kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологическое воспитание дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическое образование дошкольников — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике — решается в основном на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание дошкольников»

Федерация организаций профсоюзов Оренбургской области

Учреждение дополнительного профессионального образования

«Учебно-методический центр Федераций организаций профсоюзов Оренбургской области»






Экологическое воспитание дошкольников

Итоговая аттестационная работа

По дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки

«Педагог в сфере дошкольного образования»





Исполнитель: С.К.Бакитова


Руководитель: Н.А. Сергеева




Оренбург 2019г.



СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………………...….4

Глава 1.Формирование экологической культуры у дошкольников 6-7 лет

1.1.Понятие экологической культуры …………………………………..…......9

1.2.Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников 6-7 лет..................................................................………………………………...….15

1.3. Общие задачи экологического воспитания в работе дошкольной образовательной организации............................................................................17


1.4.Типы экологических занятий ......................................................................22


Глава 2. Методика формирования экологической культуры у старших дошкольников.

2.1.Формирующий этап.........................................................................................28
2.2  Контрольный эксперимент в формировании начал экологической культуры …………………………………………………………………………31

Заключение…………………………………………………………...…..….…...33

Список использованных источников………………………………..…….....…35



ВВЕДЕНИЕ

Экологическое образование дошкольников — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике — решается в основном на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства.


Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе.


Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к природе.




Экологическая культура включает в себя следующие компоненты:




- экологические знания и умения;




- экологическое мышление;




- ценностные ориентации;




- экологически оправданное поведение.




Актуальность работы состоит в том, что ознакомление дошкольников с растительным и животным миром родного края, явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой есть формирование начал экологической культуры.




Целью нашей работы является рассмотреть систему проведения занятий по ознакомлению с растительным и животным миром родного края в формировании начал экологической культуры у детей 6-7 лет.
















Задачи:




- Рассмотреть понятия «экологическая культура», «формирование начал экологической культуры личности», задачи по экологическому воспитанию для подготовительной к школе группы.




- Изучить теоретические основы зарубежных и отечественных исследователей по проблеме.




- Раскрыть структуру проведения занятий в подготовительной к школе группе.




- Изучить особенности растительного и животного мира Тверского края, рассмотреть направления региональной программы экологического воспитания.




- Провести опытно-экспериментальную работу по проблеме формирования начал экологической культуры у дошкольников 6-7 лет.




- Составить методический материал. Выполнить подборку специальных занятий по ознакомлению с растительным и животным миром родного края.




Особое внимание при работе с детьми этого возраста следует уделить воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.




Для реализации целей и задач работы предусматривается следование принципам: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольной организации и семьи.




Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.




Предмет исследования – процесс формирования экологической культуры у старших дошкольников посредством занятий по ознакомлению с растительным и животным миром родного края.




Объект исследования – специальная серия занятий по ознакомлению с растительным и животным миром родного края в формировании начал экологической культуры у дошкольников 6-7 лет.




Было выдвинуто предположение о гипотезе, что формирование начал экологической культуры у дошкольников 6-7 лет будет протекать эффективно при использовании специальной серии занятий по ознакомлению с миром растений и животных родного края.




Реализация данной гипотезы идет через следующие направления:




- уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;




- формирование элементарных представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;




- развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;




- ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье человека;




- выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе);




- развитие познавательного интереса к окружающему миру;




- формирование эстетического отношения к окружающему миру.




В своей работе, мы использовали следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, обобщение передового педагогического опыта.




Апробация исследования происходило в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении в детском саду «Звездочка» в подготовительной группе.


Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ.

    1. Понятие экологической культуры.

Понятие экологической культуры соединяет в себе:



- знание основных законов природы;



- понимание необходимости считаться с этими законами и в ознакомлении с родной природой руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности;



- стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования;




- выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей.




Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно—волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности. Экологическая культура личности строится на базе понимания закономерностей живых систем и уважения жизни, и её главным показателем является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей.



Д.В. Владышевский сущность экологической культуры связывает с природопользованием, осознанием опасности и недопустимости безудержного использования ресурсов планеты, с переходом к общенациональному сбережению природы. Академик Б.Т. Лихачёв рассматривает экологическую культуру как производное от экологического сознания. Она должна строится на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное её осуществление, богатство нравственно—эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой. В.А. Игнатова всесторонне (теоретически и экспериментально) изучает процесс становления экологической культуры. Исходной в её исследовании является такая позиция: экологическая культура—часть общечеловеческой культуры, отдельная её грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности. Центром экологической культуры являются универсальные ценности и такие способы деятельности, которые позволяют сохранить эти ценности. Критерием сформированности экологической культуры являются обоснованные с точки зрения законов экологии поступки, поведение и деятельность человека, действия, экологически сообразные социоприродной среде. Экологическая культура может быть сформирована у дошкольников в процессе обучения. Ключевыми показателями экологической культуры являются целостное представление о социоприродной среде, обобщённая картина мира, понимание системности и процессуальности мира; экологическое мышление; экологически целесообразная деятельность и поведение. Важнейшим условием формирования экологической культуры личности является интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания в содержании образования [5, 90].




Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру.



Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства - рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы.



В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.



Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.



Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:




1. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней.



2. Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.




3. Накопление детьми эмоционально - позитивного опыта общения с природой.







Задача педагогов дошкольной образовательной организации (далее ДОО) на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому.




В течение последних пяти лет в нашем детском саду ведется углубленная работа по экологическому воспитанию дошкольников. Начиналось все с установления контактов с районной библиотекой, краеведческим музеем, СЭС. Тогда же мы приступили к созданию условий для обучения педагогов новым методам и технологиям экологического воспитания для применения в работе с детьми разного возраста. Нами были изучены и проанализированы разделы по экологии в программах воспитания и обучения детей в детском саду: "Детство", "Радуга", "От рождения до школы», «Из детства в отрочество»; программа экологической направленности: "Юный эколог".



Элементы этих программ внедряем в нашу работу. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах. Чтобы определить пробелы в знаниях педагогов, мы используем анкетирование по вопросам экологии и экологического воспитания детей. На основе данных анкет планируется дальнейшая методическая деятельность коллектива. Планомерная, целенаправленная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем все это позволяет проводить обширную целенаправленную работу с детьми в данном направлении. Оно стало приоритетным в воспитании и обучении детей нашей образовательной организации. Экологические знания стали включаться во все занятия и другие виды детской деятельности. Воспитывая в детях любовь ко всему живому, мы, прежде всего, стараемся пробудить интерес к обитателям уголка природы: растениям, животным и птицам. Это дает возможность проводить систематические и длительные наблюдения, эксперименты и позволяет удовлетворять любознательность детей. Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому стараемся не упустить очень важный вид деятельности детей экспериментирование. Это разнообразные опыты с водой, снегом, сыпучими и несыпучими веществами, растворимыми и нерастворимыми и многое другое. Дети старших групп с удовольствием помогают ухаживать за растениями. Малыши приходят играть в песочницу, круглый год узнают различные свойства песка. Выращивая отдельные экземпляры растений в огороде, на окне дети познают их характер и потребности на разных стадиях роста и развития. Дети очень гордятся результатами своего труда. На занятиях дети получают знания о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других материков, о человеке, как части природы. Учатся моделировать, выделяя самые главные существенные признаки. Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь, поэтому ежедневно наши воспитатели на прогулках обращают внимание детей на красоту родной природы. Большое внимание уделяем проблеме охраны окружающей среды. Показываем и объясняем, как ухудшение экологических условий сказывается на жизни человека и живой природы, учим уважительному отношению к окружающему миру.



Анализируя свою работу, вскрывая причины не усвоения некоторыми детьми правил поведения в лесу, в парке, на участке детского сада, мы пришли к выводу, что необходим тесный контакт с семьёй. Это заставило нас активизировать свою работу с родителями это: родительские собрания, информационные листы, анкеты, дни открытых дверей, индивидуальные беседы, ведение экологических дневников. Родители не отказывают в посильной помощи, интересуются проводимой нами работой. Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей.



Совместно мы провели акции "Посади дерево!", "Сохраним природу чистой". Планируем провести "Комнатное растение моего ребёнка". В нашей дошкольной организации дети вовлекаются в разные мероприятия. В результате целенаправленной работы по экологическому воспитанию и образованию произошли изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники стали осознанно относиться к природным богатствам, ко всему живому внимательнее, трудолюбивее и наблюдательнее, что отражается в их рисунках и рассказах. Считаем, что выбранное нами приоритетным экологическое направление в работе с дошкольниками, перспективная, наиважнейшая задача. И в процессе решения этой задачи мы сможем воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство [8, 99].

1.2. Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников 6-7лет.




Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных организаций сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому - ознакомление с природой приняло природоохранную окраску. Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В классической экологии центральными понятиями являются: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы - сообщества живых организмов, проживающих на одной территории (имеющих поэтому однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней. Взаимодействие человека с природой - второй, чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей - социальной экологии, экологии человека - не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу. Итак, в основе экологического воспитания - адаптированные на школьный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда. Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на обще-гуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры - базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени. Природа планеты - уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.




Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или


духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения[5,59]. .


Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.




Они сводятся к следующему:


- создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;




- создание в дошкольной организации условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;




- систематическое повышение квалификации педагогического персонала: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей; осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование; выявление уровня экологической культуры - реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя [15,70].




Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социоприродных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор. Биоцентрический подход к вопросам экологического образования, ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как ее часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по ее законам. Это тем более важно для России, спецификой которой являются большая протяженность и географическое разнообразие. Исторически сложившееся благоговейное отношение народов России к природе представлено в настоящее время ярко выраженной природоохранной тенденцией в образовании. Можно отметить и тот факт, что в России не прижился термин «образование в области окружающей среды», который принят во всем мире и который отражает антропоцентрические тенденции во взаимоотношении человека с природой. Термин «экологическое образование», соединяющий в себе изучение природы, ее охрану, взаимодействие человека с природой, среду его обитания, соответствует российской специфике и решению существующих экологических проблем средствами образования. Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями. В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг:


связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессы роста и развития; многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов; человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;


использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств. Первая и вторая позиции - это классическая экология, ее основные разделы: аутэкология, рассматривающая жизнедеятельность отдельно взятых организмов в их единстве со средой обитания, и синэкология, вскрывающая особенности жизни организмов в сообществе с другими организмами на общем пространстве внешней среды. Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на разных стадиях роста и развития. Важным аспектом при этом является рассмотрение труда людей как средообразующего фактора [6, 20].




Третья позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов - сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них. А также внести понимание единства в многообразие форм живой природы - дать представление о группах сходных растений и животных, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладываются понимание само ценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни. Четвертая позиция - это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах потребление и использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов). Ознакомление с этими явлениями позволяет начать вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам. Все обозначенные позиции содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста согласуются с содержанием общеобразовательной области «Экология», представленной в Концепции общего среднего экологического образования. Этап дошкольного детства можно рассматривать в плане ее пропедевтики. Экологические знания, предназначенные для детей, отвечают моменту «истины» в общечеловеческих ценностях. «Добро» и «красоту» дети обретают в процессе трансформации знаний в отношение [8, 23].


1.3 Общие задачи экологического воспитания в работе дошкольной образовательной организации.



Задачи оздоровительной направленности: охранять и укреплять здоровье детей; учить их правильно взаимодействовать с природой; формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности; учить согласовывать свое поведение с факторами среды.




Задачи образовательной направленности:




- формировать элементарные экологические знания и представления, а также начала, азы экологического мировоззрения;




- уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе;




- формировать умение самостоятельно решать различные экологические задачи;




- учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса: знакомить с особенностями жизни животных (животные в природе живут в определенных местах, питаются определенной пищей и нуждаются в определенных условиях для выведения потомства);




- показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания;




- показать многообразие животных организмов и их сообществ;




- формировать представление о том, что человек - часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность - обязательность человека;




- познакомить с Красной книгой.




Задачи воспитательной направленности:




- формировать бережное и ответственное отношение к миру природы;




- формировать эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними;




- воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочувствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту, уважительное отношение к традициям своего народа;




- развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления об экологических проблемах города (поселка, деревни и т.д.);




- формировать умение создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных в неволе;




- развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным живого уголка в дошкольной организации, к лесным богатствам; - воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцы, трактористы, лесничий и т.д.);




- формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля, от которого зависит жизнь всего живого.




Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями:




- формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, домашними животными;




- учить ухаживать за объектами Уголка природы;




- учить заботиться о чистоте двора, участка детского сада, группы, города (поселка, деревни и т.д.).




Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в продуктивных видах деятельности:




- развивать интерес и любовь к родному краю и умение отражать это в рисунке, лепке и аппликации;




- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;




- учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы;




- показать, как мастера народного декоративно-прикладного искусства используют природные ресурсы (дерево, глина, камни и т.д.) и отражают красоту окружающей природы в своих изделиях [4, 45].




5. Занятия как одна из форм экологического воспитания дошкольников в приобщении к природе.




Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы). Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством педагога формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями программы, в определенной системе и последовательности развиваются их основные познавательные процессы и способности. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать его. Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью педагог использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используется и труд детей в природе. Основная задача занятий третьего вида — обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике. Занятия проводятся во всех возрастных группах: в старших — пo 1 занятию каждую неделю. Дополнительно к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки. Подготовка к занятию. Эффективность занятия зависит от того, как педагог подготовится к его проведению. Наметив тему занятия, он должен пополнить, уточнить собственные природоведческие знания по теме, а затем разработать программные задачи занятия. В определении содержания программных задач педагог исходит из требований «Программы воспитания в детском саду» и уровня развития детей своей группы, учитывает и особенности природного окружения. Отбирая программное содержание, необходимо уточнить место данного занятия в системе работы. При этом педагог должен помнить, что одно и то же программное содержание должно повториться в занятиях, в других формах работы, при использовании различных методов, так как оно усваивается детьми постепенно. В программное содержание включаются 2 группы задач: образовательные и воспитательные. Образовательные задачи — это тот объем знаний, который необходимо дать детям на занятии или уточнить и конкретизировать. Образовательные задачи включают и развитие познавательных процессов, отдельных мыслительных операций, развитие речи, а также формирование навыков учебной деятельности. В содержание образовательных задач включают также формирование познавательного интереса детей к природе. Воспитательные задачи, решаемые на занятии, направлены на формирование положительного, бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к ней. На занятиях, где используется труд детей, в программных задачах отражают необходимость формирования трудовых навыков и умений, а с использованием метода наблюдения в программное содержание включают развитие этой деятельности. При подготовке к занятию и его проведении важно правильно определить метод построения занятия. Выбор метода зависит от характера образовательных задач, от особенностей самого природного объекта и от возраста детей. Так, формирование знаний о диких животных лучше всего осуществить через показ диафильмов, кинофильмов, а ознакомление с животными или растениями уголка природы требует проведения непосредственного наблюдения за ними. Разнообразие предметов природы и методов обучения, используемых на занятиях, требует от воспитателя тщательной подготовки обстановки. Для рассматривания животных, комнатных растений, картин детей сажают полукругом. Это позволяет всем активно участвовать на занятии. Если на занятии используется раздаточный материал, и каждый получает объект наблюдения, то детям удобнее сидеть за столами. Иногда занятие, посвященное воспитанию навыков труда, организуется в групповой комнате. В этом случае наиболее рациональное размещение детей — за столами, поставленными буквой П или лентообразно. При этом дети имеют возможность лучше видеть показ педагогом приемов работы, им удобно действовать при выполнении трудового задания, а педагог имеет большую возможность для обучения и контроля. Готовясь к проведению занятия, педагог продумывает, какие отобрать наглядные пособия: картины, рисунки, гербарии, календари природы, погоды и т. п.; какие животные, растения, виды корма, предметы ухода за животными и растениями, посадочный материал потребуются для работы. Только после этого педагог продумывает ход занятия. Поскольку усвоение программного содержания всеми детьми осуществляется в ходе занятия, педагог заранее разрабатывает последовательность работы, обеспечивающую продвижение детей в соответствии с программными требованиями, сочетание заданий, систему приемов, активизирующих умственную деятельность детей.





1.4 Типы экологических занятий.




Типы экологических занятий.




Занятия первично-ознакомительного типа. На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека предается детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами занятий могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса и севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы.




Занятия обобщающего типа.




На занятиях обобщающего типа педагог ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление. Практика обучения показывает, что обобщения должны строиться на различных конкретных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе. Анализ программ воспитания в детском саду и методических пособий по ознакомлению с природой позволяет сделать вывод, что к ним относятся знания о многообразии растительного и животного мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных явлениях в природе. В старшем дошкольном возрасте эти конкретные знания могут быть суммированы, обобщены. Обобщение знаний культурных и дикорастущих растениях может проходить на основе таких моментов: различное место произрастания, самосев дикорастущих и выращивание человеком культурных растений, особенности ухода за ними, значение культурных и дикорастущих растений в жизни человека. Формирование обобщенных представлений происходит в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Итак, формирование обобщенных представлений происходит при пользовании словесного метода работы с детьми, а именно бесед. Таким образом: обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей – умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.




Занятия углубленно-познавательного типа.




Содержание занятий, которые можно назвать углубленно-познавательными, направленно на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Занятия, углубленно-познавательного типа проводятся всякий раз, когда возникает необходимость закрепить, уточнить, расширить конкретные представлении детей, полученные в повседневной жизни, особенно в результате длительных наблюдений за ростом и развитием живых объектов, за сезонными явлениями природы, знакомства детей с рядом однородных предметов природы. Углубленно-познавательное занятие – завершающее звено той или другой локальной системы работы с детьми. Занятия углубленно-познавательного типа, как, уже было сказано играют важную роль в природе, в частности с фактами приспособленности животных к среде обитания [4, 67].












































Глава 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.


2.1 Формирующий этап




Цель формирующего этапа - разработка специальной серии занятий по ознакомлению с растениями и животными Тверского края в формировании начал экологической культуры.



Прежде всего необходимо осуществлять воспитательно-образовательную работу с детьми необходимо с учетом традиций социокультурной среды, местных исторических, национальных, географических, климатических особенностей региона, то есть использовать региональный компонент. Очень важно, опираясь на наследие наших предков, сформировать у детей жизненные ценности. Стремиться развивать в детях умение ценить и восхищаться окружающей нас красотой, уважать труд взрослых, воспитывать доброту, честность, смелость, отзывчивость на примерах подвигов наших прадедов, чтобы дети гордились счастливой возможностью родиться и жить на земле. Региональный компонент присутствует во всех видах деятельности и занятий детей. В соответствии с Законом РФ “Об образовании в РФ” государственный стандарт (ФГОС) включает не только федеральный, но и национально-региональные компоненты. Законодательство в области образования и установления национально - региональных компонентов ФГОС находится в ведении субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 29, п. 2,8 Закона РФ “Об образовании в РФ”. Для каждой территории (региона) характерны:




- особенности происхождения ее самой (результат землетрясения, движения ледников и пр.);




- пространственное положение (материк, полуостров, остров; площадь, плотность населения и т.д.);




- климат;




- флора и фауна;




- природные ресурсы: недра, вода, лес и пр.;




- многообразие природных явлений.




Во многих ДОО края с целью приобщения детей к основам экологической культуры разработаны авторские программы, методические пособия, экологические игры и сценарии экологических праздников, создается экологоразвивающая среда. В МДОУ работа по этому направлению ведется постоянно и систематически. Эффективные занятия по формированию интереса непременно повысят уровень экологической культуры и интерес к родной природе у дошкольников 6-7 лет.




Интегрированное занятие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с внесением регионального компонента.




Цель:




-познакомить детей дошкольного возраста с растительным и животным миром местного региона.




Программные задачи:




- систематизировать знания детей о флоре и фауне Тверского края;




- закрепить элементарные видовые и родовые понятия;




- способствовать углублению и обобщению представлений детей о лесе;




- воспитывать у детей интерес к жизни леса.




Предшествующая работа:




Чтение художественной литературы, составление описательных и сравнительных рассказов, рассматривание картин и иллюстраций.




Материал:




мяч;




"Многофункциональное настенное панно";




набор картинок:




деревья: дуб, клен, каштан, липа, пихта, ель, сосна, береза, ясень;




кусты: орешник, боярышник, шиповник, терн, черемуха, калина, малина;




травы: одуванчик, лютик, незабудка, мать-и-мачеха, мята, крапива, зверобой, подорожник, колокольчик, осот;




грибы и мох;




животные: медведь, волк, лиса, хорек, ласка, рысь, белка, еж, заяц, мышь, крот, олень, кабан;




птицы: сыч, сова, дрозд, сорока, кукушка, дятел, щегол, синица, сойка, иволга;




насекомые: бабочки, муравей, комар, муха, божья коровка, стрекоза, жуки;




картинки животных, растений и птиц, не живущих в наших местах, а также домашних животных.




Ход занятия:




В гости к ребятам приходит Незнайка и начинает фантазировать:




Незнайка: - Здравствуйте, ребята! Ой, я сегодня в нашем лесу был: как там красиво: Ну, просто настоящие джунгли: кокосы, бананы, ананасы. Лианы везде, орхидеи. Цветы огромные, разноцветные. Кругом слоны, зебры, крокодилы гуляют. Я даже какаду видел. Правда, правда!




Воспитатель: - Незнайка, ты уверен, что был в нашем лесу, а не где-нибудь в Африке? Что-то я не припомню, чтобы в Тверском крае крокодилы с какаду водились.




Незнайка: - Конечно, уверен!




Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, нам Незнайка правду сказал? Давайте расскажем и покажем ему с помощью "настенного панно", какие растения, животные и птицы живут в наших лесах. Какие деревья растут в лесу? Прикрепите их к "панно". Получился у нас лес? Что еще растет у нас в лесах? (Добиваться обобщенных понятий: кустарники, травы, грибы.) Назовите и прикрепите их к "панно". Молодцы!




Незнайка: - Хороший у вас лес получился!




Воспитатель: - Получился ли лес? Почему? (Нет животных.)




Педагог просит других детей прикрепить на "панно" животных и назвать их.




Незнайка: - Ну, теперь лес готов?!




Воспитатель: - Нет, в лесу еще живут насекомые. Какие насекомые живут в наших лесах? Почему? Зачем они лесу? Поселите насекомых.




Незнайка: - Вот теперь точно все! Лес готов!




Воспитатель: - Ребята, что будет, если в лесах будет много насекомых? (Они все съедят.) Что же делать? Какие птицы живут в нашем крае? Почему? Выберите и поселите их. Посмотрите, что же у нас получилось? (Лес.)




Воспитатель: - Понял Незнайка, какие растения и животные живут в наших Тверских лесах?




Незнайка: - Понял, только теперь я в лес не пойду, комаров много, да и волков я боюсь.




Воспитатель: - Ну ладно Незнайка, не ворчи. Лучше поиграй с нами.




Подвижная игра "Классификация": Дети становятся в круг, педагог в центр. Он бросает мяч детям по очереди и называет объект с "панно", а ребенок должен сказать, к какой группе это относится. Например: волк - хищник, мать-и-мачеха - лекарственная трава.




Дидактическая игра "Найди хозяина": Детям предлагается найти на "панно" тех, кому принадлежат изображения на карточках, которые показывает воспитатель. Например: следы, хвосты, уши, клювы, ягоды, семена. Незнайка тоже участвует в игре и отвечает неправильно, дети его поправляют. Примеры дидактических игр для "панно":




"Кто как передвигается?" Из изображений, прикрепленных к "панно", найти тех, кто летает, ползает, прыгает.




"Кто живет в нашем крае". Педагог предлагает прикрепить к "панно" только тех животных или птиц, которые встречаются в Тверском крае.




"Отыщи хищников (травоядных, грызунов, насекомых)". Ребенку предлагается выбрать и назвать животных одной группы из тех, что есть на "панно".




"Кто где живет?" Рассказать, где живут звери, изображения которых прикреплены к "панно". Например: лиса - в норе, белка - в дупле и т. д.




"Кто (что) здесь лишнее?" Среди растений, животных, птиц выбрать на "панно" те, которых нет в Тверском крае.




"Найди того, о ком расскажу". Взрослый рассказывает о том, где обитает зверь, чем он питается, а дети угадывают.




"С какого растения листочек?" Детям показывают карточки с изображением листочков, иголок, а они называют и показывают соответствующие растения.




"Кто зимует с нами?" Показать птиц, которые зимуют в наших краях.




"Подбери цветы лета (осени, весны)". Собрать с "панно" осенний, весенний, летний букет.




"Чьи это семена?" Прикрепить семена к соответствующему растению.




"Так бывает или нет?" Ребенку предлагается объяснить правильность или неправильность изображенного на панно. Например: грибы и ягоды на сосне не растут, но их туда могла принести белка, поэтому так бывает.




"Что было бы если бы?" На "панно" размещаются картинки с закрытыми частями. Детям предлагается объяснить, что было бы, если бы не было насекомых; у совы не было крыльев, когтей; у дерева - листьев, корней; у ежа иголок и т.д.




Физ. минутка “В гости к корню”




Дружно за руки возьмемся,




В подземелье мы пойдем.




Под полянами мы пройдемся




И лесок не обойдем




1,2,3 – повернись!




И ты корню поклонись!




Нагибайся, погляди-ка,




Ты не прячься, корневище,




Все равно тебя найдем.




1,2,3 – повернись,




И ты корню поклонись!




Игра - эстафета "Собери грибы". Дети делятся на две команды, по очереди бегут к "панно", берут по одному съедобному грибу и несут в свою корзину. Затем результаты подчитываются, и объявляется команда - победительница.




Дидактическая игра "Опиши, мы угадаем". Ребенок описывает то, что сам выбрал на "панно". Например: сосна - высокое дерево, резная кора, широкая крона, прямой толстый ствол, длинные иголки.




Воспитатель: - Молодцы! Вы много знаете о природе родного края.




"Незнайка: - Спасибо ребята! Теперь я знаю, что растет и кто живет в наших лесах. Обещаю, больше не выдумывать.




Воспитатель: На прощанье я хочу вам подарить подарок. Вручает корзину с природным материалом. Дети благодарят Незнайку. В группе дети изготавливают поделки из природного материала. Оформляется выставка.




Занятия по приобщению дошкольников к природе в (Приложение 1).




Занятие - экскурсия по экологической тропе в мае.




Мы живем в центре нашей страны. Климатические условия нашего края позволяют проводить работу по экологическому воспитанию в непосредственном контакте с объектами природы в течение всего года.




Экскурсии в поле во время уборки зерновых, на животноводческую ферму, не только расширяют представления детей об окружающем мире, но и воспитывают уважение к людям труда.




Как редко мы задумываемся над тем, как лес, луг, река, даже пустырь за домами, то есть все то, что обычно называют природой, помогают нам воспитывать малышей, потому, что стоит им повзрослеть чуть-чуть, как в дело вступают другие силы.




Ребенок, прошедший школу «зеленого» дошкольного воспитания, сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, очарование пейзажа. И где бы он не находился: в лесу, на лугу, он проявит наблюдательность, пытливость ума, потому что имеет первые и серьезные знания о таинственной жизни зеленых друзей, умеет радоваться им и заботиться о них. Изучение видового состава растений, животных, интересных участков способствовало созданию экологической тропы. Дети с удовольствием отправятся в путешествие. Живой, пытливый интерес ребят к удивительному миру Природы станет самой большой благодарностью для нас, взрослых.




Программное содержание.




Обучающее: учить детей различать и называть хвойные и лиственные деревья; учить сравнивать их, находя общие признаки: у всех деревьев есть крона, ветви, ствол, корни; уточнить знания детей о состоянии растений весной: на деревьях набухают почки, появляются проталины у оснований деревьев, так как начинается сокодвижение; дать понятие об экосистеме “лес”.




Развивающее: развивать умение логически мыслить, устанавливая взаимосвязи: состояние неживой природы – растительный мир – животный мир.




Воспитательное: воспитывать у детей потребность в общении с природой, бережном отношении к своему здоровью; развивать любовь к родной природе, желание любоваться окружающим миром; практическими делами охранять и беречь лес.




Материалы: флажки красного цвета (для перехода через проезжую часть), целлофановые пакеты, фотоаппарат, масляная краска, кисть, альбом, карандаш, корзина.




Движения: ходьба с высоким подниманием колен, след в след, приставным шагом, широким шагом, змейкой, прыжки с поворотом, боком, через препятствия.




Предварительная работа: беседа о правилах перехода через проезжую часть, чтение произведений о весне.




Ход экскурсии




В Ребята, как вы думаете, куда ведет эта тропинка?




Д: В лес.




В: Вы хотите прогуляться по этой тропинке? Узнать много интересного. На каждой лесной тропинке нам будет встречаться все новое и новое чудо.




Когда ты идешь по тропинке лесной,




Вопросы тебя обгоняют гурьбой:




Одно “почему” меж деревьями мчится,




Летит по пятам за неведомой птицей,




Другое - пчелою забралось в цветок.




А третье – лягушкою, скок в ручеек.




“Что” мышкой шныряет под листьями в норах,




“Кто” ищет в кустах притаившийся шорох.




Сидит “от чего” на зеленом листке,




“Куда” полетело верхом на жуке,




“Зачем” вслед за ящеркой влезло на пень…




Вопрос за вопросом и так целый день!




Пойдем - ка дружок, по тропинке лесной




Ответы искать под зеленым шатром. (А. Дитрих).




В: Итак, мы оказались в лесу. Давайте поздороваемся с лесом, каждый по-своему!




В: Какое сейчас время года?




Д: Весна.




В: Правильно, весна. Оглянитесь вокруг, давайте полюбуемся красотой весеннего леса, когда оживает и просыпается природа. Ребята, что вы почувствовали, услышали, когда вошли в лес? (Свежесть, запах хвои, пение птиц, шум ветра…).




Лесные жители наблюдают за нами, они притаились и ждут, как же мы будем вести себя в лесу? Уважаемый лес, мы пришли к тебе как друзья! Ведь, правда, ребята? А как ведут себя в лесу настоящие друзья леса?




Д: Не кричат, не пугают животных, насекомых, ходят только по тропинке, чтобы не обидеть растения …




В: Прежде, чем отправиться в путь по тропинке, я напомню вам правила поведения в лесу, о которых вы забыли сказать.




“Лесные правила”.




Если в лес пришел гулять,




Свежим воздухом дышать,




Бегай, прыгай и играй,




Только, чур, не забывай,




Что в лесу нельзя шуметь,




Даже очень громко петь.




Испугаются зверушки,




Убегут с лесной опушки.




Ветки дуба не ломай,




Никогда не забывай




Мусор с травки убирать.




Зря цветы не надо рвать!




Из рогатки не стрелять,




Ты пришел не убивать!




Бабочки пускай летают,




Ну, кому они мешают?




Здесь не нужно всех ловить,




Топать, хлопать, палкой бить.




Ты в лесу – всего лишь гость,




Здесь хозяин – дуб и лось.




Их покой побереги,




Ведь они нам не враги! (Н. Рыжова).




В: Запомнили эти правила? Старайтесь их выполнять, не то лес затаится, испугается, и мы не узнаем ни одной его тайны. А тайн в лесу очень много.











2.2 Контрольный эксперимент в формировании начал экологической культуры.


Цель: Выявить уровень экологической культуры после проведенной работы.


Задание 1. Диагностическое занятие. «Откуда пришел хлеб».







Задание происходило по принципу констатирующего эксперимента.









Таблица 1

«Откуда пришел хлеб»







Порядок разложения



карточек (1 этап)







Порядок разложения







карточек (2 этап)







Рита Б.







1,2,5,7,8,4,6,3,9,10,11,12.







1,2,3, 4,5,6, 7,8,9,10,11,12.







Маша К.







2,4,5,3,6,8,7,1,9,10,11,12.







1,2,3, 4,5,6, 7,8,9,10,11,12.







Маша М.







2,3,4,1,5,6,7,9,8,10,11,12.







1,2,3, 4,5,6, 7,8,9,10,11,12.







Слава К.







3,1,2,4,7,9,6,5,8,10,11,12







1,2,3, 4,5,6, 7,8,9,10,11,12.







Ваня Т.







1,3,5,7,2,4,6,8,9,11,10,12







1,2,3, 4,5,6, 7,8,9,10,11,12.







Илья К.







2,1,3,7,6,5,4,8,9,10,11,12.







1,2,3, 4,5,6, 7,8,9,10,11,12.















Выводы: Задание выполнено верно. Карточки с изображениями последовательного производства хлеба разложены правильно.







Задание 2. Диагностическое занятие. «Узнай семена».







По аналогии констатирующего этапа.







Данные результатов отражены в таблице 2 «Узнай семена».











Таблица 2



«Узнай семена»







«+»-называет верно



«-»-ответа нет.







В одной колонке с результатами констатирующего эксперимента присутствуют результаты контрольного эксперимента.



Задание 3. «Растения».







Задание 3 строилось по аналогии констатирующего эксперимента.



Задание 4. «Какие животные родного края ты узнаешь на картинке».







Задание проводилось по аналогии констатирующего эксперимента.









Вывод: С заданием справилась вся экспериментальная группа.





Вывод: Ответы детей показывают хорошие знания о названиях животного мира. Ребята узнают насекомых, диких животных, птиц.







Выводы контрольного эксперимента: Таким образом, контрольный эксперимент показал, что после проведенной работы, а именно с помощью специальной серии занятий у дошкольников в целом, повысился уровень экологической культуры. Ребята не только знают растения, животных, но и узнают их на картинках. Рассказывают о способах передвижения животных, многофункциональных способностях, особенностях их проживанию в нашем крае соответственно специфики их образа жизни.



















































Заключение


На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни.

Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни показал свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников экспериментальной оказался выше, чем у дошкольников контрольной группы.


Таким образом, цели и задачи нашей работы изложены, гипотеза подтвердилась.


Список использованных источников

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г №273-ФЗ.

  2. Конвенция о правах ребенка принята резолюцией №44/25 Генеральной Ассамблей ООН от 20/11/1989, вступила в силу для России 15/09/1990.

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки РФ) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобнауки РФ) от 07.04.2014г №276 «Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности».

  5. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 2.4.1.3049-13. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26.


МОНОГРАФИИ, БРОШЮРЫ, СТАТЬИ, ВЫСТУПЛЕНИЯ


  1. АкуловаО.В., Бабаева Т.И. Детство СПб.:ООО «Издательство

«Детство-Пресс», 2016 Комплексная образовательная программа дошкольного образования ( ФГОС)

  1. АфанасьеваЛ.И. Проектирование основной образовательной программы СПб: «Издательство «Детство-Пресс», 2016 Пособие предназначено для воспитателей.

  2. Логинова В.И., Т.И. Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др. Детство СПб.: Детство –Пресс ,2010 Программа развития и воспитания детей в детском саду.

  3. ЗенинаТ.Н. Родительские собрания в ДОУ. М.: Центр педагогического образования,2016 Педагогам дошкольных образовательных учреждений.

  4. О.С. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников М.:ТЦ Сфера,2017 Программа предназначена работникам дошкольных образовательных учреждений.


Методические издания

1.Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение.: ил.- (Б-ка воспитателя дет. Сада), 2006.-128с




2.Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг.- М.: Просвещение.: ил.-(Б-ка воспитателя детского сада) 2008- 128с.




3.Газман О.С. Харитонова Н.Е. В школу с игрой: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2007.-96с




4.Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании детей. – М., Дрофа., 2008.-23с.




5.Лучич М.В. Детям -143с




6.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. -184с.




7.Потапова Е. Н. Радость познания. М., 2008.-45с.




8.Маркова Е. Помогите детям увидеть мир многоцветным.// Игры и упражнения для развития координации и точности движений и отработки правильного нажима.// Дошкольное воспитание. – 2006.- № 2.




9.Немов Р.С. Общая психология. – М.: Владос, 2010.,84с.




10.Педагогический энциклопедический словарь.- М., 2009 ,63с..




11.Психология. Словарь./Под ред. Петровского А.В. – М., 2008., 97с.




12.Программа «Истоки»: Базис развития ребенка - дошк.. – М.; Просвещение, 2006.- 335с




13.Программа «Радуга», рук-во для воспитателей сред. Группы дет. сада\ Т. Н Доронова, Гербова В.В – М.: Просвещение, 2007.-208с.




14.Словарь практического психолога. – Минск: Харвест, 2007.




15.Субботский Е. В. Ребенок открывает мир: Кн. Для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 2009.-207с.




16.Фролова А. Н. Влияние игр-занятий на формирование игры детей 5-го года жизни: Дис.канд.пед.наук.-М.: 2009.-114с.




17.Фурмина Л.С. Роль предметной среды в развитии самостоятельной театрально-игровой деятельности детей 5-6 лет: Тез. докл. конф. 6 июня 1999г.- М.: 2005.-243с.




19.Хайдурова И. А. К вопросу о системе знаний о растениях у детей старшего дошкольного возраста. Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста.- Иркутск, 2007.-211с.




21.Художественное творчество и ребенок. Под. Ред. Н. А. Ветлугиной.- М.: 2008.- 307с.




22.Человек, общение и жилая среда. Под ред. Юри Орна и Томаса Нийта. – Таллин, 2010.- 112с.




23.Человек, предмет, среда. - М.: 2009.- 66с.







ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:

1.«Детский сад: теория и практика»

http://www.editionpress.ru/magazine_ds.html

2.Журнал «Справочник старшего воспитателя»

http://vospitatel.resobr.ru/

3.Журнал «Детский сад будущего»

http://www.gallery-projects.com

4.Журнал «Воспитатель ДОУ»

http://doshkolnik.ru

5«Современный детский сад»

http://www.det-sad.com/sovremenni_det_sad

6.«Справочник руководителя дошкольного учреждения»

http://www.menobr.ru/products/7/

7.Журнал «Обруч" http://www.obruch.ru/

8.Журнал «Детский сад от А до Я»

http://detsad-journal.narod.ru/

9.Газета «Дошкольное образование»

http://best-ru.net/cache/9988/


  1. Журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика»

http://sdo-journal.ru/


  1. Сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок»

http://festival.1september.ru/


  1. Детский сад.

http://detsad-kitty.ru/


  1. Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье. http://www.doshvozrast.ru/


  1. Всё для детского сада

http://www.moi-detsad.ru


16.Социальная сеть работников образования

nsportal.ru


17.ВОСПИТАТЕЛЬ | в помощь воспитателю детского сада.

http://detsadd.narod.ru/


18.Сайт «Воспитатель»

http://vospitatel.com.ua/


19. Детский сад. Ру.

http://www.detskiysad.ru













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экологическое воспитание дошкольников

Автор: Бакитова Сания Канапиевна

Дата: 23.01.2020

Номер свидетельства: 537154

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Экологическое воспитание дошкольников через экспериментально -                  исследовательскую   деятельность"
    ["seo_title"] => string(97) "ekologhichieskoievospitaniiedoshkolnikovchieriezekspierimientalnoissliedovatielskuiudieiatielnost"
    ["file_id"] => string(6) "263273"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449507040"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Экологическое воспитание дошкольников через экспериментально -                  исследовательскую   деятельность"
    ["seo_title"] => string(98) "ekologhichieskoievospitaniiedoshkolnikovchieriezekspierimientalnoissliedovatielskuiudieiatielnost1"
    ["file_id"] => string(6) "263275"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449507048"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Экологическое воспитание дошкольников посредством музыки "
    ["seo_title"] => string(63) "ekologhichieskoie-vospitaniie-doshkol-nikov-posriedstvom-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "241330"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445234705"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "ТематичесПоиск эффективных методов осуществления экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО"
    ["seo_title"] => string(80) "tematichespoisk_effektivnykh_metodov_osushchestvleniia_ekologicheskogo_vospitani"
    ["file_id"] => string(6) "643248"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1703507884"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Консультация "Экологическое воспитание дошкольников" "
    ["seo_title"] => string(58) "konsul-tatsiia-ekologhichieskoie-vospitaniie-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "214623"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432382814"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства