«Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством живописи»
«Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством живописи»
Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством живописи»»
Тема: «Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством живописи»
Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания. В свою очередь, эстетическое воспитание является частью всестороннего воспитания детей. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. В исследованиях Б.М. Неменского, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Р.М. Чумичевой, Т.Н. Дороновой, Е.А. Флериной и др. доказано, что общение с произведениями искусства имеет познавательное значение, помогает развитию и совершенствованию чувств, активно способствует росту эстетического сознания личности.
Начинается оно с раннего возраста.
Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.
Большое внимание в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой уделяется эстетическому воспитанию дошкольников. В разделе «Художественно – эстетическое развитие» обозначено «Приобщение к искусству».
Таким образом, были выделены основные цели и задачи.
- Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
- Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.
- Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.
В младшей группе (от 3 – 4 лет):
- Подводить детей к восприятию произведений искусства.
- Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различению видов искусства через художественный образ.
- Готовить детей к посещению кукольного театра, выставки детских работ и т. д.
В средней группе (от 4 – 5 лет):
- Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему.
- Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство).
- Учить различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы, музыка, картина (репродукция), скульптура (изобразительное искусство), здание и сооружение (архитектура).
- Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности.
- Организовать посещение музея (совместно с родителями), рассказать о назначении музея.
- Развивать интерес к посещению кукольного театра, выставок.
- Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.
В подготовительной группе (от 6 – 7 лет):
- Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства.
- Продолжать знакомить детей с произведениями живописи: И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И. Левитан («Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода»), А. Саврасов («Грачи прилетели»), А. Пластов («Полдень», «Летом», «Сенокос»), В. Васнецов («Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке») и др.
- Знакомить с историей и видами искусства; формировать умение различать народное и профессиональное искусство. Организовать посещение выставки, театра, музея, цирка (совместно с родителями).
- Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
- Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.
В процессе осуществления эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решить следующие задачи:
- эстетические чувства и представления детей, их художественно - творческие способности;
- формировать основы эстетического вкуса.
Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство. Оно знакомит детей с жизнью всей страны, воспитывает любовь к Родине, к ее честным, добрым, мужественным людям. Произведения искусства являются богатым источником радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения.
К изобразительному искусству относится живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно - прикладное искусство, все это оказывает влияние на изобразительную деятельность. Дети знакомятся с жанрами искусства, учатся видеть многообразие линий, форм, определяют и подбирают цвет, учатся составлять композиции. У детей проявляется интерес, предпочтение при выборе картины, той или иной иллюстрации, народной игрушки. Изобразительное искусство носит ярко выраженный творческий характер. В процессе, которого создаются конкретно-чувственные художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетические отношение к ней человека.
У всякой системы есть стержень, основа на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство – живопись.
Что такое живопись?
Живопись – это художественные произведения, которые создаются на плоскости (холст, дерево, стены, бумага, картон, какая либо поверхность)
Живопись как вид изобразительного искусства характеризуется разными жанрами: пейзаж, портрет, натюрморт, жанровая живопись.
Живопись воссоздает все богатство и многообразие всего окружающего. По своей сути она занимает первое место. На холстах, стенах, бумаге и т.д. воссоздает реальный мир с его пространственной глубиной, объемом, светом и цветом. Ощущение пространства, объема достигается посредством цвета и светотени.
Пейзаж - жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы.
В работе с детьми чаще используется природный пейзаж. Картины с пейзажем созвучны с музыкой, поэзией. К каждому из них можно подобрать музыкальное произведение. Так, настроению картины «Голубая весна» В. Бакшеева созвучна мелодия П. Чайковского «Весна», А. Пластова «Первый снег» созвучна музыка С. Прокофьева «Утро».
Живопись пейзажная – это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Можно предположить, что знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, будет пробуждать искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Пейзаж художественный поможет развить эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Дети с большим удовольствием на занятиях по изобразительной деятельности в своих рисунках рисуют пейзаж. К концу пребывания в детском саду дети достигают определенного уровня художественного развития: эмоциональное содержание произведения, запоминают и узнают знакомые шедевры живописи, неплохо используют изобразительно – выразительные средства (Цвет, ритм композиции, формы…), с помощью этих средств создают образ в рисунке, умеют оценивать выразительность форм, линий, сочетание цветов.
Портрет– изображение какого-либо человека или группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, иными словами, если на картине изображено лицо человека это есть портрет.
Главное в портрете – лицо, глаза и губы. Лицо всегда раскрывает духовный мир человека. Дополняют представление руки, по ним можно судить о профессии, чертах характера, здоровье изображенного человека. Мир сверстников близок детям по чувствам и мыслям, вызывает у них адекватные ассоциации. Детский портрет позволяет понять и проникнуть в мир чувств, взрослого человека, соразмерность его частей, что с трудом ими передается в рисовании и лепке. Дети любят рисовать портрет по памяти и портрет литературного героя. (И. Репин «Стрекоза»)
Одним из интересных направлений в живописи является натюрморт.
Натюрморт - это жанр изобразительного искусства, отражающийпредметы обихода, фрукты, цветы, овощи, книги, посуду, орудие труда.
В своем одном произведение художник объединяет несколько предметов, объединяя их одним смысловым значением, подбирая цвета, используя колорит, формы, подбирая фактуры тканей, ваз, овощей, фруктов и пр. Натюрморт – первый жанр живописи.
С ним нужно знакомить дошкольников, ибо он не только вызывает эмоциональный отклик у детей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, он и привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов, любоваться ими. Внимание у детей всегда привлекает цветовая тональность – теплая, холодная, или контрастная гамма красок. Например: «Хризантемы» (И. Грабарь), «Цикламены» (В.Конашевич) написаны в прозрачной холодной гамме; «Подсолнухи» (В. Ван Гог), «Натюрморт» (О. Богаевская) – в теплой гамме; «Груши на зеленой драпировке» (И.Грабарь), - в контрастной гамме. Знакомя детей с натюрмортом, следует обратить внимание на все его характеристики: вид, характер образа, средства выразительности, индивидуальную манеру творчества художника – и донести это до детей в доступной форме.
Жанровая живописьрассказывает о труде и быте разных людей, об их успехах и невзгодах.
Произведения данного жанра позволяют приобщать детей к социальному опыту своего народа, его национальным традициям, нравственно – эстетическим идеалам. Ребенок, воспринимая в жанровой живописи образцы других людей, постигает красоту не только художественного образа, он приучается видеть красоту и своих поступков, действий, осознает себя частицей общества. Познание духовного мира людей через жанровую живопись позволяет формировать у детей дошкольного возраста нравственно – эстетическую восприимчивость и чуткость, уважение к труду.
Живопись, раскрывающая красоту окружающей природы и красоту человека, может способствовать формированию эстетического вкуса старших дошкольников. В свободное время можно организовать работу по углубленному знакомству ребят со средствами выразительности, которыми художники воссоздают образы и картины природы: лес, деревья разных пород, состояние погоды.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.
Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности. Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует к формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный и длительный процесс. Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.
Эстетическое развитие находится на важном месте в процессе воспитания, на нем воспитываются эстетические качества человека, и личности в целом – духовные потребности, нравственные идеалы, миропонимание. Эти стороны человека формируются под влиянием разных причин. Природа, труд, окружающая среда: семья, отношения между людьми,– все имеет воспитательное значение, все это может быть прекрасным. Искусство – тоже средство эстетического воспитания как ведущий выразитель «прекрасного».
Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, родному краю, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, какую слушать музыку, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги, а также проводит наглядно-разъяснительную работу в виде бесед, консультаций, выставок детских работ и поделок.
Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовно-нравственной культуры, которой должен обладать человек.