Просмотр содержимого документа
«"Формирование финансово - экономической грамотности у детей дошкольного возраста"»
«Формирование финансово-экономической грамотности
у детей дошкольного возраста»
Выступление подготовила:
воспитатель подготовительной группы
МБДОУ д/с №15 «Ручеёк»
г.Петровск, Саратовск.обл.
Шмелева Светлана Викторовна
Дата выступления: 16.09.2021г.
Экономическое воспитание дошкольников - это новое направление в дошкольной педагогике. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний можно начинать в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста.
Ребёнок - дошкольник не освоит эту область экономических знаний самостоятельно, но, вместе с педагогами и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, приобретая доступные ему знания, поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Слайд 2
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами дошкольных учреждений задачу - формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (таких как: бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Слайд 3
Так что такое финансовая грамотность?
Финансовая грамотность – умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Она знакомит с основными финансово-экономическими терминами: «труд и товар», «деньги и цена», а также с этическими понятиями: честность, щедрость, экономность и трудолюбие.
Слайд 4
Работу с дошкольниками по формированию финансово-экономической грамотности предлагают разделить на такие темы, направления:
1. «Потребности и возможности» способствует формированию первоначальных представлений о потребностях: знакомит детей с многообразием потребностей человека, формирует представления об ограниченности возможностей, учит определять разницу между «хочу» и «надо».
2. «Труд и профессии» - способствует формированию первоначальных представлений о труде: расширяет представления детей о труде взрослых, знакомит с многообразием профессий человека, способствует воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей.
3. «Деньги» - способствует формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления: знакомит детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта», учит находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, помогает осознать детям необходимости труда для получения денег, способствует развитию умения детей пользоваться деньгами, формирует разумное отношение к расходованию денег.
4. «Семейный бюджет. Доходы и расходы» - способствует формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике: формирует первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи.
Слайд 5
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Финансово-экономическая грамотность является одним из компонентов функциональной грамотности, включающая в себя постоянно приобретаемые знания и навыки, которые ребенок может применить в своей деятельности.
Слайд 6
Успех формирования финансово-экономической грамотности у детей во многом зависит от того, какие формы, методы, приемы и средства будет использовать педагог в своей работе. В работе по формированию финансово-экономической грамотности у дошкольников педагог может использовать любой вид игры: сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры-путешествия, а так же во время непрерывной образовательной деятельности.
Важно проводить с детьми беседы на экономические темы, например, «Профессии родителей», «Мои потребности», «Семейный бюджет», «Что такое банк» и др. При этом, не стоит забывать сопровождать их наглядностью, стихами, загадками, вопросами, которые помогут детям лучше усвоить материал.
Слайд 7-8
Воспитание финансовой грамотности дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому для ее изучения в дошкольной педагогике используется различная учебно – методическая литература.
Слайд 9
Формирование финансово-экономической грамотности у детейосуществляется в тесном взаимодействии взрослых: родители – дети – педагоги. С этой целью с родителями проводятся консультации, беседы о том, как расширить знания детей и использовать их в повседневной жизни.
Слайд 10
К концу дошкольного возраста ребенок сможет понять, что деньги не появляются сами собой, а зарабатываются; стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести; деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине); дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности) и понимать, что не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
В 2021 -2022 уч. г. в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в нашей группе запланирована работа по дополнительному образованию «Азбука финансов». В рамках данной программы предполагается осуществление комплексного подхода к отработке вопросов финансовой грамотности старших дошкольников, т.е. содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Слайд 11
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому дети уже с дошкольного возраста достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни, иметь представления о финансово грамотном человеке.
Слайд 12
Исследования современных педагогов подтверждают важность и необходимость формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Никто так обстоятельно и разносторонне не обсуждал проблему денег, как Ан.Сем. Макаренко. Он прямо говорил: деньги — это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте.
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных житейских ситуациях, творчески действовать, а значит - строить новую жизнь более организованно, разумно, интересно.