Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание дошкольников»
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Центр развития ребёнка N 16 “Золотой Ключик”
Воспитатель Баядян М.С.
17.05.2023г.
Формирование основ экологической культуры
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Чтобы ребенок научился понимать природу, понимать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства необходимо формировать экологическую направленность личности с дошкольного детства, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые остаются в памяти человека на всю жизнь.
У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, и чувствует он сильнее, так как соприкасается с природой впервые, и у него растёт интерес к ней. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог детского сада может воспитать у детей очень многие положительные качества личности.
Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры.
ЦЕЛЬ
Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс.
Реализация цели идет через решение следующих задач:
Образовательные задачи:
• Формирование знаний, умений, навыков, их уточнение и конкретизация;
• Развитие познавательных навыков процесса восприятия, памяти, мышления;
• Задачи, связанные с развитием речи (обогащение словаря, формирование связной речи);
• Формирование учебных умений: слушать сверстника, действовать по указанию воспитателя, уметь обследовать предмет, сосредотачивать на предмете, находить характерные признаки;
• Формирование познавательного интереса к природе.
Воспитательные задачи:
Направлены на формирование бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к природе.
Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребёнка.
В работе с детьми используем различные формы и методы.
Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Игра остается основной деятельностью детей. В игре объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, а с другой получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляя познание окружающей их среды.
Знания об экологии, полученные детьми при помощи игровой деятельности, влияют на приобретения, уточнения и закрепления знаний о природе и окружающей среде, а также способствуют формированию у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы.
В экологическом воспитании дошкольников используем разнообразные игры: дидактические, предметные(«Детки на ветке»), настольно-печатные, словесные, подвижные(«Птички», «Пастух и овцы», «Цыплята и ястреб», «Хитрая лиса», «Караси и щука», «Сугроб, сосулька, вьюга»), творческие, строительные, сюжетно-ролевые(«Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоопарк», «Путешествие к морю», «Поездка в деревню»).
Среди разнообразных методов экологическоговоспитания ведущее место отводится наблюдению.
Наблюдение – это результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Системное использование наблюдений в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности.
Используем календари природы, как метод экологического воспитания детей. Календарь помогает понять связи в природе.
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через трудовую деятельность
Осенью привлекаем детей к сбору семян пересадки цветущих растений из грунта в уголок природы, сбору листьев для групповых букетов, экологическим субботникам. Зимой сгребаем снег к стволам деревьев, выращиваем зеленый корм, кормим птиц на участке, используя при этом кормушки, сделанные совместно с родителями. Весной дети участвуют в посеве семян, пересадке рассады, работаем на огороде. Каждое лето на наших клумбах цветут цветы, которые мы сажаем вместе с детьми, ухаживаем за ними, любуемся их красотой.В уголке природы дети выполняют обязанности дежурных. Особое внимание уделяется на то, что жизнь животного и растения зависит от того, как человек правильно осуществляет уход за ними.
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредствам экспериментирования
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Формирование начал экологической культуры у дошкольников через реализацию экологических проектов, приемов ТРИЗ
Реализовать задачи экологического воспитания нам позволяет технология ТРИЗ. Актуальность и значимость ТРИЗ – педагогики для дошкольников – это коллективные игры и занятия, и она призвана не, заменить основную программу, а максимально увеличить её эффективность. Цель ТРИЗ – не только развивать фантазию детей, но и научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире. Основные методы работы: 1) наблюдение не только в природе, но и за деятельностью человека 2) игры: - на познание и классификацию «Назови, одним словом», «Чем похожи и чем отличаются». - на подготовку решения противоречий «Хорошо-плохо», «Наоборот»
Экологическое воспитание дошкольников посредством сказкотерапии, худ. литературы
Для решения задач воспитания экологической культуры у дошкольников за основу взяли “Сказкотерапию”, как один из методов расширения сознания. Мы взяли не просто сказкотерапию, а игровую сказкотерапию один из методов здоровье сберегающей технологии.
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у дошкольников эмоционально-чувственное восприятие мира. В сказке Добро всегда побеждает Зло! Конечно, детям еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую, в ней есть только волшебные образы, к которым ребенок определяет свои симпатии.
В индивидуальной работе с детьми применяем:
- коррекционные сказки (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.
- психотерапевтические (“для лечения души”, с образом доброго волшебника), моделируем знакомые сказки эколого-познавательного характера, рассказываем или придумываем вместе с детьми по кругу уже известную сказку.
Стараемся, как можно больше дать детям знаний о своем родном крае, о РФ, Владимирской Области. Дети знают, о существовании «Красной книги» Владимирской Области.
Экологическое воспитание дошкольников посредством музыки
В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из основных условий построения воспитательно-образовательного процесса является интеграция образовательных областей, которая дает возможность избежать мозаичности восприятия, способствует воссозданию целостной картины мира. Например, давая детям полное представление о животных, педагог знакомит их с образом жизни, ролью животных в жизни человека, а во время организации музыкально-художественной, продуктивной деятельности и чтения — с образами животных в произведениях писателей, поэтов, народного фольклора, а также с передачей этих образов в творчестве композиторов, художников.
Вывод.
Таким образом, формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста – поможет заложить в них бережное отношение к природе, усвоить нормы и правила окружающего их мира.