Путешествие в страну профессий» Цель: Обобщить знания о профессиях.

«Семейный бюджет» . Цель: формировать понятия «доход - расход» семьи

«Дороже- дешевле» Цель : учить детей использовать жизненный опыт в анализе стоимости товаров и применять при этом арифметические действия, раскладывая в последовательности от дорогого к дешёвому и наоборот

Кольца Луллия : «Хочу», «Надо», «Доходы семьи», «Расходы семьи», «Что можно купит за деньги?», «Что нельзя купить за деньги?», «Где хранить деньги?», «Виды денег», «Купюры России», «Монеты России»

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин» Цель: Ознакомление с трудом взрослых, закрепление представлений о деньгах разных достоинств, о том, что любой товар имеет свою цену. Формирование привычки разумного обращения с деньгами. Воспитание вежливого и разумного поведения с окружающими людьми в супермаркете.

«Сберегательный банк» Цель: Познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями.


Подвижные игры:

«Копилка». Детям раздаются имитации денег – купюры и монеты, на пол кладётся два больших обруча – копилки для купюр и для монет, пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по залу, по окончанию музыки или по сигналу дети с купюрами и монетами должны занять соответствующий обруч.

«Найди пару» Цель: учить выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению достоинства монет и купюр.

«Заработай и купи» Цель: показать детям принципы финансовых трат «сначала зарабатываем, потом тратим».

Игра – эстафета «Посчитай и купи» Дети должны подсчитать количество денег в своих кошельках и  купить соответствующий товар.



Конструирование:

Из бумаги – кошелек

Из конструктора – здание банка



  1. Художественно-эстетическое направление:

  • организована выставка рисунков детско-родительского творчества «Экономические сказки»

  • раскрашивание раскрасок на тему «Профессии» и «Экономические сказки»

  • Индивидуальная работа рисование в нетрадиционной технике  «Фроттаж» «Монета для Мухи- Цокотухи»

Закрепить умение наносить штрихи в одном направлении, способствовать воспитанию усидчивости, выдержки.

Название техники «фроттаж» французского происхождения, означает натирание. Лист бумаги располагается на плоском рельефном предмете. Затем, перемещаясь восковым мелком или не заточенным карандашом по поверхности, получаем оттиск, имитирующий основную фактуру. Чтобы выполнить рисунок, ребёнку требуется некоторое усилие, т. к. мелок приходится держать "плашмя". Но это упражнение полезно, способствует развитию мелкой моторики. И тут вспоминается, как в детстве каждый из нас хотя бы однажды срисовывал монетку, положив её под лист бумаги и проявляя изображение карандашом. Не зря же говорят, что всё новое — это хорошо забытое старое. А сейчас, используя эту технику, можно создавать замечательные картины. Дети с интересом и удивлением наблюдали за тем, как появляется рисунок.



  1. Чтение

К.И.Чуковский «Муха-цокотуха», «Телефон»

Русские народные сказки «Морозко», «Хаврошечка», «Лиса и козел», «Иван царевич и серый волк»

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Г.Х.Андерсен «Новое платье короля»

  1. Участие воспитанников во всероссийских и международных викторинах по финансовой грамотности

  2. Просмотр мультсериал «Богатый бобренок»

  3. Рассматривание иллюстраций к книгам; Рассматривание обучающих карточек на тему профессии, экономика.

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Дети и деньги»

Консультации и рекомендации для родителей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»

Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»

Буклет «Ребенок и финансы»

Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами»


Привлечь родителей к участию выставке совместного детско-родительского творчества «Экономические сказки»

«Расскажите ребенку о своей профессии»

Создание фото-коллажа «Профессии моих родителей»

3 этап – Аналитический

Открытое занятие в рамках конкурса «Педагог года ДОУ»

Видео-презентация проекта

Создание видеоролика «Берегитесь мошенников!»


IV. Оценка эффективности реализации проекта

В результате реализации проекта расширилось представление детей о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;

воспитанники применяют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

осознают и соизмеряют свои потребности и возможности;

имеют понятия, что расходы семьи не должны быть расточительными;

осознают, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;

понимают, что сначала зарабатываем – затем расходуем;

имеют представления об элементарных правилах финансовой безопасности;





Практическая значимость проекта

Мы считаем, что этот проект необходим всем его участникам. Он способствует формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, формированию у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.

Перспективы развития проекта

Написание дополнительной образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности.


Библиография проекта


  1. Беседы об экономике/ Т.А. Шорыгина, ТЦ «Сфера», 2009

  2. Рекомендации по внедрению в образовательный процесс интерактивного развлекательно-просветительского мультсериала «богатый бобренок» Москва ООО «айти Агентство ОСӠ», 2019

  3. сборник демонстрационных материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: формирование предпосылок финансовой грамотности

  4. Сборник методических разработок по финансовой грамотности у детей 5-7 лет / Практическая методическая разработка для педагогов ДОУ. Авторы - составители: Назаренко Е.Ю., Высоцкая С.В., воспитатели МАДОУ 43. -Армавир, 2021, 34 с.

  5. Финансовая грамотность - Сценарии обучающих сказок/ Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, ООО «Вакоша», 2019

  6. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017



Интернет – ресурсы:

  1. https://вашифинансы.рф/ - сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»

  2. https://моифинансы.рф/library/ - портал Мои финансы

  3. https://yandex.ru/search/site/?searchid=2047207&text=финансовая%20грамотность&web=0&l10n=ru

  4. https://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-nod-po-yekonomike-chudo-dengi-v-podgotovitelnoi-grupe-nod-po-yekonomike.html

  5. https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-finansovoy-gramotnosti/2022/02/27/proekt-doshkolnaya-akademiya-finansov

  6. https://infourok.ru/kartoteka-igr-po-finansovoj-gramotnosti-starshaya-gruppa-5459150.html?ysclid=lsrfuyflwf145982095


Заключение


Работа по формированию экономической грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей основные экономические понятия и категории, правильное и ответственное отношение к труду и профессиям, умение оценивать ситуации и понимать, как необходимо в них действовать. Все эти знания и практические навыки позволят грамотно планировать человеку свои финансы, распределять доходы и расходы, понимать свои возможности действовать в соответствии с ними, избегая неблагоприятных экономических последствий.



Приложение 1


Консультации для родителей


1. «Дети и деньги»














2. «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»



Консультации и рекомендации для родителей

«Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»

«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»

Роберт Кийосаки

Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему все самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:

1. Что такое деньги

2. Где их взять

3. Как ими правильно распоряжаться

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.

В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры.

Когда ребенок пойдёт в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может послужить школьная столовая, так

как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи.

В период от 7 до 9 лет следует научить покупкам в крупных магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек». Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин за какой-нибудь покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принёс чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу, в качестве вознаграждения, можно отдать ребенку.

На каждом этапе обучения родители обязаны осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него тоже не стоит, так как у него должна развиться самостоятельность принятия решений.

Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются

Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги:

•для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;

•когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;

•ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;

•чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;

•никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулирования людьми;

•чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.

Рекомендации для родителей.

 Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

 Возьмите ребенка в банк.

 Поговорите с детьми о вложении денег.

 Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.

 Научите детей зарабатывать деньги.

 Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.

 Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.

 Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.

 Будьте для ребенка примером.

Успехов Вам в процессе формирования финансовой грамотности!






Приложение № 2


Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы играми, пособиями, дидактическим материалом по формированию финансовой грамотности



Приложение №7


Игры с экономическим содержанием


Игра «Хочу - надо»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.

ТСО: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.


Игра «Купи другу подарок»

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.

ТСО: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.


«Кто что делает?»

Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Правила: Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

ТСО: карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).


«Угадай, где продаются»

Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Правила: устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

ТСО: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.


«Магазин игрушек»

Цель: дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Правила: Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

ТСО: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.


«Что быстрее купят?»

Цель: развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Правила: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

ТСО: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).


«Монополия»

Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.



«Что откуда берется?»

Цель – дать детям представление о производстве товаров.

Задачи:

- Сформировать представление у детей о том, что такое «производство» товаров.

- Закрепить представление о ресурсах.

Ход игры: предложить ребенку карточки с изображением различных продуктов и фруктов. Что можно съесть сразу, а что нужно приготовить? Предложить карточки с изображением вещей. Из чего сделаны? Можно ли самим сделать такое? И т.д.

 

Игра "Сигнальщики"

Ход игры: дети поднимают красные знаки, если слышат, что речь идет о товаре, или синие, если слышат, что речь идет не о товаре:

Фермер привез на рынок молоко (товар).

Папа починил детям игрушку (не товар).

Мама испекла пирог к празднику (не товар).

Плотник сделал шкаф и продал его (товар).

Маша сварила варенье для Миши (не товар).

На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар).

Кот Матроскин сшил Шарику фартук (не товар).

В издательстве напечатали много детских книг (товар).

 

«Бюджет».

Цель – познакомить с понятием «бюджет».

Задачи:

- Сформировать представление о том, что такое «бюджет».

- Сформировать представление о том, что такое «доход».

- Сформировать представление о том, что такое «расход».

- Закреплять умение составлять «список покупок» и следовать ему.

- Закреплять умение использовать для покупок заданную сумму денег.

Ход игры: выдать каждому ребенку сумму, которую ему нужно будет потратить на определенную цель. Цели могут быть различные – продукты для завтрака, для семейного торжества, подарки друзьям к Новому году и т.д.

 

«Назови профессии»

Цель: научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать уважение к профессии взрослых, развивать интерес к людям разных профессий.

Оборудование: цветок ромашки, на лепестках которой изображены картинки труда людей разных профессий.

Ход игры: ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию.

 

«Магазин игрушек»

Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Оборудование: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

Ход игры: прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань, и т.д.), место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

 

«Угадай, где продаются»

Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Оборудование: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.

Ход игры: Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т.д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.


«Объяснялка»

Цель: развитие словарного запаса.

Ход игры: Дети должны подумать и рассказать, что обозначают словосочетания:

-звонкая монета;

-фальшивая монета;

-памятная монета;

-старинная монета;

Иностранная монета.


«Закончи предложение»

Цель: научить детей согласовывать слова в предложении, пополнить словарный запас.

Ход игры: Закончите предложения словом «Монета»

У Тани в кошельке лежат ...

У Вани в кармане нет …

У меня много … и т.д.


Конспект игры по развитию финансовой грамотности для детей

старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»

Цель: формировать начальные представления о финансовой грамотности, рациональное использование бюджета.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с финансовыми терминами «банк», «деньги», «банковская карта», «потребности».

Формировать умение правильно распределять свой бюджет.

Формировать нравственные понятия - бережливость, честность, экономность, щедрость.

Способствовать правильному поведению в реальных жизненных ситуациях (покупка продуктов, рассчитать бюджет и т.д.).

Развивающие:

Развивать экономическое мышление и математические способности.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к труду взрослых.

Материалы: денежные купюры, монеты, банковская карточка, муляжи овощей.

Ожидаемые результаты: в результате использованного материала, дети узнают, что деньги нужно хранить в банке, также познакомятся с банковской картой. Смогут составлять бюджет исходя из полученных средств, а также совершать покупки.

Ход игры:

Воспитатель: Дорогие ребята! Посмотрите, к нам сегодня в гости пришел кот

ученый.

Кот ученый: Я шел, и пришел к вам в детский сад. И хочу вас пригласить в сказочную страну, где живут сказочные герои. Вы хотите, отправится со мной.

Дети: (возможные ответы) Да!

Кот ученый: Мы отправляемся с вами в сказку.

Кот ученый: Ой, посмотрите первая сказка, здесь Аленушка плачет, что случилось с тобой.

Аленушка: Мне батюшка и матушка сказали купить подарки, а как это сделать, я не знаю?

Дети: Нам нужны деньги.

Воспитатель: А мы, кажется, знаем, как помочь тебе нам нужно вспомнить сказки, где говорится про деньги.

Воспитатель: Может, мы найдем картинки с этими сказками. На столе выложены картинки с героями сказок. Дети выбирают картинки.

Дети: (возможные ответы) Муха-цокотуха, Золотой ключик, Кот в сапогах, Золотая Антилопа.

Воспитатель: А для чего нам нужны деньги? (ответы детей).

Воспитатель: Деньги нужны нам всем. Без них мы не можем прожить. Ваши родители с помощью денег оплачивают различные услуги, покупают вещи, отправляются в путешествие. И для этого нам нужны деньги.

Кот ученый: А хотите поиграть в игру «Что можно купить?» Дети встают в круг, кот ученый по очереди кидает мяч детям и говорит слова: «Дом, банан, здоровье, холодильник, улица, пирожное, воздух, машина, солнце, арбуз, хорошую погоду и т.д.» (дети ловят мяч, и отвечаю можно купить или нет и

отвечают почему).

Аленушка: Спасибо, я теперь знаю, мне нужны деньги. Пойду, спрошу у родителей.

Кот ученый: Нам пора отправляться в другую сказку. Появляется Буратино в руках у него сумка.

Воспитатель: Буратино, куда ты торопишься и что у тебя в сумке.

Буратино: Я тороплюсь в страну «Поле чудес», мне нужно там закапать свои денежки, чтоб выросло денежное дерево. И я тогда смогу купить себе много сладостей.

Воспитатель: Ой, дети бывает ли такое дерево, можно ли сажать его?

Дети: Нет.

Кот ученый: Может, мы расскажем буратино, где хранятся деньги и приносят прибыль.

Дети: В банке.

Буратино: А в какой такой банке стеклянной или пластмассовой?

Воспитатель: Буратино, ты совсем не правильно говоришь. Банк, это специальный дом, где хранятся деньги. Люди идут в банк и отдают свои деньги, они там лежат. За то, что они хранятся в банке некоторое время, деньги прибавляются за счет процентов. Их становится больше.

Кот ученый: Вот теперь буратино ты знаешь, где хранятся деньги. А лучше всего иметь при себе банковскую карту.

Буратино: А что такое банковская карта.

Кот ученый: Банковская карта, на ней хранятся деньги и ею можно расплачиваться за покупки и услуги. Дети, а у ваших родителей есть она и зачем им нужна (ответы детей).

Кот ученый отдает Буратино банковскую карту и буратино прощается со всеми.

Кот ученый: Что ж нам пора отправляться в другую сказку. Появляются два медвежонка и плачут.

Воспитатель: Что вы плачете медвежата?

Медвежата: Мы хотим кушать, но нам нечего.

Воспитатель:

Медвежата мы вам поможем и накормим. Ребята поможем медвежатам, купим им продукты?

Дети: Да.

Воспитатель: А где нам купить продукты?

Дети: (возможные ответы) сходить в магазин.

Воспитатель: Тогда нам надо поторопиться и сходить в магазин, прежде нам нужно составить список покупок.

Кот ученый: Да, нам нужно сходить в магазин и купить продукты на деньги, которые у меня есть (показывает деньги).

Воспитатель: Ну что составим с вами список покупок на деньги, которые у нас есть.

Дети вместе с воспитателем составляют список покупок на сумму (30 рублей).

Нужно посчитать хватит ли им денег.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять, (шагают на месте)

Будем денежки считать (сжимают и разжимают пальцы)

Один и два куплю кровать

Три четыре, чтоб продукты нам купить (разжимают пальцы по одному)

Пять об одежде не забыть (пальцем грозим)

Вот мы и посчитали.

Игра «Магазин»

Продавец ребенок расставляет продукты (картошка 3 руб., лук 1 руб., мясо 7 руб., капуста 1 руб., морковка 2 руб., хлеб 5 руб.,). Дети берут в корзину продукты при этом считают стоимость покупки.

Кот ученый: А не хотите посчитать, на какую сумму мы купили продукты, и сколько денег у нас осталось?

Дети считают и говорят сумму покупки (16 руб.)

Воспитатель: Молодцы, как вы думаете, мы уложились с вами в бюджет?

Дети: Да и у нас осталось 14 рублей.

Кот ученый: Может мы еще, что-нибудь возьмем.

Дети: Можем взять конфеты, шоколадку.

(воспитатель дает продукты медвежатам и говорит, чтоб они отдали мама и она сварит им суп).

Воспитатель: Какие молодцы, мы с вами помогли медвежатам, теперь им мама сварит суп.

Кот ученый: Мне тоже пора возвращаться домой в сказку. До свидания!

Воспитатель: И нам пора идти в детский сад. Вокруг себе повернись и в детском саду очутись.

Рефлексия.

Воспитатель: Предлагает выбрать детям смайлики и поделится впечатлениями от путешествия, что они узнали и, что еще хотели бы узнать


Интерактивная игра по финансовой грамотности «Своя игра»











Приложение №6


Участие воспитанников во всероссийских и международных викторинах по финансовой грамотности



























Приложение №3

Проведена интегрированная образовательная деятельность

«В поисках сокровищ»





Проведена интегрированная образовательная деятельность

«Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

Приложение 4

Формирование экономической грамотности через игру







Знакомство с профессиями через изобразительную деятельность

  • раскраски

раскраски

  • Совместное детско-родительское творчество

«Экономические сказки»





Знакомство с профессиями родителей



Изучение экономических понятий при знакомстве с буквами



Изготовлен лепбук «Остров сокровищ»











Изготовлен лепбук «Поговорим о деньгах»





















Изготовлен лепбук «Профессии детского сада»































Знакомство с профессиями

  • через игру

  • экскурссии













  • н епосредственно трудовую деятельность

Приложение №5

Конспекты ООД.


Тема: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»


Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; доход и расход.

Задачи.  
Учить различать деньги, Познакомить со свойствами денег в ходе экспериментирования,

Закрепить знания детей о внешнем виде современных денег. Развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор. Формировать умение работать в команде.


Оборудование:

- Гном Эконом; материалы для опытов; монеты, купюры и пластиковая карта; кошелек;

знаки «+» и «-»; проектор, ноутбук; Игра «Что можно, а что нельзя купить за деньги»



Ход занятия.

Слайд 1  Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:

– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!

– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!

И так далее, пока колокольчик не обойдет весь руг.


Слайд 2

  1. – Ребята, к нам пришел Гном Эконом и посмотрите что он принес.(деньги).

- Что это такое? Деньги.

- Правильно, а кто мне может рассказать для чего они нужны?

Слайд 3

  1. Игра «Что можно, а что нельзя купить за деньги?»

Детям предлагаются иллюстрации. Надо разложить их в 2 столбика

«+» - можно купить за деньги И «-» - нельзя купить за деньг

Покупая что-либо мы тратим деньги.

Это называется РАСХОД


Слайд 4 Беседа о деньгах.

– Ребята, а кто знает, откуда у ваших родителей берутся деньги? Может как в сказке, попросить у рыбки?

Слайд 5 Правильно, они получают зарплату на работе.

А у бабушек и дедушек? (пенсия)

Поиграем в игру «Да или нет» если то, что я скажу можно сделать – хлопаем в ладоши.

Если нельзя делать, то топаем

Деньги можно заработать

Деньги можно нарисовать

Деньги можно получить в подарок

Деньги можно украсть

Деньги можно найти

Деньги можно отобрать.

Деньги можно выиграть


Слайд 6 Физминутка

Мы не детки, мы не детки хоровод

А веселые монетки.

Звонко катимся по кругу, подскоки

Жмемся спинками друг к другу. Прижимаются спинками друг к другу

Дружно скачем: скок да скок… прыжки на месте

И обратно в кошелек присесть


Слайд 7

Воспитатель показывает кошелек.

- Что это такое? Для чего он нужен? Давайте посмотрим, что в кошельке лежит?

Рассматриваем сначала монеты.

- Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?

Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.

- Круглая, металлическая, звенит ( взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак ).

- Какие монеты вы знаете? Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям.

- Смотрите, у нас в кошельке ещё что-то лежит. Давайте достанем.

Воспитатель достаёт банкноты.

- Как можно назвать эти деньги?

- Банкноты. А какие они?

- Бумажные, прямоугольные, шуршат. (продемонстрировать шуршание банкнотой)

- Какие банкноты вы знаете? Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором.

- Ребята, в кошельке осталось еще что-то?

Достаем пластиковую карту?

- Что это? Какая она? Для чего она нужна?

– Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется « Дополни».

Я называю признак денег, а вы называете противоположный признак.

Монета круглая, а банкнота …

Банкнота бумажная, а карта …

Монета звенит, а банкнота …

Монета металлическая, а банкнота

Когда деньги у нас в наличии, называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте. Такие карточки есть у родителей? Расскажите об использовании карты (Пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль).

- Что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты) или карты (безналичные)? А в чем неудобство пластиковой карты? (можно забыть пароль).


Слайд 8 . – Ребята, а теперь я предлагаю вам немного поэкспериментировать.

  • Опыт №1. Опустим бумажную купюру, карту и монетку в стаканы с водой.

Расскажите друг другу, что с ними происходит. Не торопитесь их доставать. А теперь доставайте и поделитесь мнениями, что случилось с бумагой и монетой.

  • Опыт №2. Опустим бумажную купюру, карту и монетку на грунт.
    Какие следы оставил грунт?

Попробуйте её  убрать тряпочкой и обсудите, в каком случае это делается легче.

  • Опыт №3. Для проведения следующего опыта превратитесь в сильный ветер и подуйте на бумагу, карту и монетку.

  • Опыт №4. А теперь в левую ладошку положите монетку, в правую – бумажку и сожмите их.

Что изменилось, а что осталось прежним? Попробуйте разгладить то, что смято.

  • Опыт №5. Положите бумажную купюру, карту и монетку в кошелёк.

Но вот незадача: кошелёк оказался дырявый. И что же потерялось?

  • Опыт №6. Поднесу к огню три атрибута. Понаблюдаем, что же произойдёт?


6. Заключительная часть.

- О чем мы сегодня говорили?

- Какие бывают деньги?

- Чем отличается монета от банкноты?

- Как можно назвать монеты и банкноты одним словом? ( Наличные деньги).

- А безналичные деньги где у нас хранятся? (на пластиковых картах).



Тема: «Почему взрослые работают?»

Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.

Закреплять понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность»;

Продолжать формировать элементарные представления о различных профессиях, специальностях.

Материал и оборудование: картинки-путаницы с изображением людей различных профессий; фрагменты мультфильма «Уроки тетушки Совы» (6-я серия) - «Работа и зарплата»; лист раскраска с заданием; картинка-задание «Людям каких профессий нужны эти вещи?»; цветные карандаши.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!

Вот и собрался наш круг.

Руку дал другу друг.

Ксюша дала руку Леше,

А Леша дал руку Тане..... (про каждого ребенка по кругу)

Вот и собрался наш круг. (покачать руками вместе)

Воспитатель: На прошлых занятиях мы с Вами говорили о труде и профессиях. Разные профессии помогают людям удовлетворять свои потребности.

- Назовите профессии, которые вы знаете. (Ответы детей)

- А все ли вы знаете, кем работают Ваши родители? Дети рассказывают о профессиях мам и пап.

- Как вы думаете, зачем родители ходят на работу? (Ответы детей)

Воспитатель: Сегодня мы с вами встретимся с героями мультфильма «Уроки тетушки Совы». И тетушка Сова расскажет, для чего нужно трудиться.

Воспитатель демонстрирует фрагмент мультфильма из серии «Азбука денег тетушки Совы - Работа и зарплата» (продолжительность 3 минуты 40 секунд). После просмотра мультфильма воспитатель беседует с детьми.

Воспитатель: Ребята, вот вы просмотрели мультфильм, как вы поняли, о чем он?

- Что получают люди за работу?

Воспитатель: Разная ли работа оплачивается?

Дети: Нет, домашняя работа не оплачивается, но она тоже необходима.

Воспитатель: Какое значение имеет мамина работа на кухне для всей семьи?

Физминутка

Если хочешь стать маляром - делай так, (красят кистью)

Если хочешь стать швеей, то делай так (строчат на машинке)

Если будешь ты водитель - делай так (вращают руль)

Если будешь ты сапожник - делай так (топают ногами)

Если будешь ты столяр - делай так (хлопают руками)

Если будешь ты спортсмен - делай так (приседают)

Хватит в профессии играть,

Пора занятие продолжать.

Воспитатель размещает на доске картинки-путаницы с изображением людей различных профессий.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на доску что вы видите? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, здесь изображены люди разной профессии. Художник перепутал профессии людей. Найдите эти ошибки и расскажите, что он перепутал.

Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю поиграть в игру: «Угадай профессию по движениям».

Дети делятся на две команды, каждая команда выбирает себе профессию и показывает какие-то действия, по которым другая команда отгадывает загаданную профессию (водитель крутит руль, скрипач играет на скрипке, парикмахер причесывает и стрижет, маляр красит, дворник подметает и т. п.).

Затем они меняются местами.

Воспитатель создает проблемную ситуацию, чтобы подвести детей к пониманию значимости труда.

Воспитатель: Давайте представим, что мы попали в сказочную страну. В нашей сказочной стране нет врачей (учителей, полицейских, продавцов, строителей...). К чему это может привести? (ответы детей)

В процессе беседы дети приходят к выводу, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества - делать людей здоровыми, образованными, обеспечивать порядок. Все, кто трудится, приносит пользу для людей.

Воспитатель: По вашему мнению, людям, каких профессий нужны эти вещи?

После выполнения каждого упражнения воспитатель организует беседу с обсуждением того, что выполнено детьми.

Заключительная часть.

Воспитатель: Мы с вами узнали, что получают люди за свою работу. Работа бывает самой разной…

А какая работа не оплачивается…? Каждый труд важен и полезен для людей.

Нужно трудиться, чтобы всем пригодиться.


Тема: «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»

Цель: Закреплять полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности.

Закреплять представления детей экономических понятий: деньги, доход и расход;

Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;

Выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас;

Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;

Формировать положительные взаимоотношения детей.


Материал и оборудование: ноутбук, монетка, картинки с предметами, кошелек с шоколадными монетками.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие по стране Экономике. Отправляемся в путешествие! Закройте глаза и повторяйте за мной:

«Вокруг себя повернись и в сказке очутись».

А путешествовать мы будем с моей знакомой, а кто она отгадайте:

Кругло, Мало, Всякому мило (Монета)

(на мониторе появляется изображение монетки)

Монеточка: Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? А знаете ли вы пословицы и поговорки о деньгах?

Монеточка: Молодцы ребята, много знаете пословиц и поговорок о деньгах, а в моей стране, деньги бывают разные и у каждой есть свое название.

- Кто знает, как называются деньги, которыми мы пользуемся?

Монеточка: А какие бывают деньги?

Монеточка: Скажите для чего нам нужны деньги?

Дети: Покупать товар, копить, класть в банк.

Воспитатель: Я предлагаю поиграть с вами в игру!

Игра «Что можно купить за деньги?»

Воспитатель: Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет - то потопайте.

(Воспитатель показывает картинки: ветер, кукла, радуга, молоко и т. д.).

Монеточка: Ребята, а кто из вас знает, за что можно получить деньги?

Монеточка: Да все эти полученные деньги мы можем считать - ДОХОДОМ, а вот то, на что мы их тратим - это РАСХОД. В каждой семье есть и доходы, и расходы.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Доход - расход»:

Я начну читать сейчас. Я начну, а вы кончайте. Хором мне вы отвечайте: доход или расход

Папа получил зарплату - доход

Бабушка заболела - расход

Выиграл приз - доход

Потеряла кошелёк - расход

Продала бабушка пирожки - доход

Заплатили за квартиру - расход

Нашли монетку - доход

Купили куклу - расход

Воспитатель: А сейчас предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка

Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)

Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)

Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)

Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)

Яблоки и виноград.

Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)

Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)

Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)

Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).

Воспитатель: Итак, ребята, для чего деньги нужны людям?

Воспитатель: Все верно, в современном мире без них прожить невозможно. А вспомните, пожалуйста, героев сказок, где они покупали, продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги.

Дети: «Муха-цокотуха», «Буратино», «Трое из Простоквашино», «Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Чебурашка и крокодил Гена», «Сказка о Попе и его работнике Балде» и т.д).

Монеточка: Молодцы, правильно, вы очень много знаете сказок. Вот видите, дети, даже сказочные персонажи живут так же, как и люди. Сегодня в память о нашей встрече я хотела бы вам вручить этот «волшебный кошелек». Ну, а мне пора прощаться, до свидания ребята!

Воспитатель: А нам пора отправляться в детский сад. Закрываем глаза и повторяем за мной:

«Вокруг себя повернись и в детском саду очутись».

Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Вам понравилось путешествие?

Дети открывают «Большой кошелек» и достают шоколадные монетки – сюрпризный момент от Монеточки.

Приложение 8

Чтение и обсуждение различных сказок, с целью развивать умение выделять экономическое содержание произведений.

К. И. Чуковского «Телефон», А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» - Раскрывающая потребности.

Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила» - О потребностях и возможностях.


Русская народная сказка «Теремок» - Потребность в жилище.


Русская народная сказка «Лиса и волк» - Потребность в пище.


Русская народная сказка «Терем – Теремок» «Хаврошечка»

К.И. Чуковский «Федорино горе», К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко», А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

«Мужик и медведь» - Раскрытие труда.


Русская народная сказка «Морозко» - Трудолюбие, осуждение лени, поразмышлять, к чему могут привести лень и недобросовестность


К.И. Чуковского «Муха- Цокотуха»., Г.Х. Андерсен «Огниво» - Раскрывается понятие «деньги»


Русская народная сказка «Каша из топора» - Представления о смекалке, осуждение жадности.


К. И. Чуковского «Федорино горе» - Раскрывается понятие «товар».


А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» - Представление о способах увеличения дохода и другие.


Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» - Представления о бартере.


Народные сказки «Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка»

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек - О купле – продаже.


Народные сказки «Лиса и козел», Г.Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михайлов «Как старик корову продавал» - Представления о рекламе.


Э. Успенского «Бизнес Крокодила Гены», «Дядя Федор, пес и кот», «Каникулы в Простоквашино».- Способствуют воспитанию уважения к труду, трудолюбия, бережливости, расчетливости.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект «Академия финансов для дошкольников»

Автор: Полюдова Анна Викторовна

Дата: 12.06.2024

Номер свидетельства: 652663


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства