kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологическая тропа как средство познания природы дошкольниками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическая тропа как  средство познания природы дошкольниками

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологическая тропа как средство познания природы дошкольниками»

Экологическая тропа как средство познания природы старшими дошкольниками

В дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе.

Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.

Познавательное развитие дошкольника происходит в разных видах деятельности. Важную роль играет ознакомление с изменением и развитием окружающего мира.

Особую роль природы в развитии познания подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.

Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

Формирование экологической культуры осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. Задачи педагогов сводятся к следующему:

1. Создавать условия для формирования элементарных биологических представлений: • знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, среде обитания и т.д.); • предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме; • формировать эмоционально-положительное отношение к природе.

2. Обеспечивать условия для развития экологического сознания:

• знакомить с представителями живой и неживой природы;

• рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;

• способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;

• знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;

• способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;

• создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.

Выявлены три группы методов экологического воспитания детей в дошкольном учреждении, базирующиеся на типичных для этого периода видах деятельности:

• практические (создание и поддержание экологически правильных условий для растений и животных, находящихся в окружении детей, природоохранная деятельность);

• познавательные (наблюдение, общение педагога с детьми в повседневной жизни и на занятиях);

• «отобразительные» (игра, моделирование, изобразительная деятельность). Новая форма использования сюжетно-ролевой игры в воспитательно-образовательном процессе ознакомления детей с природой – разные виды игровых обучающих ситуаций (ИОС с игрушками-аналогами, куклами – персонажами сказок, с сюжетом «путешествия»), организованные воспитателем для решения дидактических задач, принципиально меняют ситуацию: учебная деятельность, преобразуется в игровую, обеспечивает легкость в понимании и усвоении дошкольниками экологических знаний, отражающих причинно-следственные связи явлений, взаимосвязи объектов.

В реализации задач формирования экологической культуры большое значение имеет природное окружение в детском саду.

Это уголки природы в группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, наметить экологическую тропу, выделить уголок «Зеленой аптеки», сделать ручеек, бассейн и т. д.

Создание экологической тропы на территории детского сада возможно при определенных условиях:

• наличие естественного ландшафта;

• организации разнообразной экологически ориентированной деятельности детей: познавательной, трудовой, художественной;

• создании условий для экологического образования воспитателей и родителей. Экологическая тропа для дошкольников может быть проложена непосредственно на территории детского сада и, как самый лучший вариант.

С помощью экологической тропы решаются многие педагогические и психологические задачи, среди них можно выделить:

• сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний;

• формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;

• руководство чувственно-эмоциональными, интеллектуальными реакциями на окружающую среду;

• воспитание привычки заботиться о природе и ее обитателях, при необходимости оказывать действенную помощь;

• учить видеть взаимосвязь явлений в природе, делать выводы;

• воспитание эстетических чувств;

• самовоспитание средствами природы;


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экологическая тропа как средство познания природы дошкольниками

Автор: Батырова Элла Владимировна

Дата: 04.12.2023

Номер свидетельства: 641294

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в вопросах экологического воспитания"
    ["seo_title"] => string(80) "oznakomlenie_detei_doshkolnogo_vozrasta_s_okruzhaiushchim_mirom_v_voprosakh_ekol"
    ["file_id"] => string(6) "643773"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1704873995"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Целевые ориентиры как результат реализации образовательной программы ДОУ. "
    ["seo_title"] => string(82) "tsielievyie-oriientiry-kak-riezul-tat-riealizatsii-obrazovatiel-noi-proghrammy-dou"
    ["file_id"] => string(6) "193801"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427698391"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Целевые ориентиры как результат реализации образовательной программы ДОУ. Презентация. "
    ["seo_title"] => string(98) "tsielievyie-oriientiry-kak-riezul-tat-riealizatsii-obrazovatiel-noi-proghrammy-dou-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "193813"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427699022"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства