Просмотр содержимого документа
«Экологическая тропа как средство познания природы дошкольниками»
Экологическая тропа как средство познания природы старшими дошкольниками
В дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе.
Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.
Познавательное развитие дошкольника происходит в разных видах деятельности. Важную роль играет ознакомление с изменением и развитием окружающего мира.
Особую роль природы в развитии познания подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.
Формирование экологической культуры осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. Задачи педагогов сводятся к следующему:
1. Создавать условия для формирования элементарных биологических представлений: • знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, среде обитания и т.д.); • предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме; • формировать эмоционально-положительное отношение к природе.
2. Обеспечивать условия для развития экологического сознания:
• знакомить с представителями живой и неживой природы;
• рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;
• способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;
• знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;
• способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;
• создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.
Выявлены три группы методов экологического воспитания детей в дошкольном учреждении, базирующиеся на типичных для этого периода видах деятельности:
• практические (создание и поддержание экологически правильных условий для растений и животных, находящихся в окружении детей, природоохранная деятельность);
• познавательные (наблюдение, общение педагога с детьми в повседневной жизни и на занятиях);
• «отобразительные» (игра, моделирование, изобразительная деятельность). Новая форма использования сюжетно-ролевой игры в воспитательно-образовательном процессе ознакомления детей с природой – разные виды игровых обучающих ситуаций (ИОС с игрушками-аналогами, куклами – персонажами сказок, с сюжетом «путешествия»), организованные воспитателем для решения дидактических задач, принципиально меняют ситуацию: учебная деятельность, преобразуется в игровую, обеспечивает легкость в понимании и усвоении дошкольниками экологических знаний, отражающих причинно-следственные связи явлений, взаимосвязи объектов.
В реализации задач формирования экологической культуры большое значение имеет природное окружение в детском саду.
Это уголки природы в группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, наметить экологическую тропу, выделить уголок «Зеленой аптеки», сделать ручеек, бассейн и т. д.
Создание экологической тропы на территории детского сада возможно при определенных условиях:
• наличие естественного ландшафта;
• организации разнообразной экологически ориентированной деятельности детей: познавательной, трудовой, художественной;
• создании условий для экологического образования воспитателей и родителей. Экологическая тропа для дошкольников может быть проложена непосредственно на территории детского сада и, как самый лучший вариант.
С помощью экологической тропы решаются многие педагогические и психологические задачи, среди них можно выделить:
• сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний;
• формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;
• руководство чувственно-эмоциональными, интеллектуальными реакциями на окружающую среду;
• воспитание привычки заботиться о природе и ее обитателях, при необходимости оказывать действенную помощь;
• учить видеть взаимосвязь явлений в природе, делать выводы;