Эмоциональное развитие детей раннего дошкольного возраста
Эмоциональное развитие детей раннего дошкольного возраста
Эмоциональная сфера имеет важное значение в жизни человека. Её изучению и описанию посвящено огромное количество исследований отечественных и зарубежных психологов. Дошкольный возраст – это возраст, когда малыш начинает понимать и осознавать себя, когда он подбирает способ эмоционального реагирования, от которого отталкивается при выборе поведения. Это могут быть как добрые чувства, связанные с нравственностью и чувством долга, так и эгоизм, корысть. Дети этого возраста не так наивны и неопытны, как может показаться на первый взгляд. Безусловно, у дошкольников невелик опыт, однако его эмоции обгоняют сознание. При всем этом, ребенок уже занял конкретную позицию по отношению к старшим, к осознанию того, как надо себя вести и чем руководствоваться. Его отношение к окружающему, в первую очередь зависит от взрослых, его воспитывающих.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эмоциональное развитие детей раннего дошкольного возраста»
«Эмоциональное развитие дошкольников
старшего дошкольного возраста».
Подготовила: Учайкина Н. В.
воспитатель
Эмоциональная сфера имеет важное значение в жизни человека. Её изучению и описанию посвящено огромное количество исследований отечественных и зарубежных психологов. Дошкольный возраст – это возраст, когда малыш начинает понимать и осознавать себя, когда он подбирает способ эмоционального реагирования, от которого отталкивается при выборе поведения. Это могут быть как добрые чувства, связанные с нравственностью и чувством долга, так и эгоизм, корысть. Дети этого возраста не так наивны и неопытны, как может показаться на первый взгляд. Безусловно, у дошкольников невелик опыт, однако его эмоции обгоняют сознание. При всем этом, ребенок уже занял конкретную позицию по отношению к старшим, к осознанию того, как надо себя вести и чем руководствоваться. Его отношение к окружающему, в первую очередь зависит от взрослых, его воспитывающих.
В последнее время проблема эмоций и чувств человека, как базис его душевной жизни стали предметом серьезных теоретических обсуждений педагогов и психологов, однако, до настоящего времени эмоции, как психические процессы, понимаются по-разному, существуют некоторые расхождения и даже противоречия в определениях. Это объясняется тем, что с одной стороны, эмоции всегда протекают как неотделимая органичная часть более сложных психологических состояний, включающих в себя другие эмоциональные процессы – чувства и настроения. С другой стороны, все эмоциональные процессы глубоко личностны и субъективны, в связи с чем процесс объективного изучения этих явлений существенно затруднён. Источник самых сильных переживаний ребенка принадлежит к его контактам со взрослыми и детьми. Если окружающие люди показывают ему внимание, понимают и принимают его, то он испытывает чувство комфорта и защищенности, уверенности; и тогда ребенок пребывает в жизнерадостном и бодром эмоциональном состоянии. Положительные эмоции способствуют благополучному развитию ребенка, благодаря ним у малыша вырабатываются позитивное отношение к детям и взрослым. У ребенка, поведение окружающих его людей, постоянно вызывает всевозможные эмоции, от чувства радости до горя и обиды. За этим следует и обратный эффект эмоциональной отдачи в зависимости от того была ли ему причинена обида, несправедливость или ласки и одобрение. Дети дошкольного возраста проявляют чувства любви и нежности, к людям, которые о них заботятся, это, как правило, родители и близкие родственники, те, кто всегда рядом и испытывает любовь и сочувствие к ребенку .
Эмоции ребенка не так осознанны, как переживания взрослого, они как быстро вспыхивают, так же быстро и гаснут. Переход от одного эмоционального состояния к другому зачастую мгновенен, от только что бурного веселья ребенок может одноминутно перейти к слезам. Контролировать все свои чувства и переживания малыш не способен и вследствие этого оказывается заложником охвативших его эмоций. Мотивы поведения детей значительно меняются в течение дошкольного возраста под действием эмоциональных реакций. Один и тот же поступок, совершенный детьми разного возраста, часто имеет совершенно разные побудительные причины можно выделить несколько видов мотивов, типичных для дошкольного возраста в целом, оказывающих наибольшее влияние на эмоциональную окраску поведения детей. Это, прежде всего мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как взрослые. Иная группа мотивов, каждый день проявляющихся в поведении ребят, это мотивы игровые, связанные с вниманием к самому процессу игры. Эти мотивы бывают замечены в ходе овладения игровой работой и переплетаются в ней со влечением работать как зрелый человек. Большущий смысл в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и хранения позитивных отношений со взрослыми и другими ребятами. В отличие от 3-х летнего малыша, который имеет возможность стимулировать преднамеренно конфликтную обстановку, для того чтобы, например, взглянуть на итог, для него это также собственного эксперимент, малыш возраста 5 – 7 лет, постарается избежать конфликтных обстановок. Доброжелательное отношение, окрашенное в положительные эмоции, со стороны находящихся вокруг него людей очень нужно ребенку. Дошкольнику принципиально немаловажно не только осознавать, испытывать, собственно, что к нему отлично относятся, но и слышать это, и осознавать, что он не только хорошо поступает, но и сам является положительной личностью. Влечение к позитивным отношениям со старшими вынуждает детей считаться с их воззрениями и оценками, исполнять констатируемые ими критерии поведения. По мере формирования контактов с ровесниками для детей становится наиболее значимо их отношение к нему. И чем больше им нравятся их сверстники, чем большей популярностью они пользуются, тем сильнее ребенок стремится завоевать их симпатию, расположение. Так же в дошкольном возрасте у ребенка формируются мотивы себялюбия и самоутверждения, и малыш начинает требовать, чтобы его уважали, уважали его мнение, выполняли его требования.
К старшему дошкольному возрасту дети как правило могут неплохо взаимодействовать с находящимися вокруг их взрослыми и детьми, подчиняясь общепризнанным правилам и нормам. Некоторый уровень социализации дает им возможность справляться с агрессивностью, они уже более осмотрительны и внимательны, и готовы к сотрудничеству. Огромный смысл в усвоении стандартов и правил эмоционального реагирования и поведения содержит становление у ребят ощущения гордости и ощущения позора, которые принуждают малыша сообразовывать собственные действия с оценками и ожиданиями взрослых. Основной путь воздействия взрослых на становление личности ребенка – это организация освоения нравственных общепризнанных правил, регулирующих поведение людей в обществе. Эти общепризнанные правила усваиваются ребенком под воздействием образцов и правил поведения. Эталонами поведения для ребят становятся сами взрослые: их действия, отношения, поступки. При этом, естественно, важной составляющей воздействия взрослого на малыша служит его личная система психологических реакций, оценок, характеристик.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(253) "конспект по развитию речи "обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности "
["seo_title"] => string(158) "konspiekt-po-razvitiiu-riechi-oboghashchieniie-slovarnogho-zapasa-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti"
["file_id"] => string(6) "224134"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1438515401"
}
}