Консультация "Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством живописи"
Консультация "Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством живописи"
Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация "Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством живописи"»
Тема: «Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством живописи»
Консультация для педагогов
Подготовила:
педагог дополнительного образования
по изобразительной деятельности
Малюточкина Наталья Петровна.
2016г
Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству.
В программе «От рождения до школы» в разделе «Художественно – эстетическое развитие» обозначено «Приобщение к искусству».были выделены основные цели и задачи:- Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.- Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.- Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.
В младшей группе (от 3 – 4 лет):- Подводить детей к восприятию произведений искусства.- Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различению видов искусства через художественный образ.- Готовить детей к посещению кукольного театра, выставки детских работ и т. д.
В средней группе (от 4 – 5 лет):- Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему.- Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство).- Учить различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы, музыка, картина (репродукция), скульптура (изобразительное искусство), здание и сооружение (архитектура).- Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности.- Организовать посещение музея (совместно с родителями), рассказать о назначении музея.- Развивать интерес к посещению кукольного театра, выставок.- Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.
В подготовительной группе (от 6 – 7 лет):- Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства.- Продолжать знакомить детей с произведениями живописи: И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И. Левитан («Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода»), А. Саврасов («Грачи прилетели»), А. Пластов («Полдень», «Летом», «Сенокос»), В. Васнецов («Алёнушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке») и др.- Знакомить с историей и видами искусства; формировать умение различать народное и профессиональное искусство. Организовать посещение выставки, театра, музея, цирка (совместно с родителями).- Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства.- Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.
Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство. Оно знакомит детей с жизнью всей страны, воспитывает любовь к Родине, к ее честным, добрым, мужественным людям. Произведения искусства являются богатым источником радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения.
К изобразительному искусству относится
К изобразительному искусству относится
К изобразительному искусству относится живопись, графика, скульптура, мелкая пластика, декоративно - прикладное.
Живопись
Графика
Архитектура
Скульптура
Декоративно – прикладное искусство
К относится живопись, графика, скульптура, мелкая пластика, декоративно - прикладное искусство, все это оказывает влияние на изобразительную деятельность.
Что такое живопись?Живопись – это художественные произведения, которые создаются на плоскости (холст, дерево, стены, бумага, картон, какая либо поверхность)
Живопись как вид изобразительного искусства характеризуется разными жанрами : пейзаж, портрет, натюрморт, жанровые картины
Пейзаж-жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы.
В работе с детьми чаще используется природный пейзаж. Картины с пейзажем созвучны с музыкой, поэзией. К каждому из них можно подобрать музыкальное произведение. Так, настроению картины «Голубая весна» В. Бакшеева созвучна мелодия П. Чайковского «Весна», А. Пластова «Первый снег» созвучна музыка С. Прокофьева «Утро».
В. Бакшеев «Голубая весна»
Портрет– изображение какого-либо человека или группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, иными словами, если на картине изображено лицо человека это есть портрет.
Главное в портрете – лицо, глаза и губы. Лицо всегда раскрывает духовный мир человека. Мир сверстников близок детям по чувствам и мыслям, вызывает у них адекватные ассоциации. Детский портрет позволяет понять и проникнуть в мир чувств, взрослого человека, соразмерность его частей, что с трудом ими передается в рисовании и лепке. Дети любят рисовать портрет по памяти и портрет литературного героя . (В. Горинова – Купцова «Портрет внучки»)
С натюрмортом нужно знакомить дошкольников, ибо он не только вызывает эмоциональный отклик у детей уже с 3 - 4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, он и привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов, любоваться ими.
К. Петров-Водкин. «Яблоки на красном фоне».
Жанровая живописьрассказывает о труде и быте разных людей, об их успехах и невзгодах.
Произведения данного жанра позволяют приобщать детей к социальному опыту своего народа, его национальным традициям, нравственно – эстетическим идеалам. Ребенок, воспринимая в жанровой живописи образцы других людей , постигает красоту не только художественного образа, он приучается видеть красоту и своих поступков, действий, осознает себя частицей общества.
И.Попов. Первый снег.
Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности. Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует к формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный и длительный процесс. Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.Эстетическое развитие находится на важном месте в процессе воспитания, на нем воспитываются эстетические качества человека, и личности в целом – духовные потребности, нравственные идеалы, миропонимание. Эти стороны человека формируются под влиянием разных причин. Природа, труд, окружающая среда: семья, отношения между людьми,– все имеет воспитательное значение, все это может быть прекрасным. Искусство – тоже средство эстетического воспитания как ведущий выразитель «прекрасного».