kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством живописи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством живописи»»

Тема: «Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством живописи»

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.

Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания. В свою очередь, эстетическое воспитание является частью всестороннего воспитания детей. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием.
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

       Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. В исследованиях Б.М. Неменского, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Р.М. Чумичевой, Т.Н. Дороновой, Е.А. Флериной и др. доказано, что общение с произведениями искусства имеет познавательное значение, помогает развитию и совершенствованию чувств, активно способствует росту эстетического сознания личности.

Начинается оно с раннего возраста.

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.


Большое внимание в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой уделяется эстетическому воспитанию дошкольников. В разделе «Художественно – эстетическое развитие» обозначено «Приобщение к искусству».

Таким образом, были выделены основные цели и задачи.

- Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

- Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.

- Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.


В младшей группе (от 3 – 4 лет):

- Подводить детей к восприятию произведений искусства.

- Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различению видов искусства через художественный образ.

- Готовить детей к посещению кукольного театра, выставки детских работ и т. д.


В средней группе (от 4 – 5 лет):

- Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему.

- Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство).

- Учить различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы, музыка, картина (репродукция), скульптура (изобразительное искусство), здание и сооружение (архитектура).

- Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности.

- Организовать посещение музея (совместно с родителями), рассказать о назначении музея.

- Развивать интерес к посещению кукольного театра, выставок.

- Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.


В подготовительной группе (от 6 – 7 лет):

- Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства.

- Продолжать знакомить детей с произведениями живописи: И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И. Левитан («Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода»), А. Саврасов («Грачи прилетели»), А. Пластов («Полдень», «Летом», «Сенокос»), В. Васнецов («Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке») и др.

- Знакомить с историей и видами искусства; формировать умение различать народное и профессиональное искусство. Организовать посещение выставки, театра, музея, цирка (совместно с родителями).

- Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства.

- Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.


В процессе осуществления эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решить следующие задачи:

- систематически развивать эстетическое восприятие;

- эстетические чувства и представления детей, их художественно - творческие способности;

- формировать основы эстетического вкуса.


Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство. Оно знакомит детей с жизнью всей страны, воспитывает любовь к Родине, к ее честным, добрым, мужественным людям. Произведения искусства являются богатым источником радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения.

К изобразительному искусству относится живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно - прикладное искусство, все это оказывает влияние на изобразительную деятельность. Дети знакомятся с жанрами искусства, учатся видеть многообразие линий, форм, определяют и подбирают цвет, учатся составлять композиции. У детей проявляется интерес, предпочтение при выборе картины, той или иной иллюстрации, народной игрушки. Изобразительное искусство носит ярко выраженный творческий характер. В процессе, которого создаются конкретно-чувственные художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетические отношение к ней человека.

У всякой системы есть стержень, основа на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство – живопись.

Что такое живопись?

Живопись – это художественные произведения, которые создаются на плоскости (холст, дерево, стены, бумага, картон, какая либо поверхность)

Живопись как вид изобразительного искусства характеризуется разными жанрами: пейзаж, портрет, натюрморт, жанровая живопись.

Живопись воссоздает все богатство и многообразие всего окружающего. По своей сути она занимает первое место. На холстах, стенах, бумаге и т.д. воссоздает реальный мир с его пространственной глубиной, объемом, светом и цветом. Ощущение пространства, объема достигается посредством цвета и светотени.

Пейзаж - жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы.

В работе с детьми чаще используется природный пейзаж. Картины с пейзажем созвучны с музыкой, поэзией. К каждому из них можно подобрать музыкальное произведение. Так, настроению картины «Голубая весна» В. Бакшеева созвучна мелодия П. Чайковского «Весна», А. Пластова «Первый снег» созвучна музыка С. Прокофьева «Утро».

Живопись пейзажная – это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Можно предположить, что знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, будет пробуждать искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Пейзаж художественный поможет развить эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Дети с большим удовольствием на занятиях по изобразительной деятельности в своих рисунках рисуют пейзаж. К концу пребывания в детском саду дети достигают определенного уровня художественного развития: эмоциональное содержание произведения, запоминают и узнают знакомые шедевры живописи, неплохо используют изобразительно – выразительные средства (Цвет, ритм композиции, формы…), с помощью этих средств создают образ в рисунке, умеют оценивать выразительность форм, линий, сочетание цветов.

Портрет – изображение какого-либо человека или группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, иными словами, если на картине изображено лицо человека это есть портрет.

Главное в портрете – лицо, глаза и губы. Лицо всегда раскрывает духовный мир человека. Дополняют представление руки, по ним можно судить о профессии, чертах характера, здоровье изображенного человека. Мир сверстников близок детям по чувствам и мыслям, вызывает у них адекватные ассоциации. Детский портрет позволяет понять и проникнуть в мир чувств, взрослого человека, соразмерность его частей, что с трудом ими передается в рисовании и лепке. Дети любят рисовать портрет по памяти и портрет литературного героя. (И. Репин «Стрекоза»)

Одним из интересных направлений в живописи является натюрморт.

Натюрморт - это жанр изобразительного искусства, отражающий предметы обихода, фрукты, цветы, овощи, книги, посуду, орудие труда.

В своем одном произведение художник объединяет несколько предметов, объединяя их одним смысловым значением, подбирая цвета, используя колорит, формы, подбирая фактуры тканей, ваз, овощей, фруктов и пр. Натюрморт – первый жанр живописи.

С ним нужно знакомить дошкольников, ибо он не только вызывает эмоциональный отклик у детей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, он и привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов, любоваться ими. Внимание у детей всегда привлекает цветовая тональность – теплая, холодная, или контрастная гамма красок. Например: «Хризантемы» (И. Грабарь), «Цикламены» (В.Конашевич) написаны в прозрачной холодной гамме; «Подсолнухи» (В. Ван Гог), «Натюрморт» (О. Богаевская) – в теплой гамме; «Груши на зеленой драпировке» (И.Грабарь), - в контрастной гамме. Знакомя детей с натюрмортом, следует обратить внимание на все его характеристики: вид, характер образа, средства выразительности, индивидуальную манеру творчества художника – и донести это до детей в доступной форме.

Жанровая живопись рассказывает о труде и быте разных людей, об их успехах и невзгодах.

Произведения данного жанра позволяют приобщать детей к социальному опыту своего народа, его национальным традициям, нравственно – эстетическим идеалам. Ребенок, воспринимая в жанровой живописи образцы других людей, постигает красоту не только художественного образа, он приучается видеть красоту и своих поступков, действий, осознает себя частицей общества. Познание духовного мира людей через жанровую живопись позволяет формировать у детей дошкольного возраста нравственно – эстетическую восприимчивость и чуткость, уважение к труду.

Живопись, раскрывающая красоту окружающей природы и красоту человека, может способствовать формированию эстетического вкуса старших дошкольников. В свободное время можно организовать работу по углубленному знакомству ребят со средствами выразительности, которыми художники воссоздают образы и картины природы: лес, деревья разных пород, состояние погоды.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.

Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности. Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует к формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный и длительный процесс. Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.

Эстетическое развитие находится на важном месте в процессе воспитания, на нем воспитываются эстетические качества человека, и личности в целом – духовные потребности, нравственные идеалы, миропонимание. Эти стороны человека формируются под влиянием разных причин. Природа, труд, окружающая среда: семья, отношения между людьми,– все имеет воспитательное значение, все это может быть прекрасным. Искусство – тоже средство эстетического воспитания как ведущий выразитель «прекрасного».

Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, родному краю, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, какую слушать музыку, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги, а также проводит наглядно-разъяснительную работу в виде бесед, консультаций, выставок детских работ и поделок.

Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовно-нравственной культуры, которой должен обладать человек.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством живописи»

Автор: Малюточкина Наталья Петровна

Дата: 16.12.2022

Номер свидетельства: 620626

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Консультация "Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством живописи""
    ["seo_title"] => string(97) "konsul-tatsiia-estietichieskoie-vospitaniie-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-zhivopisi"
    ["file_id"] => string(6) "310096"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458925289"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ""Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с живописью и ее жанрами""
    ["seo_title"] => string(76) "oznakomlenie_detei_starshego_doshkolnogo_vozrasta_s_zhivopisiu_i_ee_zhanrami"
    ["file_id"] => string(6) "566202"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1607513127"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства