Экскурсия – важная форма организации обучения в детском саду. Экскурсии представляют собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир во всем его многообразии, развитии, наблюдают взаимную связь явлений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экскурсия как форма обучения дошкольников»
Экскурсия как форма обучения дошкольников.
Экскурсия – важная форма организации обучения в детском саду. Экскурсии представляют собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых.
Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир во всем его многообразии, развитии, наблюдают взаимную связь явлений.
Экскурсия - это не простое времяпрепровождение, это интеллектуальная деятельность в свободное и непосредственно организованное образовательное время, требующая определенной затраты физических и духовных сил. Благодаря своей наглядности, доходчивости, эмоциональности экскурсия является чрезвычайно эффективной формой передачи знаний детям, способствует прочному усвоению приводимых фактов, оказывает сильное воздействие на формирование духовного облика ребенка.
Все разнообразие экскурсий подразделяется по следующим признакам: • По содержанию; • По составу участников; • По месту проведения; • По способу передвижения; • По форме проведения. В этом организованном процессе познания окружающего мира огромную роль играет эмоциональная сторона, которая является необходимым компонентом каждой экскурсии. Экскурсоводу (в нашем случае воспитатель) важно добиться от детей сопереживания, а не только наблюдения и слушания. Увиденное и услышанное должно вызывать у детей ответные чувства: восхищения, возмущения, радости от услышанного и др. По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. Тематические экскурсии разделяют на следующие группы: • Исторические, в которых освещается конкретный период истории края; • Военно-исторические, т.е. экскурсии по памятным местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музеи; • Производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс; • Природоведческие - по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея; • Искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы; • Литературные; • Архитектурно-градостроительные - с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города. Главным при подготовке и проведении экскурсии является образовательный и возрастной уровень ее участников. Важно, чтобы сведения, сообщаемые экскурсоводом, не были общеизвестными, иначе к ним быстро пропадет интерес. Но и нельзя, чтобы они были слишком оторваны от знаний детей. Новые сведения должны ложиться на почву знаний, сформированную предыдущим жизненным опытом детей. По месту проведения экскурсии подразделяются на • Городские (обзорные и тематические); • Заочные (видеосюжеты); • Загородные (автобусные и пешеходные); • Музейные. Музейные экскурсии представляют собой самую распространенную группу экскурсий. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Ведение ребенка в мир искусства, формирование у него художественной культуры в условиях социокультурной среды музеев, понимания языка искусства – эти и другие задачи должны решать воспитатели детских садов. Музейная педагогика позволяет приобщить дошкольников к эстетике народного быта. Создание в детских садах мини-музеев позволяет воспитывать у детей чувство любви к своей Родине, формировать бережное отношение к истории своей страны и ее наследию, развивать чувство гордости за свой народ, за его силу духа. Расширение кругозора детей – одна из сложных задач, стоящих перед педагогами. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, развивает творческое отношение к миру. Сделать мир музейных экспонатов понятным и значимым для ребенка помогает тесное сотрудничество педагогов ДОУ и музейных работников. По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные. Пешеходные экскурсии дают возможность ее участникам глубже изучить, исследовать объекты, почувствовать себя участниками событий, о которых рассказывает экскурсовод. Длина пешеходных экскурсий составляет обычно 2 – 6 км. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 мин, в старшей и подготовительной к школе группах – 40 – 50 мин. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды. По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом: • Обычные экскурсии (обзорные и тематические); • Учебные; • Экскурсии – прогулки Важная роль учебных экскурсий состоит в том, что с их помощью осуществляется краеведческий принцип обучения, т.е. использование местного географического материала при изучении различных тем в ознакомлении с окружающим. Экскурсии – прогулки чаще всего представляют собой природоведческие экскурсии с отдыхом на природе, например, по территории детского сада, близлежащих скверов и парков. В этом виде экскурсий самостоятельное общение детей с объектами показа занимает больше времени, чем в каких-либо других. При организации и проведении экскурсии необходимо помнить, большое количество даже интересной информации приводит к ослаблению внимания, к проявлению так называемых кризисов внимания.