Просмотр содержимого документа
«Формирование доброжелательного отношения дошкольников к окружающему миру: людям и природе.»
Консультация для педагогов: формирование доброжелательного отношения дошкольников к окружающему миру6людям и природе.
Доброжелательность - желание добра,
готовность содействовать благополучию других.
(Толковый словарь. С.И. Ожегов).
Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба со злом; готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания.
Необходимо систематически вести работу по формированию доброжелательных отношений в организованной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями воспитанников.
Основываясь на Федеральную Образовательную программу (ФОП) в области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности в младшей группе являются:
-обогащать представления детей о действиях, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении;
-поддерживать в установлении положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии;
-оказывать помощь в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности;
-приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в ДОО;
В средней группе:
-развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, слабым и нуждающимся в помощи, воспитывать сопереживание героям литературных и анимационных произведений, доброе отношение к животным и растениям;
-развивать позитивное отношение и чувство принадлежности детей к семье, уважение к родителям (законным представителям), педагогам и окружающим людям;
-воспитывать доброжелательное отношение ко взрослым и детям;
-воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила поведения, быть вежливыми в общении со взрослыми и сверстниками;
В старшей группе:
-обогащать представления детей о формах поведения и действиях в различных ситуациях в семье и ДОО;
-содействовать пониманию детьми собственных и чужих эмоциональных состояний и переживаний, овладению способами эмпатийного поведения в ответ на разнообразные эмоциональные проявления сверстников и взрослых;
-поддерживать интерес детей к отношениям и событиям в коллективе, согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате совместной деятельности;
-обеспечивать умение детей вырабатывать и принимать правила взаимодействия в группе, понимание детьми последствий несоблюдения принятых правил;
-расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе;
В подготовительной к школе группе:
-обогащать опыт применения разнообразных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками; развитие начал социально-значимой активности;
-обогащать эмоциональный опыт ребенка, развивать способность ребенка распознавать свои переживания и эмоции окружающих, осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях и обосновывать свои намерения и ценностные ориентации;
-развивать способность ребенка понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;
-воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основ этикета, правил поведения в общественных местах;
Именно в игре у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства.
Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников.
Игра «Автобус». Здесь дети выступают и в роли членов семьи, и в роли пассажиров. Количество мест в автобусе ограничено поэтому возникает необходимость уступить место нуждающимся пассажирам. На первом этапе этой игры, как правило, выясняется, что дети плохо знакомы с правилами вежливости, не умеют считаться с другими людьми, не знают, в какую дверь лучше войти или выйти и почему так надо поступать. Здесь важно дать совет родителям организовать поездки с детьми в общественном транспорте, познакомить с общепринятыми нормами поведения, обращая особое внимание на поступки, в которых проявлялись чуткость, внимательность, вежливость.
Обязательным компонентом в развитии доброжелательности у дошкольников является художественная литература. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
Это произведения В.В.Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»; цикл стихов А.Барто "Вовка добрая душа"….. Можно использовать пословицы и поговорки - кладезь народной мудрости, естественным образом воспитывающие в духе доброты и милосердия, например:
- Конечно, путник плох незрячий, но бессердечный плох тем паче.
- Доброе слово лучше мягкого пирога.
- Любить друга - любить себя, и др.
Освоенные детьми правила сотрудничества можно закреплять и уточнять при обсуждении пословиц о дружбе в ходе бесед «Как правильно дружить?», «Что такое дружба?», «Что мы знаем о вежливости?», «Мир спасет доброта» и др.
Эффективным методом формирования доброжелательности является беседа, в ходе которой педагог имеет возможность привлечь внимание ребенка к страданиям другого человека. Беседа в повседневной жизни, перед игрой, во время ее и после нее, способствует появлению отклика - сострадания, побуждает ребенка находить правильные способы проявления сочувствия, оказания помощи.
2. Нужно ли дружить? (- с неряхой; - с ребенком, который рвет книги;.);
3. Игра "Хорошо-плохо"- разделить хорошие и плохие поступки и явления, т. е. сделать шаг в формировании доброты на уровне представлений;
4. Рассмотреть картинки с изображением положительных и негативных ситуаций;
Немаловажное условие развитие доброжелательности и других нравственных качеств – это пример взрослых. Внимательное, доброе отношение к детям оставляет глубокий след в их сознании, находит отклик в играх, содействует развитию нравственных начал.
Зададим себе вопрос: а сами то мы всегда поступаем доброжелательно?
Профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Преемственность воспитания и обучения в детском саду и семье является непременным условием социально-эмоционального развития ребёнка. Воспитательные усилия должны быть согласованными. Общая тёплая атмосфера и хорошие контакты между взрослыми особенно важны в случаях возникновения проблем у ребёнка. Чтобы заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать своими союзниками используются разные методы: беседы, рекомендации, конкурсы.
Приложение №1
Памятка для родителей "Поговорим о доброте"
«Доброта – это отзывчивость,
душевное расположение к людям,
стремление делать добро другим».
Уважаемые родители!
Семья для ребенка – это маленькая модель мира. Именно родителями воспитывается стремление быть хорошим. В первую очередь, конечно, на своём личном примере. Если родители воспитаны, доброжелательны к ребёнку, показывают ему свою любовь, уделяют много внимания, проявляют сочувствие, дают поддержку, относятся с уважением – то, скорее всего, ребенок переймет их стиль общения и перенесет его на других. Если ребёнок постоянно слышит в свой адрес «с добрым утром», «как твоё настроение?», «пожалуйста», «спасибо!», «извини, я случайно», «приятного аппетита», то эти «волшебные» слова очень скоро появятся и в его речи и со временем прочно закрепятся в лексиконе ребенка, а вежливость станет неотъемлемой чертой его личности.
Многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И наша задача, задача взрослых, состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые поступки.
Что такое доброта? Доброта – это очень сложное и многогранное качество личности. Выделено семь основных «ступеней» доброты:
Дружелюбие – открытое и доверительное отношение к людям.
Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.
Отзывчивость – готовность помогать другим людям.
Совесть – нравственная ответственность за свои поступки.
Благородство – высокая нравственность, самоотверженность.
Любовь – глубокое сердечное чувство, высшая степень положительного отношения.
Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром.
Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты.
Начните прививать своим детям сочувствие к людям, умение сопереживать, радоваться чужому счастью, любовь и уважение к природе, растениям, животным. Для этого придется начать с себя, ведь родители – это самый главный образец для подражания.
Необходимо общаться с ребенком:
· Рассказывайте ему придуманные вами сказки о добрых людях.
· Вместе посмотрите добрые мультфильмы.
· Чаще читайте поучительные народные сказки с последующим их обсуждением.
· Учите ухаживать за животными, читайте книги о них, смотрите фильмы с их участием.
· Не учите давать сдачу. Это учит агрессии и тому, что конфликт невозможно решить словами.
· Научите ребенка помогать в домашних делах.
· Хвалите малыша за добрые дела. От добрых дел нужно получать удовольствие.
Советы родителям
Никогда не воспитывайте в плохом настроении.
Ясно определите, что вы хотите от ребенка и объясните ему это. А также узнайте, что он думает по этому поводу.
Представьте ребенку самостоятельность, не контролируйте его каждый шаг.
Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки – не одно и то же.
Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него. Несмотря на его оплошности.
Родитель должен быть твердым, но добрым.
Одна из заповедей в воспитании детей – ребенок должен быть добрым, щедрым, уметь делиться с друзьями, с большой радостью отдавать, чем брать.