kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование духовно – нравственных ценностей у современного дошкольника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование духовно – нравственных ценностей у современного дошкольника»






















Формирование духовно – нравственных ценностей у

современного дошкольника
















Подготовил:

Педагог МБДОУ «Ягодка»

Малышева Е.Б.











2022 год




Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Сегодня материальные ценности преобладают над духовными. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место заняли гаджиты, экран телевизора, компьютер. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Именно поэтому в последнее время делается акцент на формирование духовно – нравственных ценностей у дошкольников, и поэтому является одной из приоритетных задач в ДОУ в сфере воспитания современного дошкольника.

Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины. (слайд2)


Что такое духовность и нравственность?

Духовность - забота о том, чтобы после себя оставить людям полезное, добрый и нужный след. Вклад и развитие - две самые важные категории для определения духовности. Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра.


Цель духовно – нравственного воспитания: (слайд 3)

-Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

-Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.

-Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, уметь просить прощения, поступать честно,

-Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.


Задачи: (слайд 4)

-Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.

-Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.

-Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

-Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

-Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

 -Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей,


Каковы же наши традиционные источники нравственности? (слайд 5)

-Общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

-Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

-семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

-труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

-искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

-природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;


Маленький ребёнок ещё не сформировался и обладает незначительным жизненным опытом, поэтому взрослый выступает как носитель духовных ценностей и культуры в целом. Дома – это близкие люди, члены семьи, в детском саду – это педагоги. Для успешной реализации воспитательного процесса необходимо, чтобы детский сад и семья работали в тесном сотрудничестве, используя механизмы непрерывности и преемственности.


Ориентируясь на гармоничное построение целостного педагогического процесса основанного на этнокультурных, нравственных ценностях и православных традициях. педагоги нашего дошкольного учреждения осуществляют работу по духовно-нравственному воспитанию в следующих направлениях: (слайд 6)

-Формирование представления об истории края, жизни и культуре родного народа, воспитывая при этом патриотические чувства.

-Воспитание этических традиций, норм, правил поведения, формирование культуры общения с взрослыми и сверстниками.


Современные формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников:  (слайд 7)

-Непосредственная образовательная деятельность (НОД);

- Индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания ---Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести.

-Трудовая деятельность;

-Чтение художественной литературы;

-Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества

-Организация выставок.

-Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.

 -Постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

-Проектная деятельность;

-Взаимодействие с родителями;


Мы считаем, что оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: «День матери»; «Защитники Отечества», «Масленица»; «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» «Пасха», а так же: утро  радостных встреч, составление семейных альбомов, различные акции «Покормите птиц зимой» и т. д.


И все таки, для успешной реализации воспитательного процесса необходимо, чтобы детский сад и семья работали в тесном сотрудничестве, используя механизмы непрерывности и преемственности. Но это считается проблемой, потому что многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому нам педагогам необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, прабабушками и прадедушками и что именно родители ответственны в первую очередь за воспитание детей.


Мы используем разнообразные формы работы с родителями: (слайд 8)

-проведение совместных выставок, конкурсов, родительских семинаров на диалоговой основе;

-анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

-индивидуальные консультации специалистов;

наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; совместные с родителями праздники; помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников).


Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. И конечно дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную достойную жизнь. Чтобы стать добрыми к людям, надо научить их понимать других, проявлять сочувствие, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней, знать историю и традиции своего народа.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Формирование духовно – нравственных ценностей у современного дошкольника

Автор: Малышева Елена Борисовна

Дата: 15.03.2022

Номер свидетельства: 602342

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Содружество детского сада и семьи в формировании духовно – нравственных ценностей у детей дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "sodruzhestvo_detskogo_sada_i_semi_v_formirovanii_dukhovno_nravstvennykh_tsennost"
    ["file_id"] => string(6) "645241"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1707239928"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Статья на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире»"
    ["seo_title"] => string(80) "statia_na_temu_formirovanie_dukhovno_nravstvennykh_kachestv_i_tsennostei_u_detei"
    ["file_id"] => string(6) "519257"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1567946896"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников ДИПЛОМНАЯ РАБОТА"
    ["seo_title"] => string(102) "narodnyie-traditsii-kak-sriedstvo-dukhovno-nravstviennogho-vospitaniia-doshkol-nikov-diplomnaia-rabota"
    ["file_id"] => string(6) "248472"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446731527"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) ""Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ ""
    ["seo_title"] => string(80) "dukhovno_nravstviennoie_i_ghrazhdansko_patriotichieskoie_vospitaniie_chieriez_kr"
    ["file_id"] => string(6) "407794"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491721419"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Консультация для  воспитателей «Духовно нравственное воспитание в детском саду»"
    ["seo_title"] => string(86) "konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei-dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-v-dietskom-sadu"
    ["file_id"] => string(6) "290991"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455039258"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства