Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста
Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста
Цель: организовать работу с детьми по формированию элементарных математических представлений на основе использования дидактических игр.
При использовании дидактических игр в непосредственной образовательной деятельности, стараюсь создавать такие условия, чтобы дидактические игры воспринимались детьми как естественное продолжение их собственной игровой деятельности. При таком подходе дети незаметно переходят от игры к обучению, перемещаясь по группе, рассматривая конструктор, картинки, схемы.
Необходимым
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста»
Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста
Математические представления служат значимым средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. Активность, сознательность, наглядность, доступность и мера, научность подходов, последовательность, системность, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, связь теории с практикой, прочность усвоения получаемых знаний – все это является содержательной полнотой, актуальной для развития ребенка.
Для формирования математических представлений в собственной педагогической деятельности широко использую дидактические игры, способствующие пробуждению у дошкольников интереса к знаниям, совершенствованию познавательной деятельности, общего умственного развития. Дидактическая игра представляет собой одну из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Дидактическая игра имеет две цели: обучающая цель, которую преследует взрослый и игровая цель, ради которой действует ребенок.
Цель: организовать работу с детьми по формированию элементарных математических представлений на основе использования дидактических игр.
Задачи:
1. Развивать у детей образное и логическое мышление, психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение), познавательный интерес к элементарным математическим понятиям при помощи дидактических игр.
2. Воспитывать интерес к играм с математическим содержанием.
3. Обогащать и расширять словарный запас детей через ознакомление с дидактической игрой.
Для реализации поставленной цели создала условия, способствующие выявлению и поддержанию избирательных интересов, появлению самостоятельной познавательной активности у детей посредством игры. Пополнила предметную среду дидактическими играми по формированию полноценного воспитания и развития воспитанников.
При использовании дидактических игр в непосредственной образовательной деятельности, стараюсь создавать такие условия, чтобы дидактические игры воспринимались детьми как естественное продолжение их собственной игровой деятельности. При таком подходе дети незаметно переходят от игры к обучению, перемещаясь по группе, рассматривая конструктор, картинки, схемы.
Необходимым условием является проведение игр в атмосфере доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Главной задачей здесь является включение всех детей в активное и системное усвоение основ математики. Для этого учитываю индивидуальные особенности детей, опираюсь на уровень их математического развития и степень понимания ими нового материала. Индивидуальный подход предоставляет возможность обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что приводит к развитию внимания, общих интеллектуальных способностей, предупреждает пассивность некоторых детей. При таком подходе решаются не только образовательные, но и воспитательные задачи, он способствует повышению качественного уровня обучения и создает необходимые условия для рационального дозирования психологической и умственной нагрузки..
Организуя с детьми работу математической направленности в нетрадиционных формах, руководствуюсь психолого-педагогическими принципами, на основе которых формируются основы культуры познания ребенка: использование деятельностного подхода, принцип сочетания индивидуальной и коллективной деятельности, принцип интересной подачи материала.
Созданные мной игры включают большой набор наглядности и взаимосвязаны между собой. Для ознакомления детей с числом, в первую очередь, использую игру «Математические пазлы», затем использую дидактическую игру «Собери цветочек» для закрепления обучению детей счету.
Привлекательность наглядных пособий, широкое использование игровых упражнений и дидактических игр – все это в комплексе создает у детей положительный эмоциональный настрой.
Дидактическая игра «Математические пазлы»
Цель: закрепление прямого и обратного счета в пределах 10.
Задачи:
1. Систематизировать знание чисел и закрепить счет.
2. Способствовать развитию логического мышления: умений сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы.
3. Способствовать развитию произвольного внимания, памяти, навыков самопроверки и самоконтроля.
4. Пробуждать интерес к предмету через игру.
Методика проведения:
Предлагаю детям собрать картинку. Для того, чтобы картинка сложилась правильно, им необходимо собрать конструктор с цифрами по порядку. Дошкольникам очень нравится эта игра, они с большим интересом считают, подбирают и собирают новые картинки, которые я периодически меняю для них.
Дидактическая игра «Собери цветочки»
Цель:закрепление навыков решения примеров на сложение и вычитание.
Задачи:
1. Развивать представление детей о составе числа.
2. Закреплять умение соотносить число с цифрой.
3. Побуждать детей находить разные варианты при составлении большего числа из двух меньших.
4. развивать память, внимание, зрительное восприятие, умение делать логические умозаключения.
Методика проведения:
Предлагаю детям собрать цветы из конструктора. В конструкторе есть серединки с числом и лепестки с примерами. На столах раскладываем элементы конструктора: серединки цветов с числами 5, 6, 7, 8, 9, 10. Лепестки с примерами раздаю детям. Использую данную игру в непосредственной образовательной деятельности в форме соревнования: по сигналу детям предлагается найти нужную серединку и собрать цветок. Побеждает та команда, которая быстро и правильно соберет свой цветочек. Также использую данную игру и в индивидуальной работе с детьми.
Таким образом, пришла к выводу, что использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений детей дошкольного возраста, позволяет повышать их познавательную активность и расширить математические представления. Благодаря дидактическим играм, мне удалось сконцентрировать внимание детей и вызвать интерес даже у самых несобранных детей в группе. Широкое применение познавательных дидактических игр способствовало усвоению детьми математических знаний и умений без перегрузок и утомительных занятий.
Рекомендации по использованию материала.
Представленные мной дидактические игры могут быть широко использованы в практике непосредственной образовательной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. В целях повышения познавательного интереса педагогам следует разнообразить формы работы с детьми. Для этого мной созданы собственные обучающие игры.
При изготовлении наглядности для игр можно использовать все, что находится под рукой. Основное условие – безвредность и надежность материалов.
Созданные мной дидактические игры интересны и просты в изготовлении.